Итоги первого сезона спецпроекта редакции «Как женщины- ректоры меняют российское образование»

Итоги первого сезона спецпроекта редакции «Как женщины- ректоры меняют российское образование»

Аналитический обзор

Итоги первого сезона спецпроекта редакции

Дипломат, миротворец, предприниматель, политик, общественный деятель, управленец, борец за права человека, экологию и устойчивое развитие, участник преобразований в экономике и социальной сфере... Роль женщины в глобальных трансформациях чрезвычайно важна и обсуждается повсеместно, и наш журнал не исключение.

В сентябре 2021 года редакция «АО» запустила спецпроект «Первые леди. Как женщины-ректоры меняют российское образование». Участницы – восемь ректоров российских вузов – на протяжении учебного года рассказывали о том, какие качества необходимы для того, чтобы вдохновлять и вдохновляться. Вести за собой и достигать результатов. Чувствовать момент и предвидеть будущее. Находить баланс между работой и личной жизнью. Менять мир, менять людей, менять образование.

Первый сезон проекта завершен. Подводим итоги и ещё раз представляем первых леди.

Людмила Дробышева-Разумовская, ректор Пермского государственного института культуры

«Работу ректора – как и управленческую деятельность в целом – отличают сложность и многозадачность, поэтому личностные ресурсы необходимо умело аккумулировать. И творчество, наряду с другими формами деятельности, дает возможность накапливать этот ресурс, этот капитал».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 38
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 35
  • «АО» № 7 (131)/2021, стр. 44
  • «АО» № 8 (132)/2021, стр. 46
  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 53
  • «АО» № 2 (134)/2022, стр. 53
  • «АО» № 3 (135)/2022, стр. 49

Интервью: 

  • «АО» № 4 (136)/2022, стр. 39

Татьяна Зайко, ректор Сибирского государственного университета водного транспорта

«Женщины эмоциональны, и это совсем неплохо. Что касается лично меня, люблю жизнь во всех ее проявлениях и с удовольствием делюсь позитивом. Неотъемлемой частью моей жизни является спорт. Для меня важно всегда оставаться женщиной: заряжать энергией окружающих, вдохновлять на новые свершения».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 40
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 36
  • «АО» № 8 (132)/2021, стр. 47
  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 54
  • «АО» № 2 (134)/2022, стр. 54

Интервью: 

  • «АО» № 3 (135)/2022, стр. 53

Нэлла Прусс, президент Университета управления ТИСБИ

«Для меня радость – видеть счастливые лица преподавателей и студентов. В этот момент понимаю, что моя работа приносит пользу обществу. Мне кажется, нужно любить людей и делать все для их блага. Отдавать себя делу целиком».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 42
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 37
  • «АО» № 7 (131)/2021, стр. 45
  • «АО» № 8 (132)/2021, стр. 48
  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 55
  • «АО» № 2 (134)/2022, стр. 55
  • «АО» № 3 (135)/2022, стр. 50

Интервью: 

  • «АО» № 8 (132)/2021, стр. 51

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (с 2013 года по 19.04.2022)

«Женщины исторически и генетически ориентированы на поиск решений, необходимых для безопасности, выживания семьи, детей, продолжения жизни. Все эти качества востребованы и в деловой сфере. Регулярно жизнь требует от нас решения нерешаемых задач, а это возможно только за счет нестандартных подходов».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 44
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 38
  • «АО» № 8 (132)/2021, стр. 49
  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 56

Интервью: 

  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 59

Елена Симбирских, ректор Вятского государственного агротехнического университета

«Эффективность женщин-ректоров в кризисные периоды обусловлена присущими им гендерными особенностями, а именно стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, гибкостью и творческим подходом к решению задач».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 46
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 39
  • «АО» № 7 (131)/2021, стр. 46
  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 57
  • «АО» № 2 (134)/2022, стр. 56
  • «АО» № 3 (135)/2022, стр. 51

Интервью: 

  • «АО» № 7 (131)/2021, стр. 49

Людмила Скаковская, ректор Тверского государственного университета (с 2017 по 2020 год – и. о. ректора ТвГУ; с ноября 2020 года по октябрь 2021 года – ректор ТвГУ)

«Качества и навыки, присущие женщинам-руководителям, играют важную роль в формировании нестандартных решений, подготовке и реализации инновационных методов управления процессами. Равным образом они являются основой в формировании позиций, позволяющих решать поставленные цели и задачи».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 48
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 40

