Саргылана Игнатьева
ректор Арктического государственного института культуры и искусств
– В институте внедрена практико-ориентированная система образования. Начиная с первого курса, студенты работают на конкретные проекты – заказы стейхолдеров вуза, индустриальных партнеров. Среди них Якутский хлебокомбинат, который заказывает стартап-проекты по упаковкам. Центр компетенций «Лето» осуществляет заказ на разработку дизайн-кодов территорий (уже есть реализованные проекты в Горном, Хангаласском, Нюрбинском, Усть-Алданском улусах). Компания СИБИЭМ-SayBM совместно с Universal University провели с институтом летнюю школу ювелирного дизайна, изделия студентов были представлены на международной выставке ювелирного искусства в Токио.
Практические навыки в современном мире – основа карьерного роста. Все наши выпускники уже во время учебы привлекают к себе внимание будущих работодателей, ближе знакомятся со спецификой будущей профессии и выпускаются с солидным багажом опыта и знаний.
Результаты научных исследований лабораторий вуза внедряются в содержание образовательных программ, например, по арктической цивилизации, этномузыкологии, книжным памятникам, цифровизации культурного наследия, геокультуры Арктики.
Содержание образования отражается в крупных творческих проектах, таких как «Созвездие Арктики», «Эпосы мира», триеннале современного искусства, воркшопы со студентами Университета Ренн во Франции, экспедиция Олонхо, театральные фестивали и других.
В вузе разрабатываются уникальные образовательные программы, проводятся открытые занятия, студенческие научные конференции.
Оксана Линник
руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ
– Качество образования – без преувеличения вопрос номер один для вуза. При выстраивании подходов к его обеспечению мы порой сталкиваемся с ситуацией «погони за тенью», так как достижение высокого качества подготовки не может быть разовой акцией, как покорение самой высокой вершины. Мы всегда обсуждаем со студентами, ставшими победителями состязаний на национальном уровне, что после того, как ты спустился с пьедестала, тебе нужно вновь и вновь доказывать свое лидерство.
И в этом смысле обеспечение высокого качества – это прежде всего вопрос мотивации команды вуза на постоянную и системную работу, исключение авралов и штурмов по обеспечению качества. Качество образования начинается с качества человека в образовании как преподавателей и сотрудников, так и студентов. Создать в вузе «питательную среду» по раскрытию талантов каждого, обеспечить доступ к новейшим технологиям и, что немаловажно, к живому общению с носителями этих технологий, включиться в многоуровневую систему наставничества – вот основные составляющие высокого качества.
В качестве образования нет мелочей, но родитель и абитуриент (проверено многократно!) скорее простят вузу потрепанные временем стены, но не примут стены «без научной души».
Екатерина Каменева
проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Качество образования можно разделить на два основных элемента – качество подготовки обучающихся и качество образовательных программ.
Качество подготовки обучающихся оценивается ежегодно путем проведения диагностических работ (проверки остаточных знаний). А ежегодный мониторинг эффективности и качества образовательных программ позволяет нам держать на высоком уровне конкурентоспособность портфеля образовательных программ Финансового университета и помогает в его оптимизации.
Мониторинг эффективности и качества образовательных программ проводится для программ бакалавриата и магистратуры. Портфель программ оценивается по определённой системе показателей, состоящей из трех блоков:
Далее выстраивается рейтинг, в котором программы группируются отдельно по бакалавриату и магистратуре двумя способами: сводный рейтинг (весь портфель программ) и рейтинг в разрезе направлений подготовки. В рейтинге программам присваивается одна из четырех категорий эффективности от A и В (высокая) до С и D (низкая).
Если программы попадают в проблемные группы (C и D), деканы факультетов и руководители программ получают рекомендации для улучшения положения программы. За счет этого мониторинг уходит в цикл на следующий год, когда можно будет увидеть динамику и оценить произведенную работу над ошибками. Важно, что новые программы в течение 1-2 лет идут вне рейтинга отдельным списком: им нужно время, чтобы «встать на ноги», достичь результатов по установленным показателям.
