Первые леди

Первые леди

Как женщины-ректоры меняют российское образование

Требования к профессиональным компетенциям ректора сегодня высокие. Нужно обладать не только академической репутацией и лидерскими способностями, но и уметь находить баланс между административной и исследовательской деятельностью, быть искусными в политике, международных отношениях и выстраивании разных уровней коммуникации. Как совмещать все ипостаси без потери эффективности – читайте в управленческих кейсах героинь проекта. И с наступающим Международным женским днем наших дорогих читательниц!
Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская
«У каждого ректора свой механизм внутренней гармонии и восполнения ресурсов»
Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская
Ректор Пермского государственного института культуры

– В современных условиях стремительных изменений, существующих и ежедневно возникающих вызовов, на которые гибко и адаптивно должны реагировать все вузовские системы, к ректору предъявляются все более высокие требования. Сегодня глава вуза – это не только авторитетный ученый или деятель искусства, но и профессионал-управленец высокого уровня, способный эффективно руководить образовательной организацией.

Действительно, современный ректор должен обладать уникальным набором качеств и компетенций: от академического, в случае вуза культуры, творческого лидерства и управленческого профессионализма до экономической продуктивности и эффективной межинституциональной коммуникации с внешней средой.

Ввиду постоянного роста иностранных студентов и расширяющихся зарубежных партнерских отношений к этим качествам добавились еще и очень востребованные сегодня навыки межкультурной коммуникации. А  в связи с повсеместными процессами цифровизации – необходимость актуализировать свои знания и навыки цифровой трансформации управленческой деятельности.

Возможность ректора влиять на изменение организационной структуры вуза, создавать механизмы мотивации и стимулирования педагогов, студентов, сотрудников различных подразделений, выстраивать планомерную интеграцию с различными институциями и заинтересованными региональными сообществами становится ключевым фактором развития института. 

Совмещать столь разнообразные навыки и компетенции, безусловно, непросто, но, думаю, у каждого ректора есть свой механизм внутренней гармонии и восполнения ресурсов для эффективного управления. Например, в Пермском государственном институте культуры, которым мне доверено руководить, с подобного рода нагрузками всегда было принято справляться, активно погружаясь в разные процессы деятельности вуза. На протяжении всего дня можно быть руководителем большого коллектива и эффективным менеджером, а вечером – исполнителем, зрителем, слушателем. И все это в рамках одного вуза. Сам институт, его высокопрофессиональные педагоги, талантливые студенты становятся источником вдохновения и ресурсом, позволяющим принимать непростые решения, ставить и достигать высокие цели. Полагаю, что факторами обеспечения эффективности работы ректора являются чередование видов деятельности, смена впечатлений, эмоций, вдохновение коллег и ежедневный кропотливый труд на благо развития родного института.

Магистр музыки, декан факультета культуры Университета прикладных наук «Novia» Сорен Лиллкунг (Финляндия), ректор ПГИК, заслуженный работник культуры РФ, профессор Людмила Дробышева-Разумовская, пианистка, зав. отделением музыки Университета прикладных наук «Centria» Улла Ройко-Йокела (Финляндия).

Татьяна Ивановна Зайко
«Эффективность при многофункциональности можно сохранить только благодаря самоорганизации и режиму»
Татьяна Ивановна Зайко
Ректор Сибирского государственного университета водного транспорта

– Нет и не может быть формулы успеха одной для всех. Есть основы, благодаря которым каждый руководитель должен вывести свой индивидуальный набор правил эффективности.

В первую очередь, хочу отметить значение знания всех процессов, происходящих в организации на всех уровнях. Мой путь от преподавателя кафедры Омского филиала до ректора СГУВТ дал мне глубокое понимание взаимосвязей происходящего. Что необходимо сохранять флотские традиции в обучении и воспитании подрастающего поколения и, одновременно с этим, брать от современности все лучшее и инновационное для повышения эффективности образовательной деятельности. Что развитие материально-технической и лабораторной базы университета делает его интересным не только для студентов, но и привлекательным местом работы для высококлассных сотрудников. Что для успешного функционирования вуза мало сильного профессорско-преподавательского сос-тава – необходима сильная команда административных сотрудников.