Интервью: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 54

Татьяна Терентьева, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

«Женщины очень целеустремленные и работоспособные. Наверное, поэтому эффективные. В нашем университете эту тайну давно разгадали, и сегодня ВГУЭС один из немногих университетов, где топ-менеджмент в основном представляют женщины. Меня очень радует, что среди ректоров российских вузов всё больше женщин».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 50
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 41
  • «АО» № 7 (131)/2021, стр. 47
  • «АО» № 8 (132)/2021, стр. 50
  • «АО» № 1 (133)/2022, стр. 58
  • «АО» № 2 (134)/2022, стр. 57
  • «АО» № 3 (135)/2022, стр. 52

Интервью: 

  • «АО» № 2 (134)/2022, стр. 58

Надия Юсупова, ректор Государственного гуманитарно-технологического университета

«Женщинам в принципе сложнее выдвигаться на высокие посты, особенно в сфере ВПО. Здесь, в отличие от системы общего образования, более высок удельный вес мужчин на преподавательской и административной работе, поэтому среди женщин-руководителей практически нет случайных людей».

Блиц-опрос: 

  • «АО» № 5 (129)/2021, стр. 52
  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 42
  • «АО» № 7 (131)/2021, стр. 48

Интервью: 

  • «АО» № 6 (130)/2021, стр. 43

Гендерная специфика управления

Называя проект столь масштабно, мы, конечно, понимали, что представить полную картину возможно, собирая информацию уж если не по крупицам, то по частям, т. е. расспрашивая участниц о разных аспектах их профессиональной деятельности.

Так как наши героини, в первую очередь, – управленцы (хотя это и не единственная их ипостась), весь учебный год они рассказывали об особенностях и нюансах своего управленческого стиля, модели, критериях эффективности и многом другом, благодаря чему добились реальных результатов.

Гендерные аспекты внутривузовской управленческой деятельности изучают на современном этапе развития высшей школы России. Если же говорить о женском стиле управления, то, по словам экспертов, он особенно востребован в условиях инноваций, отвечает социальной направленности экономических реформ и человекоориентированности государственной политики в целом[1]. 

В том, что это действительно так, мы убедились, анализируя ответы наших первых леди на блиц-вопросы редакции, один из которых как раз и затрагивал свойственные женщине-управленцу особенности. Какие именно?

Так, например, если мужчины смотрят на вещи глобально, то женщины в большей степени подмечают тонкости, им присущ когнитивный подход к решению проблем, высокая адаптивность к меняющимся условиям и социальная активность. В вузе, которым руководит женщина, всегда бросаются в глаза эстетика среды, комфортные общественные пространства, элементы домашнего уюта.

По мнению участниц, эффективность руководителя в большей степени определяется не гендерной принадлежностью, а профессиональными компетенциями, при этом они подчеркивают преимущество женщин-руководителей в кризисных ситуациях, требующих принятия кардинальных решений, когда «на первый план выходят интуиция и способность к предчувствию».

Способность женщин успешно справляться с нестандартными ситуациями героини проекта связывают со стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, гибкостью и творческим подходом к решению задач, выносливостью, осторожностью, и стратегическим взглядом на вещи. С тем, что «женщины исторически и генетически ориентированы на поиск решений, необходимых для безопасности, выживания семьи, детей, продолжения жизни». Также подчеркивают, что женщинам «в принципе сложнее выдвигаться на высокие посты, особенно в сфере ВПО». 

Итак, «качества и навыки, присущие женщинам-руководителям, играют важную роль в формировании нестандартных решений, подготовке и реализации инновационных методов управления процессами», при этом очевидно, что «самые эффективные антикризисные решения не сработают, если за руководителем, независимо от гендера, нет сплоченной, сильной команды».

Запрос на женское лидерство растет во всем мире. Эффективно реализуются технологии и проекты, направленные на продвижение корпоративных программ поддержки женского лидерства и развития эффективных социальных лифтов для женщин. Международные исследования показывают, что компании с активным участием женщин в управлении принимают более взвешенные и грамотные стратегические решения.

Из доклада «Женщины: глобальная миссия в новой реальности», 2021

Взаимодействие с командой

Пожалуй, одна из самых непростых задач для управленца и руководителя, когда речь идет о взаимодействии с командой – найти баланс «между креативным подходом и необходимос-тью работать в рамках заданных стандартов». Конечно, возглавляемые участницами проекта вузы очень разные, как и используемые «инструменты» управления, однако можно выделить и общие моменты, позволяющие «соединить личную свободу решений и общую стратегию». 

