«Придерживаюсь постулата, что мы сами хозяева своей жизни»

«Придерживаюсь постулата, что мы сами хозяева своей жизни»

Тверской государственный университет

Редакция «АО» начинает публикацию серии интервью с участницами проекта «Первые леди». Своего рода пролонгированный заочный круглый стол, за которым в течение всего учебного года женщины-ректоры будут обсуждать значимые и актуальные для высшей школы вопросы. Открывает дискуссию ректор Тверского государственного университета Людмила СКАКОВСКАЯ.
Людмила СКАКОВСКАЯ
Людмила СКАКОВСКАЯ
Ректор Тверского государственного университета

Глава 1. Факторы преодоления

«Научившись осознавать собственные сильные стороны и преодолевать внутренние барьеры, женщины смогут открыть новые возможности для карьерного роста, а научившись правильно себя позиционировать и освоив правила политической игры, – влиять на принимаемые решения».

Ольга БУЛАТОВА, генеральный директор Академии бизнеса EY в СНГ.

– Людмила Николаевна, современная женщина сталкивается с определенными трудностями в реализации успешной профессиональной траектории. Это могут быть препятствия внешнего (традиции, стереотипы, шаблоны) и внутреннего характера [1]. С какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора, какие преодолеваете сегодня? Благодаря каким факторам удается справляться с подобными трудностями, ограничениями?

– Наша жизнь состоит не только из позитивных моментов, трудностей в ней тоже хватает. Не бывает такого, чтобы везде и всегда все решалось легко и просто. Я всегда придерживаюсь постулата, что мы сами хозяева своей жизни, и что-то изменить в ней можем только сами. Поэтому надо встать и начать действовать. Какая бы проблема ни беспокоила, необходимо начинать что-то делать с ней как можно скорее.

Преодолевать ограничения помогает понимание, что отрицательный опыт также очень полезен и эффективен. На основе такого опыта можно сделать определенные выводы и проанализировать совершенные ошибки, чтобы не допускать их повторения в будущем.

Черпать вдохновение из историй тех людей, которые смогли пройти через все сложности и препятствия, – еще один способ преодоления жизненных барьеров. Много тех, с кого можно брать пример. Их жизнь складывается по-разному: бывают взлеты и падения, успехи и неудачи, но в итоге они справляются с проблемами.

С губернатором Тверской области И.М. Руденей на праздновании Дня первокурсника.

Глава 2. Инструменты трансформации

«Мы сохраняем лучшее, но действуем динамично и постоянно ищем современные формы во всем: от модели управления университетом до нестандартных мероприятий».

Дарья КОЗЛОВА, первый проректор Университета ИТМО.

– Вуз – экосистема в известной мере довольно консервативная, и управленцу вне зависимости от гендерной принадлежности очень непросто бывает реализовывать стратегически важные преобразования. Как топ-менеджер – трансформатор, что вы можете сказать об управленческой модели, формате и критериях эффективности, необходимых для достижения цели? Каковы осуществленные за период вашего пребывания в должности изменения, и почему вы считаете их наиболее значимыми?

– Вузам сегодня приходится проходить через кризисные периоды, работать на достижение амбициозных целей. Тверской государственный университет – не исключение.

Университет функционирует в эпоху перехода к передовым цифровым технологиям, ресурсо­сберегающей энергетике, созданию искусственных интеллектуальных систем. Перед нами стоят задачи повышения конкурентоспособности, обеспечения высокого уровня интеграции высшего образования в научно-технологическую систему.

Необходимо фокусироваться на приоритетных исследовательских направлениях, которые обеспечат вузу международное признание, переходить к обновлению и трансформации как системы управления в целом, так и управленческих стратегий в исследовательской, образовательной и инновационной сферах.

Нам удалось интенсифицировать работу по выстраиванию взаимодействия с индустрией, бизнесом Тверского региона, в том числе через создание предпринимательской среды внутри и инновационной экосистемы вокруг университета.

Для достижения целей очень важно продумать, какие инструменты и ресурсы потребуются, определить сильные стороны, трезво оценить и хорошее, и плохое. Одним безосновательным оптимизмом здесь не обойтись.

Умение уверенно идти по сложному пути, способность решать проблемы при неполном объеме информации – эти качества и навыки помогают в успешном достижении задач, которые ставят социум и государство.

Глава 3. Стратегия инноваций

«Только руководство принимает решения, необходимые для внедрения инноваций. Такая ответственность требует определенного стиля управления, или, выражаясь словами одного испанского философа, „иной чувствительности“».

Магдалена ГАЭТЕ, эксперт в области университетской репутации.

– Обязательным условием качественных изменений на уровне вуза являются инновации, внедрение которых требует от ректора особого мышления, подхода и стиля управления. Чем руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?

– Действительно, разработка инновационных идей стала неотъемлемой частью деятельности вузов. Планирование и реализация подобных процессов требуют системного подхода и предполагают принятие соответствующих управленческих решений. И здесь огромное значение имеет использование уже имеющейся практики принятия решений. Этот процесс позволяет разрабатывать стратегию инновационного развития, создавать прогнозы.

