Оксана Линник, ректор СФТИ НИЯУ МИФИ

Энергия лидерства

Руководитель СФТИ НИЯУ МИФИ о принципе равнобедренного треугольника в управлении, самом дорогом университетском ресурсе и преимуществе малого города

Гендерный фактор

АО. Что гендер влияет на стиль управления, а также на результаты этих процессов – факт известный и доказанный, причем не всегда признаваемый как мужчинами, так и женщинами. Что думаете по этому поводу вы? Существует ли тот самый «женский» подход в менеджменте, который даёт преимущества?

– Мужское и женское начало в управлении – это, скорее всего, про характер. За свои 10 лет руководства вузом я неоднократно слышала, что у меня мужской характер. Нацеленность на результат, умение «проявлять характер», твердо стоять на своём – все эти качества почему-то ассоциируются с мужским поведением. 

Но мне кажется, что принципиально отличает женщину-руководителя – это стремление созидать, создавать. Есть позиция «воина», есть «строителя». Мне кажется, женщины в большей степени «архитекторы», «строители». Это я открыла в себе. На мою долю выпал период масштабного капитального ремонта студенческого общежития. Незабываемое чувство, когда ты видишь, перевоплощение (от эскиза до финальной отделки) старого здания в новое, современное, комфортабельное. Но в процессе требуется пройти через тонны мусора, черновой отделки и всего прочего. Вот тут, действительно, смешивается и мужское, и женское начало.

Наверное, в гендерном споре побеждают вечные ценности: честность, порядочность, умение держать удар и … умение прощать.

Эффективность при многозадачности

АО. Современный руководитель, находясь в режиме многозадачности, должен оставаться эффективным. Развить этот навык сложно, но возможно, и у каждого наверняка есть собственный подход. Как вы сохраняете эффективность при многозадачности? 

– Руководитель обречен на многозадачность. Это аксиома. Когда я проходила путь от заведующей кафедрой до руководителя вуза, то понимала, что с каждой ступенью многозадачность только нарастает. Но, на оперативном или тактическом уровне руководства эту интенсивность задают больше вышестоящие руководители. А на уровне руководителя организации уже больше ты сам. Моя мама (руководитель с 40-летним стажем) видя, как я «разгребаю завалы на работе», шутит, что эти «завалы» я сама и создала.

Действительно, настоящий руководитель – сам генератор идей, он ведет за собой и во многом сам создает многозадачность. И здесь главное – грамотно расставить приоритеты и не загнать коллектив в ловушку повышенных обязательств. 

Вузовская специфика проявляется в матричной многозадачности: по горизонтали – уровни образования (от юниоров-школьников и колледжа до магистратуры и аспирантуры), по вертикали – ключевые процессы (образование, наука, воспитание, вопросы инфраструктуры, развития, партнёры, внешняя среда).

Не сделаю особого открытия, но выжить при многозадачности можно, только делегируя полномочия и ответственность. Эффективно это будет работать при соблюдении принципа равнобед­ренного треугольника, когда полномочия будут равны ответственности членов команды, тогда в его основании появится эффективное решение задач.

А вообще, лучший отдых – это смена деятельности, поэтому многообразная палитра задач руководителя как раз и спасает от рутины монотонной работы.

Выжить при многозадачности можно, только делегируя полномочия и ответственность. Эффективно это будет работать при соблюдении принципа равнобедренного треугольника, когда полномочия будут равны ответственности членов команды, тогда в его основании появится эффективное решение задач…
 

Управление ресурсами

АО. Многозадачность, да и вообще специфика работы может привести к выгоранию и другим негативным последствиям, поэтому так важно грамотно и вовремя поддерживать, восполнять личностные (психологические, профессиональные, физические) ресурсы. Какие результативные практики вы могли бы рекомендовать коллегам и читателям журнала?

