Татьяна Улитина, директор Трехгорного технологического института НИЯУ МИФИ
АО. Роль руководителя сегодня несколько шире, чем была еще совсем недавно. Если в планах – вырасти в нечто большее самому и своей команде, нужно очень многое учесть и знать. Лидеры, по сути, меняют среду, в которой «варится» вся команда, и вся эта консолидированная энергия выводит каждого на другие, более высокие уровни, что естественным образом сказывается и на общем результате. Что помогает руководителю вести за собой людей? В чем секрет успешных проектов?
– Вопрос заставил вернуться на двенадцать лет назад, когда мне, новоиспеченному директору, «прилетел» первый мониторинг эффективности вузов с цифрами, стыдливо раскрашенными в красные тона. Перезагрузка была стремительной, двигаться надо было быстро и решительно. Именно тогда я, преодолев страх, шагнула в неизвестное и мультяшный образ капитана на мостике парусного судна для меня, выросшей в семье военного моряка, показался совсем не детским.
У Джона Максвелла есть замечательные слова: «Потенциал группы людей всегда больше потенциала отдельного человека. Работая вместе, люди обладают бесконечными возможностями». Тогда получилось стабилизировать ситуацию благодаря команде воодушевленных людей, сердца которых бьются в унисон. Мне повезло, много лет я работаю в коллективе профессионалов, обладающих необходимыми компетенциями и мотивацией, способных эффективно решать задачи, поставленные стратегическими ориентирами вуза. Дорожу доверием своих коллег и стараюсь, чтобы они ярко проявляли свои способности, усиливая сильные стороны друг друга и компенсируя слабые.
Секрет успешных проектов вижу в обязательном проведении рефлексии, неудовлетворенности результатом, умении развернуться к преграде лицом и идти ей навстречу, постановке высоких стандартов. И только тогда, примерив капитанский китель, просчитав путь согласно морским течениям и розы ветров, можно выходить в море, ловя ветер в парусах.
АО. В редакционном проекте АО «Первые леди» мы говорим о многих вызовах, которые встают перед женщиной-руководителем. Это и гендерный вопрос, и поиск золотой середины между работой и домом, и как при всём этом быть эффективной, да еще и счастливой. Реально ли все это совместить? Как не выгореть при такой многозадачности? Может, это доступно только избранным?
– Поиск золотой середины вечен. Непросто решались задачи в первые годы моего профессионального становления, потом научилась делегировать полномочия. Признаюсь, это было самым трудным решением, потому что сильной была привычка все проверить самой. А еще научилась говорить «нет» разной «ненужной» работе, не испытывая чувство вины. Что не умею делать по-настоящему хорошо, так это – отдыхать. Здесь не откажусь быть в числе избранных.
АО. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30-40%. Думаем, это утверждение можно распространить и на другие кооперации и сообщества, где лидером выступает женщина. Как вы думаете, приведенная цифра – много или мало? Как нащупать гендерный баланс для эффективного руководства? И какое значение этот фактор имеет в образовательной среде?
– На мой взгляд, такое соотношение условно. История знает женщин, которые управляли государствами. В образовательной повестке женщине-руководителю давно принадлежит «пальма первенства». Требовательность к себе, повышенное чувство долга, обязательность, способность выдерживать эмоциональные нагрузки и противостоять усталости – таковы моральные стандарты и правила женского стиля руководства.
Никто не будет спорить, что успешную женщину-руководителя легко определить с порога образовательной организации. Только женщина может выстраивать горизонтальные связи, построенные на внимании к человеку, его личной жизни, к проблемам в семье. Так стоит ли говорить о «минусах» женского руководства, которые неизбежно являются продолжением «плюсов»?
Директор Трехгорного технологического института НИЯУ МИФИ Т.И. Улитина и директор Приборостроительного завода В.В. Белобров на открытии музея