Например, чрезвычайно важно мотивировать сотрудников посредством максимально прозрачной системы KPI, которую необходимо регулярно корректировать. В конце концов, «справедливый механизм оплаты труда – очень важный мотивационный ресурс, средство стимулировать развитие специалиста, поддержать его стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию».

Делегировать полномочия, доверяя сотрудникам реализовывать соответствующие их способностям задачи, да и вообще доверять им как людям и профессионалам. Контролировать каждый шаг незачем, если в итоге оценивается результат работы. 

Важно, «чтобы коллектив осознавал необходимость процессов совершенствования, был готов учиться, интегрировать в свою работу новые технологии», не забывая о традициях, поскольку без них, как известно, не может быть и новаций.

Всё это работает на построение сильной команды, которая, как известно, есть необходимая основа и главный гарант реализации эффективной, «коллегиальной» модели управления. 

Присутствие женщин среди тех, кто принимает решения, повышает эффективность этих решений. <…> Согласно данным ООН, в сельском хозяйстве женщины, имея такой же доступ к ресурсам, как и мужчины, могут добиваться урожайности на 20-30% выше. Это касается и других сфер. По информации консалтинговой компании BCG, на каждый доллар финансирования стартапы, возглавляемые женщинами, приносят 78 центов, тогда как стартапы, возглавляемые мужчинами, – 31 цент.

По материалам статьи Д. Шипачёвой и М. Михентьевой «Кризис – время женщин: почему женщины эффективнее решают ежедневные проблемы», 2022
 

Трансформация организации

Оптимизация для повышения качества образования – задача, которую решают «первые леди», принимая во внимание внешние обстоятельства и ситуацию внутри возглавляемых ими вузов. Какие процессы легли в основу преобразований и продолжают реализовываться?

Практически полностью изменены организационная структура и подходы к управлению всеми процессами.

Создана система менеджмента качества, «которая позволяет контролировать эффективность функционирования всех структур образовательной организации, анализировать ее соответствие высоким требованиям и в случае необходимости оперативно решать вопросы, связанные с управлением».

Сложился «крепкий управленческий состав, структура которого периодически претерпевает изменения и главным образом это связано с вызовами и задачами, которые ставит государство и профессиональное сообщество».

В контексте цифровизации внедряются новые технологии образования.

Трансформирована структура управления вузом, в том числе осуществлен переход на проектное управление.

Разработана и внедрена концепция практико-интегрированного обучения.

Расширена структура подготовки студентов: «ежегодно открываются новые направления подготовки и профили, отвечающие потребностям современного общества».

Реализуются проекты, «привлекающие людей с уникальными компетенциями, которые работают на инновационный потенциал и рейтинг вуза».

Надо признать, что две трети ректоров, если не больше, – это мужчины. Если брать университеты, то из 252 ректоров 61 женщина. Это менее 30%. <…> Причин может быть много. Так исторически во многом сложилось. Хотя количество женщин не уменьшается. Полного гендерного равенства пока нет, но в последнее время достаточно много женщин приходит в администрирование университетами, что вполне объяснимо. Женщины во многих случаях даже лучше справляются с управленческими задачами, чем мужчины.

Из интервью министра науки и образования Валерия Фалькова информационному агентству «РИА Новости», 2020

Развитие управленческого потенциала 

В России растет запрос на усиление роли женщин в социально-экономическом развитии и общест-венно-политической жизни страны, и в целом – потребность в развитии достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал. В образовательных организациях, которые возглавляют участницы проекта, эти процессы реализуются в должном объёме, причём в основном без привязки к гендеру. 

Студенты развивают навыки управления и самостоятельной работы (например, на практико-ориентированных занятиях и в процессе проектной деятельности), участвуют в лидерских программах. В беседах с преподавателями руководство обращает внимание на управленческий потенциал обучающихся. Так или иначе, «современный вуз должен показывать, как работают социальные лифты, давать дополнительные компетенции для адаптации в жизни и на рынке труда».

Сотрудники проходят обучение не только по профильным сферам деятельности, но и приобретают «актуальные компетенции по разным направлениям – от управления медиа и финансовой грамотности до проектного менеджмента и информационной безопасности». 

