Саргылана Игнатьева
ректор Арктического государственного института культуры и искусств
Символ нашего АГИКИ – птица Агугук из спектакля первого ректора вуза Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря», который завоевал Золотую маску. По сюжету, герой, мальчик Кириск, заблудившись в море, находит берег по звукам крыльев этой птицы.
Концептуально, Арктический институт в образе птицы Агугук призван сохранить и продвигать древнюю культуру народов Севера и Арктики. Подобно птице из произведения Айтматова мы возложили на себя громадную миссию где-то наставлять на истинный путь, а где-то самим искать утерянное, возрождать его и нести в массы.
Такую глобальную миссию может нести только сильная команда творческой элиты Якутии и других регионов Северо-Востока России, педагоги-мастера, знаковые личности, талантливая молодежь. Эффективность работы ректора – это компетентная команда, качество взращивания кадров, вдохновленные позитивной энергией студенты, звездные выпускники, реализованные прорывные проекты, сообщество поклонников талантов АГИКИ, признание общества.
Екатерина Каменева
проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Собраться вместе есть начало.
Держаться вместе есть прогресс.
Работать вместе есть успех.
Генри Форд
Мечта любого руководителя – создать механизм, который работает эффективно и целенаправленно на решение задач и требует минимального вмешательства. Сплоченная команда – надежная основа такого механизма.
Команда – это группа лиц, объединенная общими ценностями, целями и ресурсами, осуществляющая деятельность с разделенными функциями. Важно понимать, что умение договариваться – это еще не значит быть командой. Собрать группу людей, где у каждого есть свой KPI, и назвать этих людей командой – это тоже не значит быть командой. Команда – это один организм, объединенный общей целью. Члены команды – это компетентные люди, которые способны выполнить ту задачу, которую им ставят, и быть в той роли, которую от них ждут.
Сразу можно сказать, кто не командный игрок – это тот, чьими словами будут: «А почему я?», «Это не моя сфера ответственности», «Мне все равно».
Если быть честным, я думаю, что далеко не в каждом университете ректорат – это команда, к сожалению.
Несколько лет назад мы шутили, что нас (ректорат) нужно посадить всех на вертолет и закинуть на какую-нибудь гору с минимумом вещей для выживания. И те, кто сможет остаться в команде и вместе со всеми спуститься вниз, останутся в ректорате. В каждой шутке есть доля шутки. Мы все чувствовали, что это могло бы стать очень полезным опытом для нашего сплочения в настоящую и эффективную команду.
Но случилось так, что закидывать на гору на вертолете нас не пришлось – началась пандемия. Это было реальным испытанием для всех, особенно для ректората. Пандемия оказалась прекрасной заменой тому вертолету. Нам приходилось ежедневно совместно и быстро решать десятки невозможных задач. Скажу, может быть, странную вещь – пандемия помогла нам осознать необходимость жить и работать в команде. Не скажу, что сегодня ректорат Финуниверситета – это идеальная команда. Но скажу точно, что у нас у всех действительно одна цель – развитие и процветание нашего университета. Мы спорим и находим компромиссы, празднуем победы и ошибаемся, но все же идем вперед, каждый день формируя и укрепляя нашу команду.
Оксана Линник
руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ
Очень часто можно услышать о двадцать первом веке, как веке командной работы. Если представить нашу команду в 3D, то по оси Х мы увидим не простое численное множество ее членов, а единомышленников, дополняющих друг друга компетенциями, профессиональными навыками и опытом.
В нашем случае малого камерного вуза, каждый член команды уникален – он замыкает на себе целую функцию, а порой две-три. При выпадении члена команды, мы можем потерять функцию, а значит работоспособность вуза. Вот почему каждый в команде по своему направлению должен быть «номер один». По оси Y мы прирастаем поколениями, в команде дополняют друг друга наши старожилы, стажисты – это скрепы традиций и опыта, а также молодежь и юниоры – активные, пытливые и смелые члены команды. По оси Z мы получаем трехмерность и объемность благодаря партнерам, которые наполняют команду новыми идеями, решениями, ресурсами.
В нашем вузе, как и у наших партнеров в Госкорпорации «Росатом», понимание команды строится еще и как принадлежность к чему-то большему, верхнеуровневому. «Мы малые, но стоим на плечах великих!» – так говорим мы, отдавая дань уважения команде разработчиков атомного проекта, основателям целой атомной отрасли, создателям нашего легендарного МИФИ.
Екатерина Целикова
ректор Череповецкого государственного университета
– Для создания высокорезультативной команды необходимо понимать, какой результат должен быть достигнут. Исходя из образа этого результата, четко формируется представление о том, какие люди нужны в команде. Есть сотрудники, которые могут быть креативным и фонтанировать идеями, другие умеют их реализовать и довести до конца, кто-то способен увидеть недостатки в общих предлагаемых идеях. Поэтому так важен образ результата.
Принципиально важно для взаимодействия с участниками команды – мир и добро. Это значит, что людей нужно любить, ценить и видеть в каждом из них профессионала. Доверять профессиональному мнению участников команды. Задача руководителя – увидеть это профессиональное мнение, как жемчужину в раковине, и собрать из этих мнений своей команды шаги к достижению результата для получения общего блага.
Оксана Шумакова
ректор Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина
«Нет лидера без команды – и нет результата деятельности без возможности делегировать задачи другим людям, доверять им, вовлекать их в принятие решений». На мой взгляд, это самое правильное определение выбранного мной принципа в управлении университетом. Акцент сделан на необходимость эффективной реализации Программы развития вуза, которая включает в себя ориентиры, состоящие из задач, направлений и плана конкретных мероприятий с показателями их результативности в соответствии с национальными трендами развития науки и образования.
Задача ректора, всего топ-менеджмента вуза, коллектива – оперативно реагировать на любые изменения во внутренней среде и внешней экосистеме связей, выполняя поставленные задачи. Поддерживая корпоративные традиции и разделяя миссию вуза, необходимо постоянно инициировать реализацию новых перспективных проектов. Инициативность – важнейшее качество, которое проявляют, к сожалению, не многие, ведь инициатива «наказуема ответственностью за результат и потраченные средства», при этом именно она способна вывести традиционный процесс управления на абсолютно новый качественный уровень, привести к новым партнерским связям.
В свою очередь, мотивируя к действию, руководителю необходимо использовать различные формы социальной и материальной поддержки. Считаю, что ректору очень важно не зацикливаться на представительской функции, которая безусловно важна для первого лица вуза, но для команды не может быть весомым аргументом эффективного взаимодействия. Ректору всегда требуется находиться в самом «сердце» вуза, быть лидером принятия решений и одновременно этим центром ответственности за результат.