Факторы преодоления
АО. Маргарита Николаевна, часто современная женщина сталкивается с трудностями в реализации успешной профессиональной траектории. Это могут быть препятствия внешнего (традиции, стереотипы, шаблоны) и внутреннего характера. С какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора, какие преодолеваете сегодня? Как справляетесь с трудностями, ограничениями?
– Думаю, в сфере управленческой деятельности на уровне топ-менеджмента все ограничения, барьеры, риски практически одинаковы что для мужчин, что для женщин. Пожалуй, за единственным исключением, связанным с рождением детей. Это время, когда нужно переключиться на сто процентов со всех своих дел, уделять детям максимум внимания, особенно в первый, крайне важный период до трех лет. И вот решить проблему материнства в самый активный, самый плодотворный для построения карьеры период, это, несомненно, главный вызов для женщины в возрасте, условно, двадцати пяти – тридцати пяти лет. Многим удается совмещать карьеру и материнство благодаря помощи родных, программам социальной поддержки семей, но для кого-то ведь в принципе неприемлемо в семейной модели присутствие нянь, гувернанток, детских яслей и даже иногда бабушек и дедушек. Тогда женщина действительно полностью отдается воспитанию детей, что требует нескольких лет, особенно если дети рождаются друг за другом.
Современные технологии, дистанционные форматы работы, образования помогают в какой-то мере нивелировать эти обстоятельства. Но все-таки огромная часть времени, эмоций, сил – когнитивных, физических, душевных – отводится в этот период детям и семье. Мой первый ребенок родился рано, когда я еще была студенткой. Мне удалось, не уходя в академический отпуск, и сдать государственные экзамены, и быть с ребенком в первые годы. Пока сидела с сыном после окончания университета, использовала время для изучения научной литературы, чтения, подготовки к аспирантуре, поэтому мне удалось этого барьера избежать. В целом, по моим наблюдениям, необходимость выделить время для материнства – это главный фактор, о котором нужно говорить, сравнивая карьерные барьеры женщин и мужчин.
Вручение дипломов выпускникам Института Пушкина.
С председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко на III Международном Ливадийском форуме в Крыму, МДЦ «Артек», 2017 год.
Инструменты трансформации
АО. Вуз – экосистема в известной мере довольно консервативная, и управленцу, вне зависимости от гендерной принадлежности, очень непросто бывает реализовывать стратегически важные преобразования. Как топ-менеджер – реформатор, что вы можете сказать об управленческой модели, формате и критериях эффективности, необходимых для достижения цели? Каковы осуществленные за период вашего пребывания в должности изменения, и почему вы считаете их наиболее значимыми?
– Для начала надо определиться, что понимать под эффективностью. На мой взгляд, лучшие решения – это когда максимальный результат достигается минимальными средствами. Не мудрено получить хорошие результаты, имея неограниченные ресурсы, прежде всего финансовые, инфраструктурные. Это скорее закономерность и обязанность – получить хорошие результаты в таких условиях, а вот в условиях ограниченных ресурсов добиться высоких показателей деятельности достаточно сложно.
Институт Пушкина – вуз монопрофильный, дорожащий своей миссией и бережно ее сохраняющий, но это формирует и особые условия его деятельности, работы управленческой команды. Трудно конкурировать с огромными многотысячными коллективами российских вузов. На мой взгляд, задача непростая, прямо из теории решения изобретательских задач.
Предмет моей главной, наверное, гордости в том, что сегодня Институт Пушкина, сохраняя свою специфику, реализует важнейшую государственную миссию и на международной арене, и в федеральном и региональном аспектах. При этом, замечу, вуз отвечает высочайшим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям высшего образования.
В первую очередь речь идет о подготовке специалистов, воспроизводстве национальных кадров для изучения и преподавания русского языка, сохранении традиций русских, российских филологических школ.