Создаются команды кадрового резерва управленцев, при этом в одном из вузов делается акцент на целенаправленное формирование круга женщин-учёных и руководителей, а в другом стоит задача привлекать в управление мужчин, дабы соблюсти баланс и гармонизировать отношения. Как отмечает одна из наших героинь, «в коллективе обязательно должно быть оптимальное соотношение мужчин и женщин».

Россия входит в топ-3 стран по числу женщин на высоких руководящих должностях. Это стало возможно благодаря системной работе, направленной на развитие программ женского лидерства и эффективных социальных лифтов, предусмотренных Национальной стратегией действий в интересах женщин на 2017-2022 годы[2].

Так как же женщины-ректоры меняют российское образование? Ответ на главный вопрос проекта – в рассказах наших героинь о достижениях вузов и команд, ими возглавляемых.

Людмила Дробышева-Разумовская, ПГИК:

– За почти десятилетний период моего пребывания в должности ректора институт занял лидирующие позиции среди творческих вузов России, значительно повысил имидж и стал эффективным. <...> Наиболее значимыми изменениями в результате инициированных преобразований стали следующие: открытие Консерватории и Центральной детской школы искусств, Управлений культурно-образовательных проектов и международной деятельности, Информационно-методического центра, Молодежного этнокультурного центра и других структур вуза.

Татьяна Зайко, СГУВТ:

– Бесспорно, главный капитал вуза – это кадры. Наш коллектив – как экипаж, работа которого эффективна в том случае, когда каждый находится на своем месте. <...> У нас сложился крепкий управленческий состав. Его структура периодически претерпевает изменения и главным образом это связано с вызовами и задачами, которые ставит государство и профессиональное сообщество. 

Нэлла Прусс, ТИСБИ:

– Сегодня Университет управления «ТИСБИ» – это большая стабильная команда высокопрофессиональных научно-педагогических работников, более 70% которых – кандидаты и доктора наук. <...> Это очень высокий результат, особенно для негосударственного вуза, и мы гордимся этим. Люди трудятся на постоянной основе, и я считаю, что самое главное – иметь команду настоящих профессионалов, преданных своему делу. 

Маргарита Русецкая, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина:

– В 2014 году Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина создал портал «Образование на русском» – первую в мире электронную школу русского языка, объединившую онлайн-курсы, программы повышения квалификации преподавателей и открытые просветительские ресурсы. <...> Такие проекты привлекают людей с уникальными компетенциями, которые работают на инновационный потенциал и рейтинг вуза, обеспечивают ему место среди ведущих научных организаций страны. 

Елена Симбирских, Вятский ГАТУ:

– В Вятском ГАТУ произошли ключевые изменения в подходе к организации работы структурных подразделений и каждого сотрудника. Раньше каждый был «сам за себя» и «для себя». Сейчас задан единый вектор, перед всеми подразделениями поставлены конкретные задачи, при этом люди самостоятельно принимают решения. Каждый сотрудник – командный игрок, осознающий свою ответственность в процессе движения к общей цели. 

Людмила Скаковская, ТвГУ:

– Современные вузы проходят через кризисные периоды, работают на достижение амбициозных целей. Не исключение и наш Тверской государственный университет <...>. Очень важно, что нам удалось интенсифицировать работу по выстраиванию взаимодействия с индустрией и бизнесом Тверского региона <...>. В 2021 году мы решили глобальную задачу по внешней независимой оценке качества наших образовательных программ и системы менеджмента образовательной деятельности, которая позволила университету определить дальнейшие направления совершенствования и развития.
 

Татьяна Терентьева, ВГУЭС:

– Трансформация управленческой структуры связана с новыми задачами. Восемь лет назад в университете была разработана уникальная концепция практико-интегрированного обучения, и уже в 2014 году мы приступили к ее реализации. Сегодня четверокурсники восемь месяцев стажируются на предприятиях региона, получают современные компетенции и навыки, в том числе soft skills. Во многом благодаря этому подходу снимается проблема трудоустройства. 

Надия Юсупова, ГГТУ:

– Главный секрет, безусловно, в коллегиальности управления, командном принципе работы. <...> Именно так мы создали практико-ориентированную модель подготовки мотивированных, компетентных учителей и воспитателей, любящих и знающих свою работу. Модель, которая принесла вузу авторитет, высокие места в профессиональных рейтингах, сделала его востребованным среди абитуриентов. 

Подготовила Людмила Сульдина

29.06.2022
Наверх