Ключевой принцип мониторинга – получение и агрегация информации без ведома субъектов мониторинга. Показатели собираются независимо от тех, кто реализует программы: это статистические данные и данные от «управляющих» подразделений Финансового университета. Такой подход выводит работу над качеством из привычной субъективной университетской иерархии, где отчеты поднимаются по восходящей линии от нижестоящих к вышестоящим.
Культуру качества образования мы воспринимаем как необходимое условие образовательной деятельности и транслируем такую необходимость и на студенческий уровень – стали традиционными регулярные встречи с представителями Учебного комитета Студенческого совета, где мы обсуждаем разрабатываемые нормативные документы в сфере образовательной деятельности, ставим проблемы и совместно находим решения.
В заключение отмечу очень важный момент. Мы можем разработать классную стратегию развития университета, проводить мониторинги эффективности, выстраивать внутренние рейтинги, придумывать красивые учебные планы и очень содержательно интересные рабочие программы дисциплин. Но все начинается (или заканчивается?) именно тогда, когда преподаватель входит в аудиторию. Именно с этого момента и происходит образование. Вот и получается, что весомая доля ответственности за качество образования лежит на плечах преподавателя. И это – отдельная и большая тема для обсуждения.
Но каждый сотрудник университета – от профессора до специалиста по уборке – должен осознавать, что любое его действие или бездействие в стенах университета непосредственно влияет на качество образования – качество выпускника, от которого зависит будущее нашей страны.
Жанна Никонова
ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова
– Качество образования является неизменной традицией университета на протяжении всей его истории. В течение многих лет Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова сохраняет позиции лучшего из всех нестоличных вузов Российской Федерации по качеству приёма. Входит в тройку сильнейших вузов России по направлению подготовки «Педагогическое образование». Журнал «Forbes» включил НГЛУ в топ-100 лучших вузов России по итогам 2020-2021 годов.
Университетом проведен широкомасштабный ребрендинг основных образовательных программ. Внедрены в практику новые образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры с преподаванием всех предметов на английском языке. Новые модули, позволяющие нашим студентам получать дополнительные профессии в период обучения в вузе.
За последние три года университет трижды получил статус Федеральной инновационной площадки. Укрепился как научно-исследовательский центр России по изучению проблем лингвистической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности страны. Стал первым в России разработчиком теоретических основ ИТ-лингвистики.
В НГЛУ созданы девять научно-исследовательских лабораторий, расширяется перечень научно-образовательных и культурно-языковых центров: университет завоевал статус первого и единственного в России хаба молодёжной платформы стран Шанхайской организации сотрудничества «Scolar Network», первого регионального представительства форума «Россия – Африка: что дальше?» МГИМО МИД России и первого в России Центра языков и культур стран СНГ. Студенты активно вовлечены в работу этих центров, получая широчайшие возможности научно-коммуникативной практики.
Екатерина Харченко
депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, ректор Курской сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова в 2020-2021 годах
– Считаю, что современный вуз будет конкурентоспособен, если сложится в единую гармоничную картину ряд факторов.
Первый безусловный приоритет – это качество образования. Необходимо готовить практико-ориентированных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.
Второй фактор конкурентоспособности вуза – это востребованность результатов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава для общества и государства в целом.
Третий фактор – эффективность взаимодействия вуза с контрагентами, с властью региона, бизнесом, общественностью и интеграция вуза в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и страны в целом. Вуз сегодня неотделим от реализации национальных проектов, от социально-экономического развития региона. Конкурентоспособный вуз – драйвер развития как общества, так и экономики. И его конкурентоспособность зависит от эффективности этой интеграции во все процессы, которые происходят с социально-экономической точки зрения.
И самая главная ценность вуза, мне кажется, это не стены, не оборудование и не инфраструктура. Самая большая ценность – это люди, команда единомышленников, талантливые молодые ученые, опытные преподаватели. И тут многое зависит от профессионализма и активной гражданской, жизненной позиции ректора вуза.
Еще это активная молодежь, которая может реализовать массу инициатив в вузе, и не только с образовательной и научной точки зрения, но и с точки зрения развития творческих способностей, занятий спортом, волонтерством, многими другими направлениями дополнительного образования. Самая большая ценность конкурентоспособного вуза – это люди.