Поскольку традиции и инновации существуют в неразрывном единстве, очень важно сохранить баланс между ними. В нашем университете активно проводится работа по поиску нестандартных, инновационных методов образовательной, научной деятельности, при этом соблюдаются и определенные традиции, позволяющие решить многие задачи.

Для успешного достижения поставленных университетом целей необходимо комбинировать накопленный опыт, традиции и современные технологии.

Ректор Л.Н. Скаковская и  член-корреспондент Болгарской академии наук Стоян Буров участвуют в праздновании Дня славянской письменности и культуры.

Глава 4. Ценности и результаты

«Для развития карьеры требуется осмысление собственных целей, своих ценностей, готовность освоить новые способы мышления и новые модели поведения для достижения результата».

Марина КАРБАН, управляющий директор по образовательным программам и зампроректора по развитию и координации бизнес-школы «СКОЛКОВО».

– Сценарист и продюсер Рой Дисней однажды сказал: «Несложно принимать решения, если вы знаете, каковы ваши ценности». Добавим, что даже если руководитель/управленец эти ценности себе четко представляет, то преобразовывать их в цели, а потом в средства и результаты бывает совсем непросто. Каким образом в вашей практике вы реализуете цепочку «ценность – цель – средство – результат»? Получается ли (и благодаря чему) преодолевать разрыв между ценностями и результатами, а также предусматривать последствия осуществляемых действий?

– Ценности являются основой при принятии решений. Без ценностей нет твердой базы для действий, принятие решений будет спонтанным и непродуманным. Такие ценности, как решительность, нацеленность на результат, ответственность за свои слова и поступки, смелость, позволяют не опускать руки, продолжать двигаться вперед к намеченной цели.

Связь целей с ценностями ускоряет процесс их реализации, наполняет энергией важности, придает смысл движению. Цели перестают быть чем-то внешним, становятся личностно значимыми и обретают прочную связь с нашей жизнью.

В любом деле полезно понимать конечную цель и подцели, осознавать свои ценности, анализировать действия и предусматривать их последствия. Если мы видим, что стратегия не приводит к намеченной цели, то меняем эту стратегию.

То, как мы преодолеваем разрыв между ценностями и результатами, зависит от множества личностных факторов.

В кругу семьи: с сыном Дмитрием, невесткой и внучкой.

Глава 5. Семья и работа

«Обогащение семьи работой включает личностное развитие, позитивное эмоциональное состояние, извлечение материальных выгод для повышения уровня жизни семьи. Наоборот, обогащение работы семьей состоит из переноса положительных эмоций, использования навыков, обретенных в семье, ощущения собственной эффективности при сочетании нескольких ролей».

Ксения ТАРАКАНОВСКАЯ, аспирант кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

– Life-work balance – весьма актуальная проблема, и, в том числе, для женщин-руководителей. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. С вашей точки зрения, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы? И если смотреть шире, какие меры в контексте социально-трудовой политики необходимы для эффективного решения этого вопроса?

– Гармонизировать профессиональную и семейную сферы бывает действительно непросто. Важно уметь выключаться из рабочего ритма. Когда попадаешь в круг близких и любимых людей, это сделать проще – они подпитывают правильной энергией и дают силы. Важно найти то, что по душе, и баланс появится сам!

«Зеленый пленэр» у памятника художнику Е.И. Зверькову в г. Тверь. 

Глава 6. Женское лидерство

«Активно занимаясь темой женского лидерства, могу сказать, что сейчас как никогда важно задействовать больше женщин для поиска эффективных ответов на вызовы современности».

Валентина МАТВИЕНКО, спикер Совета Федерации РФ.

– В России растет запрос на усиление роли женщин в социально-экономическом развитии и общественно-политической жизни страны. При этом еще несколько лет назад исследователи отмечали, что «традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, а тем более женщинам» [2]. Какие шаги предпринимаются в возглавляемом вами вузе для развития этих навыков у обучающихся? А что, на ваш взгляд, необходимо для развития управленческого потенциала женщин, занятых в сфере высшего образования?

– В нашем университете есть все возможности для развития управленческого потенциала студенток и студентов: можно проявлять свои лидерские качества как во внеучебной деятельности, так и во время занятий. Преподаватели ценят и отмечают активную молодежь. Также мы принимаем участие в программах федерального уровня: например, в «Женской лиге» – школе женского наставничества. В любом случае инициативные и готовые взять на себя ответственность студенты и студентки не остаются незамеченными.

Ректор ТвГУ Л.Н. Скаковская и министр туризма Тверской области В.В. Перов на открытии созданного в рамках совместного проекта студенческого туристского информационного центра.

Подготовила
Людмила СУЛЬДИНА.


[1] Подробнее в статье «Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов»: cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-asimmetriya-v-upravlencheskoy-srede-rossiyskih-universitetov.
[2] Подробнее в статье «Гендерные особенности развития управленческого потенциала российского университета»: elar.urfu.ru/bitstream/10995/62393/1/UM_2017_1_115-125.pdf.

27.10.2021
Наверх