Баланс нужен во всем, и соблюдать его учишься с приобретаемым опытом.

Руководитель для своих подчиненных должен стать примером. В профессионализме, самоорганизации, исполнительности, пунктуальности, да и с точки зрения других качеств. Одним из условий создания сильной команды профессионалов-единомышленников или, как я называю, «экипажа», является соответствие самого руководителя требованиям, внедряемым в основу работы коллектива.

Также для руководителя весьма значимо умение вдохновить команду, в том числе и на большие проекты, зарядить положительными эмоциями и уверенностью в том, что все получится. Процесс развития и совершенствования университета непрерывен, и здесь важно не только контролировать, но и уметь прислушиваться к мнениям и идеям, доверять своему экипажу. 

Конечно, в своей работе руководителю приходится играть разные роли: быть строгим начальником, искусным дипломатом или политиком. Главное – помнить об интересах университета и его сотрудников. Это и есть та граница, которая позволяет сохранять баланс и оставаться принципиальным и честным человеком и руководителем.

Считаю, что эффективность при многофункциональности можно сохранить только благодаря самоорганизации и режиму. Для меня здоровый образ жизни и спорт не пустые слова. Это то, что позволяет держать организм в тонусе, а мысли в порядке.

Встреча заместителя министра транспорта Российской Федерации Александра Ивановича Пошивая с коллективами ФБУ «Администрация Обского БВП» и ФГБОУ ВО «СГУВТ».

Нэлла Матвеевна Прусс
«Руководителю никогда не нужно бояться открывать и реализовывать новое»
Нэлла Матвеевна Прусс
Президент Университета управления ТИСБИ

– Главным качеством любого руководителя остается умение успевать за ритмом жизни. Современного ректора отличает, с одной стороны, жесткий и регламентированный стиль руководства, с другой – просто хорошие человеческие качества, умение быть авторитетом и в университетских аудиториях, и в академических кругах. К тому же, управленцу должная быть присуща мгновенная реакция. Иногда приходится принимать решения в доли секунды, и от этого зависит дальнейшая жизнь: или топчешься на месте или движешься вперед. 

Я всегда стараюсь искать и внедрять в Университете управления «ТИСБИ» новые идеи и проекты. Например, мы были первым вузом в Татарстане, где открыли международную кафедру ЮНЕСКО, и вторыми в России на нашей площадке запустили Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК по профессиональному образованию. ТИСБИ до сих пор остается единственным в мире вузом, который участвует сразу в трех образовательных международных сетях: ЮНЕСКО: УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО, Ассоциированные школы ЮНЕСКО и Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК по профессиональному образованию. 

Руководителю никогда не нужно бояться открывать и реализовывать что-то новое. Так, уже давно мы начали задумываться о том, что обычные лекции не дают стопроцентного эффекта. Это, конечно, зависит и от материала, и от лектора, но зачастую усвоенный материал забывается сразу после сдачи экзаменов. Анализируя все это, мы одними из первых в республике решили перейти к практико-ориентированному обучению, что сразу же принесло свои плоды. Мы сократили большое количество обычных лекций, занятия превратили в ежедневные приобретения новых умений и навыков, в результате – крупные работодатели напрямую стали участвовать в учебном процессе, брали на практику студентов и на работу выпускников. В ТИСБИ практико-ориентированные занятия уже успели прижиться, а многие вузы только сейчас начали их внедрять в учебный процесс. 

Передовые образовательные технологии (игропрактика, бинарные лекции) применяются на всех направлениях подготовки вуза. И практически по всем направлениям ведется многопрофильное обучение, а именно: дополнительные занятия по экономике и юриспруденции, которые помогут при создании собственного бизнеса.