– Самый дорогой ресурс в наших образовательных организациях – это люди. Преподаватели, они как артисты, – на них буквально идет публика, точнее, наши абитуриенты, студенты и родители. Бытует мнение, что и преподаватели, в свою очередь, заряжаются энергией от студентов, так что процесс обогащения в этом случает обоюдный. 

Руководство вузом все годы совмещаю с преподавательской работой. Работа со студентами, действительно, заряжает особой энергетикой. Все тяготы руководящей рутины как рукой снимает очередное достижение нашей команды. Очень часто говорю себе в это время: «Не зря!». У нас развита многоуровневая система наставничества, работа ведётся по принципу «Достиг успеха сам – помоги товарищу!». Студентам старших курсов доверена работа с младшекурсниками и школьниками – юниорами Росатома. Работа с разновозрастной командой вдохновляет, приводит к совместному успеху.

Свои личностные жизненные ресурсы восполняю в путешествиях, спортивных и познавательных активностях моего ребёнка. Работа с людьми требует временного переключения и полной перезагрузки. Поездки на детские хоккейные турниры сына, где страсти, накал борьбы и нерв болельщиков-родителей, наверное, даже выше, чем на финале Кубка Гагарина (кстати, поездки на плей-офф тоже в традициях нашей семьи), пожалуй, и есть лучшая перезагрузка.

Социальное проектирование

АО. Женщины-лидеры меняют реальность: генерируют новые идеи, стратегии и технологии, чтобы решать общественно значимые задачи в совершенно разных областях, будь то образование, медицина, экология или бизнес. Расскажите, пожалуйста, о социальных проектах, которые вы хотели бы реализовать в ближайшей перспективе.

– Специфика инженерного вуза, миссией которого является подготовка кадров для ядерного оружейного комплекса, привлекает на наши ключе­вые специальности «Ядерная физика и технологии», «Боеприпасы и взрыватели», «Программная инженерия» в большей мере студентов-юношей, их у нас в СФТИ НИЯУ МИФИ обучается 75%. Ядерно-физическое, конструкторско-технологическое и информационно-технологическое направления привлекают девушек с особым складом ума и характером. По-другому сложно объяснить феномен успешного социального проектирования. Когда шесть лет назад мы возродили стройотрядовское движение, и предположить не могли, что единственный как в регионе, так и в контуре Росатома, женский строительный отряд СФТИ НИЯУ МИФИ три года подряд будет удерживать звание лучшего стройотряда Челябинской области, а в 2022 году возьмет и новую высоту – звание лучшего стройотряда Всероссийской стройки «Мирный атом» Госкорпорации «Росатом».

Если говорить о перспективах, то развитие СФТИ НИЯУ МИФИ в ближайшее десятилетие я вижу как развитие центра инженерно-исследовательских и городских компетенций. И если подготовка инженерно-исследовательских кадров была и остается приоритетом номер один, то пул городских компетенций связан с реализацией новых образовательных программ по подготовке медицинских и педагогических кадров для городов присутствия предприятий Госкорпорации «Росатом». Медицинская сестра или воспитатель детского сада – профессии с женским лицом. И это еще один феномен социального проектирования в техническом вузе, который позволяет сбалансировать номенклатуру «мужских» и «женских» специальностей, а главное, способствовать повышению качества жизни в закрытых городах. 

Поставленная цель – развитие филиала как «университета в миниатюре» – уверена, нам по силам. Эту уверенность поддерживают, в частности, и результаты мониторинга эффективности деятельности вузов. СФТИ НИЯУ МИФИ четыре года подряд удерживает лидерство среди вузов Челябинской области, входит в тройку вузов-лидеров по Уральскому федеральном округу и в первую лигу вузов России по данным мониторинга эффективности вузов. 

Поставленная цель – развитие филиала как «университета в миниатюре» – уверена, нам по силам. СФТИ НИЯУ МИФИ четыре года подряд удерживает лидерство среди вузов Челябинской области, входит в тройку вузов-лидеров по Уральскому федеральном округу и в первую лигу вузов России по данным мониторинга эффективности вузов.

