Факторы преодоления
АО. Татьяна Валерьевна, с какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора и какие преодолеваете сегодня? Как справляетесь с трудностями?
– «Стеклянный потолок» – это точно не про меня, хотя проблема барьеров для женщин, мечтающих о карьере, к сожалению, остается очень актуальной и болезненной. Наверное, мне просто повезло, что на каком-то определенном этапе оказывалась в нужном месте, в нужный час. У меня не было проблем ни с профессиональным, ни карьерным ростом.
Я пришла в университет в 1996 году преподавателем кафедры бухучета и аудита. Думала, поработаю год-другой и уйду. Была я совершенно не академичная, но именно академическая среда – интересная, многогранная, мотивирующая – так меня захватила, что университет стал моей жизнью. Это было потрясающее, удивительное время. Я неожиданно влюбилась в науку, с огромным удовольствием писала и кандидатскую, и докторскую, и каждый раз передо мной открывались новые двери, а я всё шла вперед по анфиладе прекрасных комнат. Только получила степень кандидата экономических наук, как предложили возглавить кафедру. Защитила докторскую, и через неделю появилась вакансия проректора по науке. Затем стала первым проректором, а в 2015 году коллектив избрал меня ректором.
Быть ректором – трудная работа. Я это почувствовала с первых дней. Ответственность навалилась огромная, я её буквально физически ощущала. Университет тогда переживал один из сложнейших периодов в своей истории, который совпал с реорганизацией всей образовательной отрасли. Мы практически лишились финансирования. Вся экономика была выстроена под годовой бюджет 2 млрд рублей, и вдруг его урезали наполовину.
Понадобилось несколько лет, чтобы закрыть все прорехи, «сшить» экономику, прирасти деньгами, собрать команду. Это было невероятно трудно. Сейчас я оглядываюсь и порой сама не понимаю, как нам удалось не только выстоять, но и упрочить позиции университета.
ВГУЭС сегодня успешно конкурирует с ведущими российскими вузами, в том числе с теми, кто находится в исключительно благоприятных финансовых условиях. В Национальном рейтинге «Интерфакс» мы входим в Топ-100 лучших вузов страны. На Дальнем Востоке, высшую школу которого представляют 39 вузов, ВГУЭС занимает третью позицию, уступая только федеральным университетам.
Инструменты трансформации
АО. Как топ-менеджер – трансформатор, что вы можете сказать о необходимых для достижения цели управленческой модели и управленческом формате и о критериях эффективности? Какие осуществленные за период вашего пребывания в должности изменения вы считаете наиболее значимыми и почему?
– Мы создали по-настоящему уникальную модель управления университетом. Начали с того, что отказались от факультетов, а вместо них открыли большие кафедры, которые изначально формировались под руководителя – эффективного менеджера. Такие управленцы свободны в принятии решений, но каждый из них работает в рамках поставленных руководством университета задач и несет личную ответственность за результат. Все они – большие профессионалы. Для меня важно, что мои умные, неординарные коллеги не только достигают высоких личных результатов, но и ощущают себя частью одной команды.
Мы все любим наш университет, и в этом главный секрет успешности ВГУЭС.
Стратегия инноваций
АО. Чем руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?
– Без традиций не может быть инноваций. С первых дней работы в университете я приняла наши традиции и ценности, и все время их поддерживаю и продвигаю. В числе главных традиций ВГУЭС – привлечение талантливых молодых людей, подготовка квалифицированных специалистов для региональной экономики, формирование интеллектуальной элиты. Мы следуем этой традиции 55 лет, последовательно её развиваем, наполняем инновационным содержанием.
Сейчас в тренде цифровизация. Мы тоже очень активно занимаемся этими процессами, хотя курс на информатизацию и цифровизацию взяли еще в середине 90-х, начав массовую компьютеризацию университета. Это был настоящий технологический прорыв не только в истории ВГУЭС, но и всей высшей школы.
У нас принята программа цифрового развития по ряду важнейших направлений, в том числе электронное обучение, виртуальная реальность, качество электронного учебного контента, онлайн-курсы на открытых платформах. Реализуем сетевые проекты по 23 дисциплинам с ведущими вузами страны с участием около 1 тыс. студентов. Среди наших партнёров – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РАНХиГС.
Все инновационные решения подчинены главной задаче – повышению качества образования. И у нас это получается. ВГУЭС в полной мере соответствует статусу регионального университета, успешно решает задачу государственной важнос-ти – закрепить молодежь на территории, обеспечить местный рынок труда молодыми профессионалами с хорошим образованием, сочетающим знания, компетенции, навыки.
Большинство наших студентов – жители Приморского края. В прошлом году во ВГУЭС поступили 57% выпускников школ Владивостока и 32% выпускников из Приморского края.
Абитуриенты выбирают наш университет даже несмотря на ограниченное количество бюджетных мест. На некоторых направлениях таких мест, к слову, нет вообще, и, тем не менее, там аншлаг. Как, например, в Высшей школе кино и телевидения, Институте сервиса, моды и дизайна ВГУЭС. В 2021 году к нам поступила 1 тысяча первокурсников, и только лишь 352 из них – на бюджет. И это при том, что стоимость обучения у нас высокая.
Выбор абитуриентов – еще одно подтверждение, что мы движемся в правильном направлении, находим тот самый баланс между инновациями и традициями, теорией и практикой, запросом молодежи и возможностями университета.
WorldSkills – один из приоритетов трансформации образовательного процесса во ВГУЭС.
