Ольга Сотникова, ректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина

Никакая глобализация не отменяет необходимость сохранения народной культуры

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Региональный университет: «ключевой субъект» субъекта

АО. Ольга Александровна, роль классических региональных университетов как «реакторов изменений» для своих территорий сегодня трудно переоценить.  Их миссия, задачи, образовательные и культурные инициативы и практики для трансформации региональной социально-экономической экосистемы все более значимы. С этой точки зрения что значит СГУ имени Питирима Сорокина для региона? 

– Наш университет – это крупнейшая в Республике Коми многопрофильная образовательная организация высшего образования. Уже на основании этого факта мы не можем оставаться закрытыми, и просто обязаны интегрироваться в жизнь республики. Позиционируя себя в качестве равноправного партнера, планируем, выстраиваем свою деятельность в соответствии с целями и задачами, которые стоят перед регионом.

Прежде всего, речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров для региональной экономики. И совершенно особую роль университет играет в развитии тех направлений образования, в которых нуждается наша республика, и чьи нужды никто не сможет выполнить лучше нас. Это педагогическое и медицинское образование. Мы знаем о высокой востребованности учителей, всегда держим руку на пульсе, предлагая самые разные профили для будущих педагогических работников. Например, если это учитель-предметник, то мы предлагаем два профиля, где первым является предмет, а вторым, например, педагогика дополнительного образования, чтобы учитель, работая в школе, мог вести программу дополнительного образования для детей.

Про медицинское образование – отдельный разговор. Это самое молодое направление в нашем университете, и мы постоянно здесь совершенствуемся, открываем ординатуры, магистратуры медицинского профиля по заказу Республики Коми: 80% – это целевые места для республики, и 80% наших выпускников-медиков трудоустраиваются здесь же в регионе. 

Конечно, роль вуза только подготовкой кадров не ограничена. Хотелось бы выделить участие университета в реализации молодежной политики – в формировании у молодого поколения таких востребованных навыков, как осознанное, ответственное социальное поведение, способность генерировать идеи, стремление к здоровому образу жизни, к творческому самовыражению. Для этого у вуза есть широкие возможности – силами наших сотрудников и самих студентов вовлекаем молодежь Республики Коми в самые разнообразные университетские проекты и инициативы. 

АО. В 2022 году, в год 50-летия СГУ, были подведены и итоги программы развития как опорного университета. Как она изменила вуз?

– Прежде всего, статус повернул лицом к нашему университету многие предприятия республики. Мы нашли много новых партнеров, и это дало импульс к развитию новых направлений в спорте, в молодежной политике, в науке… Например, исследовательский сектор усилился благодаря достаточно солидным грантам Российского научного фонда. Удалось отремонтировать практически все спортивные объекты, закупили новый инвентарь, и сегодня более 80% студентов СГУ регулярно занимаются физкультурой. 

Сегодня, благодаря консолидации с партнерами, вуз активно участвует и побеждает в различных федеральных конкурсах и программах, что позволяет укреплять материальную базу университета. В частности, сейчас мы реконструируем учебный корпус – с новейшей библиотекой, современными лабораториями, оборудованием. Это значит, у СГУ появляются новые возможности и перспективы на ближайшее десятилетие: расширится спектр подготовки по программам высшего и дополнительного профессионального образования, откроются новые научные школы…

«Совершенно особую роль университет играет в развитии тех направлений образования, в которых нуждается наша республика, и чьи нужды никто не сможет выполнить лучше нас. Это педагогическое и медицинское образование».

Финно-угорский мир: университетская повестка

АО. В прошлом году СГУ имени Питирима Сорокина стал вузом-председателем Ассоциации финно-угорских университетов на ближайшие три года. Пожалуйста, расскажите об этом формате вузовского партнерства чуть подробнее.

– Сотрудничество вузов финно-угорских регионов достаточно активно развивалось с начала 90-х годов по самым разным направлениям. Все это логически привело к созданию общественной организации «Ассоциация финно-угорских университетов» (АФУУ). Цель ассоциации – обмен опытом и организация совместной работы по тем областям, которые имеют финно-угорскую составляющую в учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспертной, общественной деятельности. 

