Диалог на равных. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Диалог на равных

Ректор Вятского ГАТУ об уважении, самодостаточности и балансе


Елена Сергеевна Симбирских

Ректор Вятского государственного агротехнического университета

woman avatar

Факторы преодоления

АО. Елена Сергеевна, часто современная женщина сталкивается с трудностями в реализации успешной профессиональной траектории. Это могут быть препятствия внешнего (традиции, стереотипы, шаблоны) и внутреннего характера [1]. С какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора, какие преодолеваете сегодня? Как справляетесь с трудностями, ограничениями?

– Внешние барьеры преодолеть гораздо легче, чем внутренние. Мое кредо – не обидеть человека и помочь каждому. Иногда это мешает работе руко­водителя, но в то же время позволяет найти новых друзей и выстроить доверительные отношения. Отказать можно легко, но земля, как известно, круглая: чаще всего чужие проблемы и просьбы оборачиваются новыми возможностями. Мне свойственны эмоциональность и гиперответственность, что отрицательно сказывается на моем внутреннем состоянии и вызывает непонимание со стороны сотрудников. Справляться с этими трудностями помогают целенаправленность, расстановка приоритетов, профессиональная команда внутри вуза и, конечно, осознание ответственности за университет.

Инструменты трансформации

АО. Вуз – экосистема в известной мере довольно консервативная, и управленцу вне зависимости от гендерной принадлежности очень непросто бывает реализовывать стратегически важные преобразования. Как топ-менеджер-реформатор, что вы можете сказать об управленческой модели, формате и критериях эффективности, необходимых для достижения цели? Каковы осуществленные за период вашего пребывания в должности изменения, и почему вы считаете их наиболее значимыми?

– Придерживаюсь коллегиальной модели управления. Приглашаю и слушаю проректоров и деканов, принимаю решение с учетом мнений и предложений каждого. Однако ответственность всегда лежит на плечах руководителя. Поэтому, даже если все скажут делать так, а не иначе, но при этом не смогут обосновать точку зрения, приму своё решение.

В Вятском ГАТУ произошли ключевые изменения в подходе к организации работы структурных подразделений и каждого сотрудника. Раньше каждый был «сам за себя» и «для себя». Сейчас задан единый вектор, перед всеми подразделениями поставлены конкретные задачи, при этом люди самостоятельно принимают решения. Каждый сотрудник – командный игрок, осознающий свою ответственность в процессе движения к общей цели.

Стратегия инноваций

АО. Обязательным условием качественных изменений на уровне вуза являются инновации, внедрение которых требует от ректора особого мышления, подхода и стиля управления. Чем руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?

– Всегда стремлюсь осваивать новое, будь то стили управления или современные технологии. С удовольствием читаю профессиональную литературу, наблюдаю за опытом других ректоров, стараюсь внедрять инновации. Например, в менеджменте. Поддерживаю дни самоуправления в университете.

Я готова к любым нововведениям. Главное, чтобы к ним была готова наша команда и было понимание положительного эффекта для вуза.

Как поддерживаю баланс? Прежде всего, традиции уже сами по себе ограничивают. Ломать, как известно, не строить, поэтому всё новое нужно внедрять дозировано и планомерно. Сначала предлагаешь, смотришь на реакцию, обсуждаешь – лишь затем внедряешь.

Ценности и результаты

АО. Несложно принимать решения, если вы знаете, каковы ваши ценности, – сказал однажды сценарист и продюсер Рой Дисней. Добавим, что даже если руководитель/управленец эти ценности себе четко представляет, то преобразовывать их в цели, а потом в средства и результаты бывает совсем непросто. Каким образом в вашей практике реализуете цепочку «ценность – цель – средство – результат»? Получается ли (и благодаря чему) преодолевать разрыв между ценностями и результатами, а также предусматривать последствия осуществляемых действий?

– В первую очередь, не отхожу от ценностей, которые привили в семье. Второе – никогда не иду против себя и своих принципов. Патриотизм, порядочность – вот что незыблемо и первостепенно.

На мой взгляд, в жизни есть две вещи, ради которых можно умереть, – это семья и родина. И ничто не оправдывает пренебрежения этими ценностями, их предательства или забвения.

При постановке цели в работе руководствуюсь ориентиром – как это изменит жизнь вуза в целом, каждого сотрудника и студента в частности.

Не менее важно относиться к профессии как к ценности и получать удовольствие, прежде всего, от профессиональных успехов, рассматривая финансы как средство их достижения, прогнозируя и адекватно оценивая влияние результатов на дальнейшую судьбу вуза, региона и страны. «Я – частица мироздания», и к этому стремлюсь.

Семья и работа

АО. Life-work balance – весьма актуальная проблема, в том числе для женщин-руководителей. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. С вашей точки зрения, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы? И, если смотреть шире, какие меры в контексте социально-трудовой политики необходимы для эффективного решения этого вопроса?

– Это, пожалуй, самое сложное для женщины-руководителя.

Если рядом сильный мужчина, то он требует постоянного внимания и присутствия. Дети также нуждаются в материнском внимании и заботе. Как в таком случае найти баланс между личной жизнью и работой? На мой взгляд, в семье необходимо прививать мысль о самодостаточности личности. Наш сын, например, с малых лет был самостоятельным, рано начал жить отдельно.

Кроме того, не следует заменять чужую жизнь своей и свою жизнь – чужой. Важно быть «второй половиной», вовлекать близких в жизнь вуза: мероприятия, праздники, соревнования, походы в театр, компенсируя тем самым время, которое не было им уделено.

Я бы с удовольствием привела внука в наш университет и на концерт, и в музей, и на вузовское мероприятие. Надо встраивать семью в жизнь университета! Это и будет одним из решений пробле­мы.

В качестве меры социально-трудовой политики я бы предложила в рамках Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года предусмотреть меры поддержки корпоративных семейных туров.

Сын Павел с семьей

Женское лидерство

АО. В России растет запрос на усиление роли женщин в социально-экономическом развитии и общественно-политической жизни страны. При этом ещё несколько лет назад иссле­дователи отмечали, что «традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, особенно женщинам». Какие шаги предпринимаются в возглавляемом вами вузе для развития этих навыков у студентов? А что, на ваш взгляд, необходимо для развития управленческого потенциала женщин, занятых в сфере высшего образования?

– В нашем университете созданы все условия для активизации деятельности студентов и молодых сотрудников вне зависимости от пола. Например, была организована серия встреч, в том числе с женщинами-руководителями, в рамках проекта Росмолодежи «Диалог на равных». Проводилась школа предпринимательства.

Если говорить непосредственно о девушках, то студентки Вятского ГАТУ регулярно участвуют в лидерских программах. Я не ставлю перед собой задачу кого-то заставлять работать над собой, но думаю, что своим личным примером могу мотивировать молодых ученых и студенток к личностному росту.

Что касается развития управленческого потенциала женщин, то РАНХиГС реализует программу переподготовки «Мастер менеджмента в области стратегического женского лидерства». Дума­ю, что получить компетенции руководителя с учетом гендерной специфики интересно и значимо для каждой женщины. Замечу также, что такого рода программы были бы полезны и представителям сильного пола.

Подготовила Людмила Cульдина

[1]  Подробнее в статье «Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов»: cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-asimmetriya-v-upravlencheskoy-srede-rossiyskih-universitetov.

Наверх