Факторы преодоления
АО. Надия Геннадьевна, современная женщина сталкивается с трудностями в реализации успешной профессиональной траектории. Это могут быть препятствия внешнего (традиции, стереотипы, шаблоны) и внутреннего характера. С какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора, какие преодолеваете сегодня? Благодаря каким факторам удается справляться с трудностями, ограничениями?
– Считаю, что препятствия – это не столько проблемы, сколько задачи, требующие решений. И такие решения всегда становятся важными шагами профессионального становления управленца высокого класса.
В 2004 году меня назначили руководителем первого в Московской области центра интернет-образования. Это стало вызовом. Дело было даже не в том, что я – гуманитарий, филолог – осваивала новую для себя сферу информационно-коммуникационных технологий, а в том, что этому виду деятельности учиться было практически не у кого. В то время программированием, ИКТ в основном занимались представители инженерных специальностей с профессиональными компетенциями в сфере связи и коммуникаций, кибернетики, зачастую даже преподаватели информатики не очень хорошо ориентировались в принципах построения информационных сетей. Наш центр был предназначен для обучения педагогов использованию интернета и информационных технологий в профессиональной деятельности. Соответственно, методики подготовки слушателей и принципы построения образовательного процесса были новыми. Опыт, приобретённый мной тогда, востребован и сегодня в руководстве вузом.
Современная высшая школа – невероятно динамичная система, которая должна оперативно и чётко реагировать на вызовы общества, науки и экономики. Вспомните знакомый нам по историческим фильмам облик университетского профессора – дореволюционного или советских времён. Это почтенный старец, мудрец, который всем своим обликом подчёркивал, что является хранителем знаний, бесценного опыта прошлого. Сегодня вузовский преподаватель, независимо от возраста, – это человек, опирающийся не столько на знания прошлого, сколько на современные технологии передачи знаний и компетенций, готовый к работе в виртуальном пространстве, открытый для инноваций. Руководить коллективом таких педагогов трудно, но необыкновенно интересно.
Инструменты трансформации
АО. Вуз – экосистема в известной мере довольно консервативная, и управленцу вне зависимости от гендерной принадлежности очень непросто бывает реализовывать стратегически важные преобразования. Как топ-менеджер – трансформатор что вы можете сказать об управленческой модели, формате и критериях эффективности, необходимых для достижения цели? Каковы осуществленные за период вашего пребывания в должности изменения, и почему вы считаете их наиболее значимыми?
– Главный секрет, безусловно, в коллегиальности управления, командном принципе работы. Вы совершенно правы, называя университетскую образовательную среду консервативной, но это в большой мере очень разумный консерватизм, ведь отложенный эффект принимаемых решений очень велик, но реализованные благодаря этим решениям изменения приносят долговременные результаты. Вот почему здесь требуется если не консенсус, то, по крайней мере, поддержка значительной части коллектива, что достигается благодаря кропотливой работе, взаимному доверию, открытому и содержательному профессиональному общению. Именно так мы создали практико-ориентированную модель подготовки мотивированных, компетентных учителей и воспитателей, любящих и знающих свою работу. Модель, которая принесла вузу авторитет, высокие места в профессиональных рейтингах, сделала его востребованным среди абитуриентов.
Стратегия инноваций
АО. Обязательным условием качественных изменений на уровне вуза являются инновации, внедрение которых требует от ректора особого мышления, подхода и стиля управления. Чем руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?
– Действительно, инновации – это главный тренд сегодняшнего дня. Не мода, не прихоть, а потребность системы образования впитывать самое актуальное, самое острое из находок исследователей, методистов, методологов и технологов образования. Однако не всё следует бездумно принимать и внедрять в образовательный процесс – у каждого вуза, каждого направления подготовки есть своя специфика, и необходимо точно выбирать именно те механизмы и инструменты, которые лучше всего работают.
В этом вопросе мы ориентируемся на опыт всего образовательного сообщества – не только нашей страны, но и мира. Есть государства (в первую очередь – Финляндия), доказавшие высокую эффективность образовательных систем по результатам таких международных педагогических исследований, как, например, PISA и TIMSS. Наши педагоги внимательно, глубоко погружаясь в предмет, знакомились с финскими технологиями преподавания математики. ППС и студенты ГГТУ стажировались в образовательных учреждениях Финлян дии, а финские коллеги приезжали с мастер-классами для вузовских преподавателей и учителей школ-партнёров. Переосмыслив и адаптировав полученные технологии, мы апробировали их в базовых школах. Вот таким образом, тщательно анализируя достоинства, примеряя их к текущим и перспективным потребностям образования, мы сохраняем баланс между имеющимся опытом обучения и инновационными технологиями.