Качество образования для Университета управления «ТИСБИ» – основа основ: то, ради чего все изначально и задумывалось. Пожалуй, в настоящее время и в Казани, и в Татарстане нет ни одной организации, где бы ни работали наши бывшие студенты. 

Среди выпускников университета – владельцы собственного бизнеса, главы государственных комитетов, ведомств и министерств, причем не только Республики Татарстан, но и других регионов страны. Выпускники вуза также занимают высокие посты в международных организациях, являются руководителями представительств Татарстана в России и зарубежных странах.

Маргарита Николаевна Русецкая
«Быть лично вовлеченным в процессы, обеспечивающие развитие отрасли»
Маргарита Николаевна Русецкая
Ректор Государственного института русского языка им. А С. Пушкина

– Единственно возможный, на мой взгляд, вариант решения этой непростой задачи – быть лично вовлеченным в процессы, обеспечивающие развитие отрасли, где ты работаешь. Причем на всех уровнях: политическом, научном, экспертно-методическом, просветительском.

На уровне государственной политики – это участие в работе различных законотворческих коллективов, правительственных советов и ведомственных рабочих групп. Это обеспечивает возможность постановки проблемных вопросов и дальнейшее участие в их решении, в нашем случае – решений в сфере функционирования русского языка как государственного, его поддержки за рубежом. В моем графике сегодня – работа в Совете при Президенте РФ по русскому языку, Научно-экспертном совете при Председателе Совета Федерации В.И. Матвиенко, Правительственной комиссии по русскому языку. С 2019 года работаю депутатом Московской городской думы, где также принимаются важные решения в сфере русского языка. 

Очень важно обеспечить экспертную базу при обсуждении и принятии законов. Тут главную роль играют научные исследования института, интеграция наших ученых в мировую научную проб-лематику. Сегодня это не только традиционные направления – создание методик обучения, изучение языковых процессов, но и новые междисциплинарные исследования на стыке цифровизации и развития коммуникаций или, например, изучение речевых особенностей детей с ОВЗ, билингвов, одаренных. Мои исследовательские компетенции и профиль научных интересов (теория и практика обучения детей с нарушениями речи) вполне совпадают с приоритетными направлениями развития вузовской науки.

В методическом, педагогическом плане вовлеченность обеспечивается сотрудничеством с различными образовательными и экспертными организациями. Институт Пушкина сотрудничает, например, с Федеральным институтом педагогических исследований – разработчиком системы итоговых государственных экзаменов. Я возглавляю научно-методический совет ФИПИ по русскому языку. Это позволяет оперативно вносить изменения в программы подготовки кадров и повышения квалификации, готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов. 

И, конечно, сегодня нельзя без просветительских программ. Нужно заниматься популяризацией мировых и отечественных достижений, деятельности вуза, которым руководишь, привлекать талантливых абитуриентов, преподавателей, ученых. Институт функционирует как площадка Московского регионального отделения Российского общества «Знание», председателем и лектором-просветителем которого я являюсь с 2018 года. 
При таком подходе усилия, предпринимаемые в различных направлениях, создают синергию, позволяют не только хорошо ориентироваться в том, что происходит сейчас, быть на передовом крае событий, но и во многом определять развитие этих процессов в будущем.

Елена Сергеевна Симбирских
«Научная деятельность ректора должна быть стратегическим приоритетом в развитии университета»
 
Елена Сергеевна Симбирских
Ректор Вятского государственного агротехнического университета

Умение коммуницировать – прямая обязанность ректора, часть административной работы, в то время как исследовательская деятельность – задача, более сложно встраиваемая в ежедневный процесс. При этом и то, и другое требует большого погружения в работу и, что немаловажно, в цейтноте времени. 

Разумеется, любому руководителю административную и исследовательскую виды деятельности приходится совмещать.