На мой взгляд, именно за счет этого объединения нам удалось составить словари терминов по школьным предметам на пяти финно-угорских языках России: коми, марийском, мокша, эрзя и удмуртском. Сейчас эти словари по языкознанию, литературоведению, истории, обществознанию, географии, математике, физике, химии, биологии, информатике используются в образовательном процессе. Это не просто улучшает процесс обучения в школах, где есть финно-угорская составляющая, но способствует продвижению языков коренных народов. 

Можно сказать, что ассоциация – это эффективная площадка для объединения людей по решению различных вопросов финно-угорских народов. С момента ее создания в 2007 году реализовано множество проектов (с ними можно подробно ознакомиться на официальном сайте ассоциации). Посмотрите, как эти проекты называются: «Гордость народа – родной язык», «Богатство финно-угорских народов», «Финно-угорский вектор креативной экономики»… Каждый проект – это, прежде всего, продвижение культурных традиций. 

Отмечу, что правительство РФ поддерживает университетские начинания. В частности, была одобрена заявка СГУ на проведение в 2021 году Северной универсиады, благодаря чему нам удалось привлечь внимание и начать возрождать интерес к традиционным национальным финно-угорским видам спорта. Еще один из ярких проектов ассоциации – фестиваль «Мисс Студенчество Финно-Угрии». Каждый год фестиваль посвящается одному из аспектов финно-угорской культуры: традициям и обрядам, народному костюму, праздникам финно-угорских народов и т.д. Он впервые прошел в 2012 году и теперь превратился в значимое культурное событие. 

АО. Как председательствующий в АФУУ вуз, какую повестку развития СГУ предложил университетам – своим коллегам по ассоциации?

– У нас есть план работы ассоциации на ближайшие три года. Первое направление – усилить развитие научных школ: здесь мы делаем акцент на российской составляющей, на открытии новых исследовательских направлений в области финно-угорской культуры, филологии, истории. Второе направление – популяризация национального спорта. Так называемое «северное многоборье» – это очень интересные и колоритные состязания, традиции и правила которых сох­ранила народная память. И третье направление – активное вовлечение в деятельность ассоциации университетской молодежи через усиление Молодежного совета АФУУ. 

АО. Совсем недавно, в августе состоялся II-й Всероссийский форум финно-угорских народов, который позиционируется как одно из ключевых событий федеральной национальной политики. Какая проблематика особенно волновала делегатов? 

– Форум был очень насыщенным, разнообразным по обсуждению. Наибольший интерес вызывали вопросы нематериального этнокультурного достояния: как его сохранить, как актуализировать. В том числе разрабатывались программы для поддержки национальных языков. Поднимались вопросы многообразия культурной палитры, обсуждалось театральное творчество, библиотеки, туризм, социальные сети, этнокультурные события. Особенное внимание было уделено информационным технологиям в культурно-языковом пространстве, например, развитию национальных медиа, информационно-образовательных порталов на финно-угорских языках, созданию машинных переводчиков и речевых технологий. Надо сказать, что на форуме не раз подчеркивалась значимость роли высших учебных заведений в решении обсуждаемой проблематики. Действительно, в вузах ассоциации проводятся научные конференции, форумы, симпозиумы, экспедиции, где вырабатываются новые подходы для сохранения и популяризации культурного наследия финно-угорских народов. Разрабатываются методы поддержания этнокультурного диалога, сотрудничества в различных видах гуманитарной деятельности. В общем, университеты АФУУ поистине действуют на «переднем крае»!

АО. В эпоху глобального и глобализующегося мира не становится ли задача сох­ранения традиционных ценностей и культуры народов все более сложной?

– Как показывает опыт, никакая глобализация мира, глобализация экономики не сможет отменить необходимость сохранения самоценности, оригинальности, собственных традиций и исторической памяти народа. Но дело в том, что народную культуру зачастую рассматривают только в связи с историей конкретной местности, со старинными ритуалами, с красивыми, но устаревшими традициями. А ведь культура – это нечто живое, развивающееся, что двигает человечество вперед!.. Да, конечно, мы видим, что мировое информационное пространство становится все более плотным и доступным, в особенности для молодежи, и эти процессы запретить, отменить невозможно. Каков выход? Мне кажется, прежде всего необходимо предпринимать усилия по позиционированию традиционной культуры народа как «культуры будущего», а традиционных ценностей – как «ценностей будущего». Тогда наше будущее, действительно, окажется полноценным и субъектным, а не отданным «на аутсорсинг» некой обезличенной глобализации.  