Ценности и результаты
АО. Несложно принимать решения, если вы знаете, каковы ваши ценности, – сказал однажды сценарист и продюсер Рой Дисней. Добавим, что даже если руководитель/управленец эти ценности себе четко представляет, то преобразовывать их в цели, а потом в средства и результаты бывает совсем непросто. Каким образом в вашей практике вы реализуете цепочку «ценность – цель – средство – результат»? Получается ли (и благодаря чему) преодолевать разрыв между ценностями и результатами, а также предусматривать последствия осуществляемых действий?
– Наш замечательный соотечественник Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Жизнь – это, прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя». Если ты можешь донести свои ценности и цели до коллег и партнёров, то и средства найдутся, и результат будет.
«Если можешь донести свои ценности и цели до коллег и партнеров, то и средства найдутся, и результат будет».
Семья и работа
АО. Life-work balance – весьма актуальная проблема, в том числе, для женщин-руководителей. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. С вашей точки зрения, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы? И, если смотреть шире, какие меры в контексте социально-трудовой политики необходимы для эффективного решения этого вопроса?
– В словосочетании «life-work balance» ключевое слово – «баланс», то есть равновесие. В системе высшего образования работает много женщин, причём это женщины-преподаватели, учёные, добившиеся авторитета в профессиональном сообществе и у студентов, что требует большой отдачи, погружения в профессиональную деятельность. В то же время женщина не может, придя в университет и погрузившись в работу на компьютере, взять и отбросить всё личное, интимное. И очень хорошо, что это так! Мы готовим будущих педагогов, и разве могут чему-то научить равнодушные люди, не имеющие близких отношений, любимых и родных, за которых они переживают? Я думаю, главное здесь – уметь доверять. Нужно видеть, какой человек сам способен найти баланс между заботой о семье и ответственным отношением к делу, а кому в этом надо помочь.
Женское лидерство
АО. В России растет запрос на усиление роли женщин в социально-экономическом развитии и общественно-политической жизни страны. При этом ещё несколько лет назад исследователи отмечали, что «традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, а тем более женщинам». Какие шаги предпринимаются в возглавляемом вами вузе для развития этих навыков у студентов? А что, на ваш взгляд, необходимо для развития управленческого потенциала женщин, занятых в сфере высшего образования?
– Лидерство, умение направлять людей к цели, формировать команду единомышленников – одна из основных профессиональных компетенций педагога, основа его «soft skills», ведь сама по себе профессиональная деятельность учителя, воспитателя состоит в том, чтобы стать авторитетным лидером для обучаемых или воспитанников.
Мы считаем развитие лидерских качеств одной из приоритетных задач по формированию профессионала. В университете много лет работала «Школа лидерства», развитием её стал новый проект «Педагогический акселератор «Учитель на 5» для студентов педагогического профиля подготовки. Проект предусматривает формирование знаний, умений и навыков в таких сферах, как принятие эффективных решений, гибкость к изменениям, написание проектов, работа с командой и в команде, планирование и менеджмент проектов, организация самопрезентации и презентации. Участники проекта получат уроки профессионализма, мастерства и успеха от ведущих преподавателей нашего университета, известных учёных-педагогов, лучших руководителей образовательных организаций Московской области, выдающихся педагогов-практиков, депутатов регионального, областного и всероссийского уровней, ведущих специалистов профильных министерств и ведомств, успешных представителей бизнеса, СМИ, блогосферы, искусства и культуры, лидеров общественных и волонтёрских организаций. В ходе реализации проекта участники будут осваивать универсальные и общепрофессиональные компетенции в сфере технологий образования, коммуникации и эмоционального интеллекта, проектной деятельности, цифровой коммуникации, а также управленческие навыки и лидерские компетенции.
Школой лидерства я также считаю участие наших студентов и преподавателей в профессиональных конкурсах, чемпионатах линейки WorldSkills Russia, где они показывают убедительные результаты.
Неудивительно, что наши выпускники очень быстро продвигаются по профессиональной лестнице, становятся настоящими лидерами.