Семья и работа

АО. «Life-work balance» – весьма актуальная для женщин-руководителей проблема. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. Поделитесь, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы?

– Мое принципиальное убеждение: хороший способ проверить, насколько профессиональная сфера и семейная жизнь находятся в гармонии, – это честно ответить на вопрос: хочешь ли ты идти утром на работу, а вечером домой? И если ответ «да», это и есть гармония. 

Наш институт находится в малом закрытом городе, где поездки от дома до работы занимают буквально считанные минуты, что позволяет мне увидеть ребенка после школы, помочь ему на хоккейных тренировках с амуницией… Я часто задаю себе вопрос, как мои коллеги-москвичи успевают совмещать свою профессиональную и семейную жизнь с учетом времени на передвижение? Кстати, привлекая талантливую молодежь (а у нас за последние годы в вузе стали обучаться ребята из 28 субъектов РФ!), мы часто приводим в качестве  неоспоримого преимущества нашего наукограда – это город, где комфортно растить детей. 

Да, работу руководителя (в этом она, пожалуй, схожа с предпринимательской деятельностью) приходится вести в формате 24 на 7. Встать, закрыть дверь в кабинет и забыть о проблемах – не получится. Поэтому в некотором смысле я благодарна пандемии, научившей нас вести дела не только в командировках, но и по видеосвязи, не только из служебного, но и из домашнего кабинета. 

Как стать счастливым?

АО. В книге «Завоевание счастья» британский философ Бертран Рассел писал: «Счастье для большинства мужчин и женщин может быть скорее достижением, чем даром богов, и в процессе его достижения усилия как внутренние, так и внешние, должны играть важную роль». Какие именно усилия необходимо прикладывать, чтобы стать счастливым?

– Наверное, это самый сложный вопрос. Счастье раз и навсегда достигнуть нельзя. Настоящий профессионал счастлив от качественно выполненной работы. Но этот процесс сродни погоне за тенью – ощущение счастья может улетучиться, как только что-то пойдет не так. Состояние счастья, радости от победы не может быть разовой акцией, как покорение самой высокой вершины. Мы всегда обсуждаем со студентами, ставшими победителями состязаний на национальном или отраслевом уровне, что как только ты спустился с пьедестала, тебе нужно вновь и вновь доказывать свое лидерство. 

Наверное, истинное счастье дается людям созидающим, может быть даже умеющим возрождаться, выходить из тяжелой ситуации, а где-то и выводить других. 

Оглядываясь на 10 лет своей руководящей работы, в преддверии 65-летнего юбилея нашего вуза, могу сказать, что я счастлива, мне выпала нелегкая, но интересная работа. Мне посчастливилось работать с талантливыми людьми, выдающимися учеными, исследователями, «живыми легендами». И неслучайно про свой вуз мы говорим: «Мы малые, но стоим на плечах великих!»

Мне посчастливилось получить свободу в проектировании и создании условий для раскрытия талантов наших студентов, многие из них – ровесники моего старшего сына, к сожалению, так рано ушедшего из жизни. И при каждом новом достижении и успехе студентов я благодарю судьбу, что у меня есть возможность создавать для них такие условия, какие бы я хотела для моего ребенка! А подрастающий младший сын – во многом наш семейный визионер и мой «личный тренер» – держит в тонусе и помогает не бояться и приближать будущее, которое в чем-то уже и наступило!..

При каждом новом достижении и успехе студентов я благодарю судьбу, что у меня есть возможность создавать для них такие условия, какие бы я хотела для моего ребенка! А подрастающий младший сын – во многом наш семейный визионер и мой «личный тренер» – держит в тонусе и помогает не бояться и приближать будущее, которое в чем-то уже и наступило!

21.06.2023
Наверх