Каждый ректор свою исследовательскую деятельность должен выстраивать в соответствии со стратегией развития возглавляемого университета, а не исходя из личных научно-исследовательских интересов. Нужно формировать научную школу, тогда будут последователи и ученики, которые возьмут на себя технический функционал. Ректор в данном случае выступает стратегом, создающим оптимальные условия для того, чтобы на основе результатов своих научных изысканий эффективно выстраивать исследовательскую деятельность вуза.

Если проанализируем наиболее популярные отраслевые направления и сферы профессиональных интересов, то многие ректоры – экономисты, поскольку именно экономика соединяет раздроб-ленные фрагменты исследовательского материала в экономические данные. И здесь приобретают особую роль анализ и менеджмент, поэтому большинство научных школ ректоров являются драйверами инновационного развития университетов. Ректор не может вести свою научную деятельность отдельно от стратегии вуза.

Таким образом, научная деятельность ректора должна быть стратегическим приоритетом в развитии университета с концентрацией усилий на эффективном результате, который, в свою очередь, обеспечит уважение академического сообщества.

Сплоченная команда Вятского ГАТУ.

Татьяна Валерьевна Терентьева
«Все возможно, когда ставишь амбициозные цели»
Татьяна Валерьевна Терентьева
Ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

– Всегда была самодостаточным и амбициозным человеком. Хотела добиться большего, сделать лучше, стать первой. Поэтому пришла работать в вуз, защитила сначала кандидатскую, потом докторскую диссертацию, прошла трудный путь от преподавателя до ректора. Сейчас у меня такие же амбициозные цели, но уже не для себя лично, а по отношению к нашему университету. Хочу, чтобы ВГУЭС был сильным, конкурентоспособным. Чтобы к нам поступала прекрасная молодежь – будущее Дальнего Востока. Чтобы люди восхищались нашим современным университетом, нашим комфортным кампусом.

На мой взгляд, именно амбициозность является лучшим способом мотивировать себя на то, чтобы все успеть, достигая при этом максимальной эффективности.

Не нужно пытаться растянуть двадцать четыре часа на двадцать пять. Необходимо так выстроить свое время, чтобы хватало и на качественную работу, и на нормальный отдых. Не отвлекаться на мелочи, жестко планировать, ставить точные цели и понимать, в каком направлении и, самое главное, с кем двигаться к этим целям. Совмещать несколько ипостасей, которые всегда есть не только в ректоре, но и в каждом руководителе, мне помогает коллектив. Вокруг меня настоящие профессионалы, люди, которым я доверяю, не трачу время на постоянный контроль или гиперопеку и при необходимости могу смело делегировать ряд полномочий. Знаю, они точно и в срок выполнят задачи, которые поставлены перед ними.

Очень важно выстраивать коммуникации, которые позволят оптимизировать нагрузку. Я, например, возглавляю одну из восьми научных школ, которые созданы в нашем университете. За последние три года, с 2019 по 2021-й, успешно защитились 18 аспирантов ВГУЭС. На счету моих учениц – 3 кандидатские диссертации. Одна из составляющих эффективности научных школ заключается в интеграции с российским научным сообществом, сов-местной работе с коллегами.

Огромные возможности в плане управления временем открыла цифровизация. В нашем университете мы все в этом тренде: от преподавателя до ректора. У нас оцифрована практически вся система управления. Мне нет необходимости запрашивать кучу справок, приглашать сотрудников с отчетами, достаточно одним движением сделать запрос и тут же получить ответ.

Опыт показывает, что, помимо правильных целей и оптимального планирования рабочего дня, недели и всей жизни, нужно не забывать вовремя восполнять энергию, искать новые источники для подзарядки. Обязательно давать себе возможность остановиться, сменить обстановку. Для меня это чтение книг, тренировки в спортзале. Недавно прибавился еще один релакс: каждый вечер делаю уроки вместе с внуком. Оказалось, задачки для первоклассника заметно повышают шансы доктора наук оставаться эффективным во всех своих ипостасях.

ВГУЭС растит молодых профессионалов, востребованных в экономике региона.

01.03.2022
Наверх