Проект "". Аккредитация в образовании.

Проект АО

Первые леди

Как женщины-ректоры меняют российское образование

О проекте

Дипломат, миротворец, предприниматель, политик, общественный деятель, управленец, борец за права человека, экологию и устойчивое развитие, участник преобразований в экономике и социальной сфере... Роль женщины в глобальных трансформациях чрезвычайно важна и обсуждается повсеместно. Не исключение и журнал «Аккредитация в образовании», в сентябре 2021 года запустивший спецпроект «Первые леди. Как женщины-ректоры меняют российское образование». Участницы — восемь ректоров российских вузов — рассказывают о себе и своем опыте управления.

Женское лидерство

Чтобы стать женщиной-лидером

необходимо развить в себе:

сотрудничество

Дипломатичность

и направленность на

сотрудничество

найти решение

Умение

анализировать

ситуацию и находить

решение проблемы

коммуникабельность

Коммуникабельность

и демократичность

ответственность

Ответственность

и внимание

к деталям

стратегичность

Приверженность

идее и

стратегичность

мышления

эмпатия

Развитую интуицию

и эмпатичность

Участницы проекта

Именно эти качества присущи нашим

героиням

Людмила Дробышева-Разумовская

Людмила 

Дробышева-

Разумовская

Татьяна Зайко

Татьяна 

Зайко

Нэлла Прусс

Нэлла 

Прусс

Маргарита Русецкая

Маргарита 

Русецкая

Елена Симбирских

Елена 

Симбирских

Людмила Скаковская

Людмила 

Скаковская

Татьяна Терентьева

Татьяна 

Терентьева

Надия Юсупова

Надия 

Юсупова

Людмила Дробышева-Разумовская
Людмила Дробышева-Разумовская

ректор Пермского государственного института культуры

Работу ректора — как и управленческую деятельность в целом — отличают сложность и многозадачность, поэтому личностные ресурсы необходимо умело аккумулировать. И творчество, наряду с другими формами деятельности, дает возможность накапливать этот ресурс, этот капитал..

Интервью

Топ-3

профессиональных ценностей

  • компетентность
  • креативность
  • высокая работоспособность

Топ-3

личностных ценностей

  • стремление к саморазвитию
  • целеустремленность
  • ответственность

Топ-3

качеств лидера

  • умение стратегически мыслить
  • нацеленность на результат
  • умение организовать и мотивировать команду
Татьяна 
Зайко

ректор Сибирского государственного университета водного транспорта

Женщины эмоциональны, и это совсем неплохо. Что касается лично меня, люблю жизнь во всех ее проявлениях и с удовольствием делюсь позитивом. Неотъемлемой частью моей жизни является спорт. Для меня важно всегда оставаться женщиной: заряжать энергией окружающих, вдохновлять на новые свершения.

Блиц-опрос

Интервью

Людмила Дробышева-Разумовская

Топ-3

профессиональных ценностей

  • компетентность
  • непрерывное профессиональное развитие
  • ответственность

Топ-3

личностных ценностей

  • порядочность
  • личная ответственность
  • оптимизм

Топ-3

качеств лидера

  • видение, понимание задач и перспектив, умение объединить все возможные ресурсы для достижения цели
  • умение мотивировать людей для работы, на решение задач
  • умение создать команду профессионалов для достижения цели
Нэлла Прусс
Нэлла 
Прусс

президент Университета управления ТИСБИ

Для меня радость — видеть счастливые лица преподавателей и студентов. В этот момент понимаю, что моя работа приносит пользу обществу. Мне кажется, нужно любить людей и делать все для их блага. Отдавать себя делу целиком.

Топ-3

профессиональных ценностей

  • желание учиться и постигать новое
  • самоорганизованность
  • умение работать и заставлять других работать

Топ-3

личностных ценностей

  • порядочность
  • честность
  • умение признавать ошибки

Топ-3

качеств лидера

  • регламентированный стиль руководства
  • умение успевать за ритмом жизни
  • человечность
Маргарита 
Русецкая

ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина

Женщины исторически и генетически ориентированы на поиск решений, необходимых для безопасности, выживания семьи, детей, продолжения жизни. Все эти качества востребованы и в деловой сфере. Регулярно жизнь требует от нас решения нерешаемых задач, а это возможно только за счет нестандартных подходов.