«Прежде всего необходимо предпринимать усилия по позиционированию традиционной культуры народа как «культуры будущего», а традиционных ценностей – как «ценностей будущего». Тогда наше будущее, действительно, окажется полноценным и субъектным, а не отданным «на аутсорсинг» некой обезличенной глобализации».

Экспертиза от профессионала…

АО. Ольга Александровна, хотелось бы узнать вашу точку зрения не только как ректора, управленца и педагога с большим опытом работы, но и как профессионального математика. В среднем качество математических знаний у российских школьников снижается, например, за шесть лет количество выпускников, пожелавших сдать ЕГЭ по профильной математике, сократилось более чем на 30%. Как исправлять ситуацию? Что посоветуете? 

– Знание и понимание математики в значительной степени определяет стиль мышления человека, его восприятие окружающего мира. Именно поэтому она является обязательной для изучения в школе. Математика по сути своей близка к искусству, она сродни музыке, поэзии, она требует понимания своего внутреннего языка, какой-то известной доли вдохновения, и школьный курс математики, в общем, дает возможность приобщиться к таинствам математики. Но не нужно думать, что школьник, сдавший лишь базовый уровень математики, не способен решать задачи или логически мыслить. Отнюдь нет. Если базовая математика сдана на достойном уровне, это означает, что человек имеет качественные логические структуры, имеет определенно правильный стиль мышления, способен делать правильные выводы, формулировать логические умозаключения. А вот серьезные познания в области математического анализа, например, или топологии, абстрактной алгебры, по моему мнению, всем и не требуется. 

Мне вспоминается история одного великого художника-портретиста, театрального оформителя – Юрия Анненкова. Это важнейшая фигура Серебряного века. Он писал портреты поэтов, политиков, создавал потрясающие декорации к спектаклям Мейерхольда. Так вот, он по окончании гимназии на выпускном экзамене по математике получил единицу, из-за чего не мог бы получить документ об образовании. Но следующий экзамен по словесности сдал настолько блестяще, что его попечитель лично исправил единицу по математике на тройку с минусом. И, естественно, Юрий Анненков получил документ и смог пойти учиться дальше. А если бы этого не случилось? Русский Серебряный век потерял бы яркую личность, прекрасного художника и автора замечательных мемуаров о том неоднозначном времени. А математика для него до конца жизни осталась тайной…

Так что необходимость сдавать профильную математику для всех выпускников вряд ли оправдана в том смысле, что существует много профессий, где не нужно углубленного понимания, скажем, дифференциального или интегрального вычисления исчисления. И необходимость тратить силы и нервы на зазубривание и сдачу того, что забудешь через час, ничего не даст ни человеку, ни математике, ни – возьмем шире – государству и обществу. А вот навредить, помешать проявить себя по-настоящему, конечно, может. И, кроме того, зубрежка может навсегда оттолкнуть человека от математики. Это неправильно. 

Думаю, снижение числа сдающих профильную математику нужно оценивать не как снижение уровня математического образования, а как осознанный выбор выпускников. Если же мы как общество, как государство хотим привлечь подрастающее поколение в сферу точных наук, то нужно не регулировать ужесточение процедуры экзаменов, а обеспечить мотивацию, создание привлекательного образа науки, инженерной сферы. Ведь технический бум 1950-60-х годов был вызван не экспериментами с аттестацией школьников, а привлекательностью идеи науки, меняющей мир. Вспомним лозунги тех лет: если хочешь быть счастливым строителем новой жизни, стань физиком, математиком, инженером…  Когда мы перезапустим эту идею, тогда и будут сдавать профильную математику, потому что она понадобится в профессиональной деятельности.

«Технический бум 1950-60-х годов был вызван не экспериментами с аттестацией школьников, а привлекательностью идеи науки, меняющей мир. Вспомним лозунги тех лет: если хочешь быть счастливым строителем новой жизни, стань физиком, математиком, инженером… Когда мы перезапустим эту идею, тогда и будут сдавать профильную математику…».

15.11.2023
Наверх