Ценности и результаты
АО. Каким образом в вашей практике вы реализуете цепочку «ценность – цель – средство – результат»? Получается ли (и благодаря чему) преодолевать разрыв между ценностями и результатами, а также предус-
матривать последствия осуществляемых действий?
– Самая главная ценность в мире – человек. Самые главные люди в нашем университете – студенты. Наша цель – сделать всё, чтобы они получили дос-тойное образование, приобрели современные знания и компетенции, освоили soft skills.
В кампусе ВГУЭС созданы все условия для учебы, отдыха и самореализации. У нас комфортно и безопасно. Территория кампуса – это «город в городе», где расположены современные общежития, спортивный комплекс «Чемпион», театр «Андеграунд», дендрарий, парковые зоны, медицинский центр «Лотос», магазины, кафе.
Команда университета находится в постоянном движении: мы не устаём что-то менять, трансформироваться, и всё это работает на главный результат – растить успешных, высокопрофессиональных, умных людей, формировать интеллектуальную элиту общества.
Абсолютно убеждена, что университет – больше, чем кузница кадров. В первую очередь, это особая среда, которая дает мощные стимулы для личностного роста всем, кто в неё погружен, – от студента до преподавателя. Примерно то же происходит с выращиванием устриц. Нет никаких способов искусственно увеличить размер устриц, однако если поместить их в специальную экологичную среду, можно стимулировать рост этих моллюсков и помочь раскрыться природному вкусу.
Семья и работа
АО. Life-work balance – весьма актуальная проблема для женщин-руководителей, карьерные амбиции которых способствуют «двойной занятости»: приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. Каким образом можно интег-рировать и даже гармонизировать эти сферы? И, если смотреть шире, какие меры в контексте социально-трудовой политики необходимы для эффективного решения этого вопроса?
– Думаю, что у каждой женщины свой баланс личной жизни и работы, и каждая вне зависимости от того, руководитель она или обычный сотрудник, выбирает собственный способ сохранить равновесие.
У меня довольно легко получается сохранить гармонию этих двух сфер. Может быть, всё из-за того, что я, как в афоризме про счастье, каждое утро с радостью иду на работу и с радостью возвращаюсь домой.
Есть такой психологический приём, который называется «колесо жизни». В нем всё расписано: семья, карьера, друзья, здоровье, отдых. Нужно нарисовать своё колесо, оценить, где тонко, и хорошенько подумать, как сделать так, чтобы ничего не порвалось, чтобы все ваши жизненные ценности были в полной сохранности.
Семья для меня – главная ценность, прекрасная отдушина и самое большое счастье. Обожаю свою дочь. Она красивая, умная и очень самостоятельная. Она окончила университет по специальности «Финансы и кредит». Когда поступала, у нее было не очень хорошо с математикой, но выпустилась она лучшей студенткой. Уехала в Москву, в 24 года написала диссертацию, защитилась. Сейчас возглавляет один из столичных банков.
Мои внуки еще маленькие. Провожу с ними всё свободное время, и колесо моей жизни крутится в правильном направлении, легко и без устали.
Женское лидерство
АО. В России растет запрос на усиление роли женщин в жизни страны, при этом ещё несколько лет назад исследователи отмечали, что в большинстве вузов не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, тем более женщинам. Какие шаги предпринимаются в университете для развития этих навыков у обучающихся? А что необходимо для развития управленческого потенциала женщин, занятых в сфере высшего образования?
– Исторически сложилось, что российское высшее образование имеет женское лицо. В нашем университете та же тенденция, женщин в коллективе большинство. Но есть существенное отличие – почти все позиции топ-менеджмента ВГУЭС занимают женщины. Еще одно важное преиму-щество заключается в том, что мы целенаправленно формируем круг женщин-учёных и руководителей.
Во ВГУЭС создано восемь научных школ. Пять из них возглавляют женщины, все успешные, состоявшиеся люди, доктора наук, которые успевают не только управлять, преподавать, заниматься серьезными научными исследованиями, но и растить достойную молодую смену. В 2021 году у нас защитилось пять аспиранток. Среди них две мои ученицы – старший преподаватель кафедры экономики Наталья Пашук и Анна Вертинова, получившие ученую степень кандидата экономичес-ких наук. На подходе еще шесть кандидатских диссертаций и четыре докторские, которые готовят наши коллеги – женщины.
Мы думаем о будущем и формируем команду кадрового резерва управленцев для университета. За два года обучение в Школе ректоров (Бизнес-школа «Сколково») прошли 10 сотрудников и преподавателей ВГУЭС в возрасте до 35 лет. Мы инвестировали в эту программу шесть млн рублей из внебюджетных средств. Уверена, сегодня это самые необходимые, самые важные инвестиции.
Очень много внимания уделяем воспитанию лидерских качеств у студентов. Они – постоянные участники всероссийских конкурсов и проектов по развитию управленческого потенциала и укрепления лидерских навыков. У нас много побед и замечательных историй успеха. Например, студент второго курса магистратуры «Стратегичес-кий менеджмент», руководитель туристической компании «ТочноЗдесь» Федор Шорников стал победителем IV Национального финала Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй». Максим Абросимов, студент третьего курса кафедры дизайна и технологий, председатель Совета студенческих объединений ВГУЭС, выиграл в конкурсе на право войти единственным представителем всех вузов Приморья в недавно созданный Совет обучающихся при Минобрнауки РФ.
В этом учебном году я стала читать новый для университета курс «Управленческие решения». Уверена, это именно та дисциплина, которая пригодится каждому нашему студенту.
Подготовила
Марина Попова
Счастье быть с внуками.