Блиц-опрос

Интервью

Маргарита Русецкая

Топ-3

профессиональных ценностей

  • стремление к саморазвитию и совершенствованию
  • социальная вовлеченность и ответственность
  • приверженность корпоративным ценностям

Топ-3

личностных ценностей

  • поиск истины
  • стремление к красоте и гармонии
  • направленность на милосердие и сострадание

Топ-3

качеств лидера

  • умение находить нестандартные решения
  • готовность нести ответственность за достижения и неудачи
  • визионерский стиль управления
Елена Симбирских
Елена 
Симбирских

ректор Вятского государственного агротехнического университета

Эффективность женщин-ректоров в кризисные периоды обусловлена присущими им гендерными особенностями, а именно стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, гибкостью и творческим подходом к решению задач.

Топ-3

профессиональных ценностей

  • ответственность
  • компетентность
  • коммуникабельность

Топ-3

личностных ценностей

  • человечность
  • саморазвитие
  • открытость

Топ-3

качеств лидера

  • наличие цели и видение результата
  • уверенность
  • личная вовлеченность в процесс
Людмила 
Скаковская

ректор Тверского государственного университета

Качества и навыки, присущие женщинамруководителям, играют важную роль в формировании нестандартных решений, подготовке и реализации инновационных методов управления процессами. Равным образом они являются основой в формировании позиций, позволяющих решать поставленные цели и задачи.

Блиц-опрос

«АО» 129 (5), стр. 49

«АО» 130 (6), стр. 40
Интервью
Людмила Скаковская

Топ-3

профессиональных ценностей

  • ответственность за свои слова, решения и поступки
  • уважение к людям
  • трудолюбие

Топ-3

личностных ценностей

  • семья
  • доброта
  • честность

Топ-3

качеств лидера

  • нацеленность на результат
  • смелость
  • решительность
Татьяна Терентьева
Татьяна 
Терентьева

Ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Женщины очень целеустремленные и работоспособные. Наверное, поэтому эффективные. В нашем университете эту тайну давно разгадали, и сегодня ВГУЭС один из немногих университетов, где топ-менеджмент в основном представляют женщины. Меня очень радует, что среди ректоров российских вузов всё больше женщин.

Интервью

Топ-3

профессиональных ценностей

  • компетентность
  • стремление к саморазвитию
  • soft skills

Топ-3

личностных ценностей

  • целеустремленность
  • оптимизм, позитивное отношение к жизни
  • тайм-менеджмент

Топ-3

качеств лидера

  • стратегическое мышление
  • умение работать с людьми, собирать команду
  • амбициозность
Надия 
Юсупова

Ректор Государственного гуманитарно-технологического университета

Женщинам в принципе сложнее выдвигаться на высокие посты, особенно в сфере ВПО. Здесь, в отличие от системы общего образования, более высок удельный вес мужчин на преподавательской и административной работе, поэтому среди женщин-руководителей практически нет случайных людей.

Надия Юсупова

Топ-3

профессиональных ценностей

  • компетентность
  • ответственность
  • интеллект

Топ-3

личностных ценностей

  • честность
  • умение сопереживать
  • доброта

Топ-3

качеств лидера

  • уверенность в себе
  • самообладание в критические моменты
  • умение вести за собой

Как женщины-ректоры меняют российское образование

Ответ на главный вопрос проекта — в рассказах наших героинь

о достижениях вузов и команд, ими возглавляемых.

ПГИК

Людмила Дробышева-Разумовская, ПГИК

— ПГИК — современный вуз, который уверенно смотрит в будущее, вносит значительный вклад в культуру Пермского края и России. Подтверждением высоких результатов деятельности, направленных на взаимодействие с государством, бизнесом, научным и творческим сообществами, развитие международного сотрудничества и новых цифровых образовательных технологий, стало вручение общенациональной премии

«Ректор года — 2021».