Екатерина Целикова
ректор Череповецкого государственного университета
– Российские вузы работают в традиционной для всей страны системе отношений «центр – регионы». А в последнее время проявилась тенденция переноса внимания федерального центра от «столичных» к «региональным». Регионализация системы высшего образования наблюдается в росте позиций таких вузов в рейтингах, значимости в федеральной повестке и жизни самих регионов.
С одной стороны, в Череповце находятся компании – мировые лидеры, и выпускники школ могут не переживать о трудоустройстве. Но, с другой стороны, близость столичных городов дает больше вариантов для обучения. Стать университетом первого выбора – одна из наших ключевых задач.
Мы выстраиваем систему взаимодействия «школа-университет-предприятие», когда образовательная модель начинает работать с профориентации в школе и заканчивается стажировочной программой по трудоустройству. ЧГУ – университет проектного типа. В течение пяти лет студенты выполняют проекты по заказу работодателей. Проектный модуль включен в образовательную деятельность.
Динамичное развитие производства и социально-гуманитарной сферы требует от вуза обновления образовательных подходов. К примеру, мы сформировали «проектные классы»: это педагогические, инженерные, ФосАгро-классы. Задача подготовки педагогов решается вместе со школами, колледжами, вузами региона и Департаментом образования Вологодской области. Работа строится в рамках реализации стратегического проекта «Модель непрерывного педагогического образования «Учитель школы будущего». Педагогические классы, колледжи и педагогические направления вузов Череповца и Вологды объединены в общую систему с едиными стандартами. Если говорить о подготовке современного инженера, то преподаватели поддерживают осведомленность о передовых технологиях и находят новые точки соприкосновения с компаниями. Нам открыт доступ к производственным площадкам наших стратегических партнеров – компаний «Северсталь» и «ФосАгро».
Сегодня выполнение вузом образовательной и научной миссии невозможно без активного участия в жизни общества. Мы синхронизируем задачи развития региона с задачами вуза. Одно из направлений – это создание поддерживающих инициатив, разного рода проектов и льготных программ, удерживающих молодежь в регионе.
ЧГУ занимает высокие позиции в федеральных рейтингах. Например, в рейтинге трудоустройства входит в топ-10 вузов России.
Оксана Шумакова
ректор Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина
– Ёмкий и очень актуальный вопрос. Остановлюсь на трех ключевых позициях.
В качестве примера, в 2021 году сотрудники университета прошли стажировку в агрохолдингах, на базе Центра образовательных компетенций НТИ (г. Иннополис) по программе повышения квалификации «Применение роботов-манипуляторов и программных симуляторов для преподавания робототехники в вузе», а также в рамках сотрудничества с УНТИ 2035 по программе повышения квалификации «Методы и технологии, основанные на работе с данными», направленность «Введение в управление на основе данных» и др.
Ежегодно совместно с бизнес-партнёрами мы открываем специализированные аудитории, оснащенные современными учебными материалами, тренажерами, цифровыми двойниками, макетами оборудования и образцами техники. Это позволяет значительно ускорить процесс профессиональной адаптации на рабочем месте, а также повысить престижность аграрных профессий. Студенты нашего вуза имеют возможность получить профессиональные и надпрофессиональные компетенции в центре прототипирования, цифровом ситуационном центре, бизнес-инкубаторе, проектном офисе и т.п. В настоящее время – это не просто «элементы имиджа», но и факторы, напрямую влияющие на качество подготовки и уровень востребованности.
В том, что касается диверсификации образовательной деятельности, мы перешли от слов к конкретным действиям. В 2022 году открыт прием на новые программы бакалавриата и магистратуры по информационным технологиям, юриспруденции, биотехнологии. Подчеркну, что в данном случае речь не идет о потере профильности отраслевого университета (в настоящее время профильность Омского ГАУ составляет более 80%). Сельское хозяйство имеет много особенностей (работа с живыми организмами, агротехнологические особенности, сезонность производства и др.), знание которых в сочетании с профессиональными компетенциями в области юриспруденции или информационных технологий (также как в экономике, бухгалтерском учете) позволяет подготовить действительно квалифицированного специалиста для организаций АПК.