По качеству приема мы много лет входим в топ-10 государственных вузов России, к нам идут выпускники школ с самыми высокими баллами ЕГЭ: 92,7 в 2021 году. Это, конечно, показатель эффективности: нас выбирают лучшие абитуриенты. Но мы и на рынок труда выводим конкурентоспособные и востребованные кадры. Об этом, в том числе, говорит рейтинг Forbes, где мы занимаем 35-е место среди 100 лучших российских вузов. Наши выпускники, филологи и лингвисты, демонстрируют хорошие карьерные траектории и высокий уровень зарплаты. Среди них немало и успешных управленцев: руководитель представительства Россотрудничества в Бельгии, директор Центральной городской молодежной библиотеки им. М.В. Светлова, генеральный директор одного из частных издательств, декан нашего филологического факультета… Список можно продолжать долго.
В конце 2021 года был впервые опубликован локальный рейтинг вузов по федеральным округам. Мы гордимся тем, что заняли 2-е место по ЦФО. Да, нам трудно конкурировать с университетами, которые в разы крупнее нас, имеют гораздо больше направлений деятельности, научных школ, столетние традиции. Но нам это удается! Вуз интег-рирован в решение задач региона. Мы тесно сотрудничаем с Правительством Москвы: не только Департаментом образования и науки, но и другими структурами, которые понимают роль и значимость русского языка для столицы.
Наши научные коллективы по показателям Мин-обрнауки РФ обеспечивают институту статус одной из ведущих научных организаций страны.
Все это результаты, которыми мы гордимся, в том числе результаты работы последних восьми лет под моим руководством.
Скажу в завершение, что, помимо результатов исчисляемых, для меня не менее важен наш корпоративный уклад, где разделяются ценности и принимаются решения. Жить и творить в таких условиях – большая профессиональная удача.
Стратегия инноваций
АО. Обязательным условием качественных изменений на уровне вуза являются инновации, внедрение которых требует от ректора особого мышления, подхода и стиля управления. Чем руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?
– Краеугольный вопрос менеджмента – что предпочтительнее: быть первым или быть лучшим? Полагаю, «или» здесь можно заменить на «и». Конечная цель инноваций – быть первым и быть лучшим. В моей управленческой модели это абсолютно работающий принцип.
Каждое нововведение обеспечивает первенство института в чем-то. Как, например, портал «Образование на русском» – наша электронная школа русского языка как иностранного. Сегодня для миллионов пользователей из 200 стран мира здесь реализуется целый комплекс образовательных и просветительских программ, проводятся конкурсы и олимпиады. Открытые курсы портала интегрированы с федеральной платформой «Современная цифровая среда Российской Федерации». Здесь занимаются студенты 10 российских вузов. Учитывая эти факты, смею надеяться, что мы были первыми, а сегодня и лучшие в этом направлении.
Если ты не первый в чем-то, то попробовать стать лучшим – тоже задача амбициозная. Мы были не первыми, кто открыл филологический факультет, скорее, наоборот. В Институте Пушкина филологический факультет появился только в 1999 году, однако мы смогли стать лучшими. И по рейтингу среднего балла ЕГЭ зачисленных на первый курс абитуриентов, который проводит ВШЭ совместно с Минобрнауки РФ: входим в топ-10 вузов по ка-честву приема. И по данным международной общественной профессиональной аккредитации. И по рейтингу выпускников Forbes.
Семья и работа
АО. Life-work balance – проблема весьма актуальная, в том числе для женщин-руководителей. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. С вашей точки зрения, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы? И, если смотреть шире, какие меры в контексте социально-трудовой политики необходимы для эффективного решения этого вопроса?
– Cогласна, эта проблема существует. Более того, трудоголизм часто поощряется обществом и считается необходимым качеством для руководителя или побочным эффектом профессионального успеха. При этом все мы прекрасно понимаем, что гармоничная, сбалансированная жизнь любого человека невозможна без времени на семью, на рекреацию, увлечения и досуг. Поэтому, на мой взгляд, в данном вопросе главное – найти компромисс. Трудоголизм – это всегда ущерб для семейной жизни. Он мешает полноценному воспитанию детей, самовосстановлению и здоровью. Нужно уметь вовремя сказать работе «стоп».
Поэтому, если говорить о законодательных инициативах и каких-либо мерах, мне очень симпатичен опыт ряда европейских стран. Например, Швейцарии, где законодательство и профсоюзы четко контролируют присутствие людей на рабочих местах. Так, нахождение на рабочем месте после окончания рабочего дня является серьезным нарушением, которое грозит санкциями и руководителю организации, и самому сотруднику.