Подробнее — Блиц «АО» −129

Татьяна Зайко, СГУВТ

— Бесспорно, главный капитал вуза — это кадры. Наш коллектив — как экипаж, работа которого эффективна в том случае, когда каждый находится на своем месте. <...>

У нас сложился крепкий управленческий состав. Его структура периодически претерпевает изменения и главным образом это связано с вызовами и задачами, которые ставит государство и профессиональное сообщество.

Подробнее — Блиц «АО» −130

СГУВТ
ТИСБИ

Нэлла Прусс, ТИСБИ

— Сегодня Университет управления «ТИСБИ» — это большая стабильная команда высокопрофессиональных научно-педагогических работников, более 70% которых — кандидаты и доктора наук. <...>

Это очень высокий результат, особенно для негосударственного вуза, и мы гордимся этим. Люди трудятся на постоянной основе, и я считаю, что самое главное — иметь команду настоящих профессионалов, преданных своему делу.

Подробнее — Блиц «АО» −132

Маргарита Русецкая,

Гос. ИРЯ им. Пушкина

— В 2014 году Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина создал портал «Образование на русском» — первую в мире электронную школу русского языка, объединившую онлайн-курсы, программы повышения квалификации преподавателей и открытые просветительские ресурсы.

<...>Такие проекты привлекают людей с уникальными компетенциями, которые работают на инновационный потенциал и рейтинг вуза, обеспечивают ему место среди ведущих научных организаций страны.

Подробнее — Блиц «АО» −130

 Гос. ИРЯ им. Пушкина
Вятский ГАТУ

Елена Симбирских, Вятский ГАТУ

— В Вятском ГАТУ произошли ключевые изменения в подходе к организации работы структурных подразделений и каждого сотрудника. Раньше каждый был «сам за себя» и «для себя». Сейчас задан единый вектор, перед всеми подразделениями поставлены конкретные задачи, при этом люди самостоятельно принимают решения. Каждый сотрудник — командный игрок, осознающий свою ответственность в процессе движения к общей цели.

Подробнее — Блиц «АО» −131

Людмила Скаковская, ТГУ

— Современные вузы проходят через кризисные периоды, работают на достижение амбициозных целей. Не исключение и наш Тверской государственный университет <...>. Очень важно, что нам удалось интенсифицировать работу по выстраиванию взаимодействия с индустрией и бизнесом Тверского региона <...>.

В 2021 году мы решили глобальную задачу по внешней независимой оценке качества наших образовательных программ и системы менеджмента образовательной деятельности, которая позволила университету определить дальнейшие направления совершенствования и развития.

Подробнее — Блиц «АО» −129

ТГУ
ВГУЭС

Татьяна Терентьева, ВГУЭС

— Трансформация управленческой структуры связана с новыми задачами. Восемь лет назад в университете была разработана уникальная концепция практико-интегрированного обучения,

и уже в 2014 году мы приступили к ее реализации. Сегодня четверокурсники восемь месяцев стажируются на предприятиях региона, получают современные компетенции и навыки, в том числе soft skills. Во многом благодаря этому подходу снимается проблема трудоустройства.

Подробнее — Блиц «АО» −130

Надия Юсупова, ГГТУ

— Главный секрет, безусловно, в коллегиальности управления, командном принципе работы. <...> Именно так мы создали практико-ориентированную модель подготовки мотивированных, компетентных учителей и воспитателей, любящих и знающих свою работу. Модель, которая принесла вузу авторитет, высокие места в профессиональных рейтингах, сделала его востребованным среди абитуриентов.

Подробнее — в интервью «АО» −130

ГГТУ

Интеграция и баланс

Совмещать работу и личную жизнь для женщин-ректоров — задача непростая, при этом достижимая. Как интегрировать и гармонизировать эти сферы — читайте в интервью с участницами проекта.

Аналитика по итогам проекта будет опубликована в июльском, 138-м номере «АО»

Наверх