Вера Щёкина, ректор Благовещенского государственного педагогического университета

«Никаких избранных здесь нет, только те, кто готов к труду и саморазвитию»

Благовещенский государственный педагогический университет

АО. Роль руководителя сегодня несколько шире, чем была еще совсем недавно. Если в планах – вырасти в нечто большее самому и своей команде, нужно очень многое учесть и знать. Лидеры, по сути, меняют среду, в которой «варится» вся команда, и вся эта консолидированная энергия выводит каждого на другие, более высокие уровни, что естественным образом сказывается и на общем результате. Что помогает руководителю вести за собой людей? В чем секрет успешных проектов?

– Опыт показывает, что ключевым навыком руководителя всё же является умение слушать и понимать своих сотрудников. Руководитель должен быть готов выслушать их мнения, идеи и проблемы, кроме того, принимать всё это во внимание при принятии решений. Такой подход помогает создать атмосферу доверия и сотрудничества в команде.

Не менее важно уметь ставить задачи, расставлять акценты, формулировать и осознавать общую цель и последовательно вести свою команду именно к ней. Если у всей команды такое понимание не сформировано, то каждый будет выполнять лишь собственный функционал.

Руководителю также следует уметь собрать эффективную команду и обеспечивать сотрудничество между различными подразделениями. И вот когда эти механизмы отлажены, можно задуматься о создании, а затем и о реализации проектов, которые впоследствии точно будут успешны. К счастью, таких в нашем вузе большинство. Например, в прошлом году мы стали победителями в дальневосточном треке программы «Приоритет 2030» и получили средства на новую стратегию развития университета. Свою программу мы разрабатывали целый год, и если бы у меня не было эффективной команды профессионалов, с которой мы смотрим в одном направлении, то ничего бы не получилось.

Опыт показывает, что ключевым навыком руководителя всё же является умение слушать и понимать своих сотрудников.

АО. В редакционном проекте АО «Первые леди» мы говорим о многих вызовах, которые встают перед женщиной-руководителем. Это и гендерный вопрос, и поиск золотой середины между работой и домом, и как при всём этом быть эффективной, да еще и счастливой. Реально ли все это совместить? Как не выгореть при такой многозадачности? А, может, это доступно только избранным?

– Считаю, что ректор – не гендерная должность, однако женщинам сложнее руководить в силу того, что они более эмоциональны и всё принимают близко к сердцу, но это не значит, что женщины не могут быть эффективными руководителями и при этом оставаться счастливыми людьми. Для этого нужно научиться управлять своими эмоциями, установить приоритеты и находить баланс между работой и личной жизнью. Конечно, это может быть сложно, но это возможно для каждого, кто готов работать над собой и своими навыками. Никаких избранных здесь нет, только те, кто готов к труду и саморазвитию. 

В университете я с 1984 года. Первый раз попала сюда на День открытых дверей, впоследствии поступила, окончила и осталась работать. Заходя впервые в БГПУ, я и не думала, что когда-то стану ректором. Но хочу отметить, что одна бы я не справилась. У меня были и есть единомышленники, которые зачастую моложе меня, по-другому смотрят на жизнь и всегда открыты новому. Это креативные, позитивные, с массой нестандартных идей коллеги.

АО. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где во властных структурах женщины составляют 30-40%. Думаем, это утверждение можно распространить и на другие кооперации и сообщества, где лидером выступает женщина. Как вы думаете, приведенная цифра – много это или мало? Как нащупать тот самый гендерный баланс для эффективного руководства? И какое значение этот фактор имеет в образовательной среде?

– Данная ситуация может быть связана с традиционным представлением о женской роли в обществе. В большинстве своём, люди считают, что женщина должна посвящать себя семье и детям, а не строить карьеру. Но если мы говорим о сфере образования, то тут уже идет речь как раз о 30% мужчин, а не женщин. Несмотря на то, что большинство великих педагогов все-таки мужчины, на данный период времени образовательная среда имеет «женское лицо», в том числе это отражается и на руководителях образовательных организаций. Однако не вижу в этом ничего плохого, потому что женщины часто обладают большей социальной ответственностью и чувством заботы о коллективе, что может быть полезным в нашей сфере.

15.11.2023
Наверх