Мне кажется, и у нас об этом можно подумать, ведь зачастую совещания, другие производственные мероприятия назначаются в нерабочее время без особой необходимости. С целью защиты семьи, личного времени сотрудников и развития человеческого капитала нужно с критериями эффективности подходить не только к оценке рабочего, но и личного времени.
Понимаю, бывают ситуации экстренные, чрезвычайные, которые требуют забыть о нормах времени. Если же говорить о работе в штатном режиме, то, конечно, нужно понимать, что есть не только право спросить с человека, что он делает в рабочее время и насколько эффективен, но еще и обязанность работодателя – обеспечить каждому свободное время для того, чтобы он мог посвятить его семье, себе, друзьям. В этом случае, уверена, мы получим большую отдачу от такого вложения в развитие человеческого капитала.
С участниками программы «Послы русского языка в мире», декабрь 2021.
С коллегами на праздновании юбилея академика В.Г. Костомарова (1930 – 2020) – основателя Института Пушкина, январь 2020.
Празднование Дня российского студенчества, январь 2022.
Женское лидерство
АО. В России растет запрос на усиление роли женщин в социально-экономическом развитии и общественно-политической жизни страны. При этом ещё несколько лет назад исследователи отмечали, что «традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, особенно женщинам». Какие шаги предпринимаются в возглавляемом вами вузе для развития этих навыков у студентов? А что, на ваш взгляд, необходимо для развития управленческого потенциала женщин, занятых в сфере высшего образования?
– Разные случались периоды в жизни вуза. Два ректора до меня – мужчины, но рядом с ними всегда трудились женщины: проректоры, заведующие кафедрами, профессура. Сегодня в вузе значительная часть эффективных и инновационных управленцев – также женщины, что является лучшей мотивацией для наших студенток к успешной карьере. Они видят сегодняшнюю управленческую команду, видят результаты нашей совместной работы, и это уже само по себе прекрасный стимул.
Если говорить про развитие управленческих навыков, то в российской системе образования ситуация давно поменялась. Проектная работа, дающая представление о ролях в коллективе и формирующая лидерские качества, способствует тому, что у каждого школьника есть возможность примерить на себя «желтую майку лидера» в системе общего и дополнительного образования. Новые учебные курсы (например, финансовой грамотности), развитие олимпиадного движения, тесное сотрудничество школ с вузами – далеко не полный перечень факторов, создающих условия для поиска будущих лидеров, в том числе среди девочек.
Безусловно, мы в институте открываем студентам все возможности попробовать себя в разных общественно-социальных и профессиональных ролях. Современный вуз должен показывать, как работают социальные лифты, давать дополнительные компетенции для адаптации в жизни и на рынке труда.
Наша задача – сделать так, чтобы за годы обучения студенты и студентки вуза, помимо крепких профессиональных знаний и умений, получили максимальный социальный опыт, в том числе через участие во всевозможных волонтерских, научных и просветительских проектах и программах. Мы гордимся, например, что в 2021 году наши студентки-филологи вошли в число победителей конкурсного отбора, проведенного Университетом Иннополис по программе «Диплом как стартап»: девушки успешно защитили свои бизнес-проекты и уже получили предложения от инвесторов.
Очевидно, что для вуза вопрос стимулирования женщин к карьере не стоит. Филология сегодня имеет женское лицо, а женское лидерство – норма нашей профессиональной жизни. В этой связи перед нами как раз стоит задача – привлекать в управление мужчин, чтобы соблюдать баланс и гармонизировать отношения. Верю, что есть золотое сечение, что в коллективе обязательно должно быть оптимальное соотношение мужчин и женщин.
Подготовила
Людмила Сульдина
[1] Подробнее в статье «Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов»: cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-asimmetriya-v-upravlencheskoy-srede-rossiyskih-universitetov
[2] Подробнее в статье «Гендерные особенности развития управленческого потенциала российского университета»: elar.urfu.ru/bitstream/10995/62393/1/UM_2017_1_115-125.pdf