Первые леди

Первые леди

Как женщины меняют российское образование. Про управление

Человек, обладающий стратегическим мышлением, способен прийти к успеху в будущем. Это утверждение особенно верно в отношении управленцев, которые привели свои команды к большим победам и признанию в профессиональной среде. Руководитель – человек, в руках которого находятся все реальные рычаги управления. Мы спросили героинь проекта, какие управленческие стратегии и компетенции оказались наиболее эффективными на практике? Чем руководствуются наши топ-менеджеры, принимая важные решения? В блиц-ответах – самая суть.

Роза Ахмадиева
ректор Казанского государственного института культуры

– Существует определенный набор управленческих практик, которые позволяют эффективно руководить. 

В существующих реалиях руководитель в первую очередь должен быть гибким, идти в ногу со временем, и готовым расширять возможности своей организации. Во-вторых, основой основ эффективной работы является человеческий капитал. Именно работа с людьми во многом предопределяет работу самой организации, а способность руководителя сформировать единую, слаженную работу в команде позволяет создать крепкий тыл. 

На мой взгляд, основополагающая компетенция руководителя – умение и желание работать в команде, применяя эффективные методы мотивации. 

Я признательна своим сотрудникам за то, что благодаря их работе Казанский государственный институт культуры достиг тех высот, о которых мы сегодня говорим.

Основная миссия вуза – в современном образовательном пространстве утверждать исторический статус многонациональной российской культуры и народного творчества в эпоху цифровой трансформации, в новом педагогическом дизайне на основе творческих мастерских раскрывать потенциал обучающихся как творцов и созидателей, способных создавать и передавать новые уникальные культурные образцы, используя современные технологии.

КазГИК идет в ногу со временем, мы пос­тоянно развиваемся, вносим много инноваций в культурную составляющую нашей республики. Работаем над цифровизацией, коммерциализацией продуктов, сохраняя культуру и обычаи народов Поволжья. Все это делается сообща, в команде, потому что у каждого есть понимание, что выпускник Казанского института культуры должен обладать разносторонними знаниями и навыками.

Саргылана Игнатьева
ректор Арктического государственного института культуры и искусств

– Мы живем в эпоху перемен, когда новые тренды возникают моментально. Нельзя выбиваться из ритма, необходимо всегда быть в теме, уметь анализировать, вникать в суть новаций и применять их на практике. Много новых веяний появляется именно в творческой отрасли, что не удивительно, так как креативные люди всегда в поиске, в познавании людей, общества и всего, что нас окружает. Каждый из них индивидуален. 

Безмерно благодарна тому, что талантливые люди – основа нашего АГИКИ! Их доверие – залог успеха. Сплотить таких людей ради единой цели – дело нелегкое, но выполнимое. Главное, уметь не только прислушиваться, но и направлять их мощную творческую энергию в нужном направлении, искать точки соприкосновения и порой идти на компромиссы. 

Все это позволяет развить в команде ряд важных качеств для достижения определенных результатов. Но каких? Профессионализм, инициативность и действенная ответственность коллектива – базовые ценности моей команды.

 

Екатерина Каменева
проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

– Ни для кого не секрет, что вуз – это супер сложный и особый объект управления. Это ответственность за большой коллектив людей, от которых зависит качество образования, включая воспитательную компоненту, это ответственность за обучающихся: несовершеннолетних школьников и учащихся колледжей, студентов. Университет – это самостоятельная, красивая, живая и несущаяся вперед планета, отвечает за которую, в целом, ректор со своей командой.

Руководитель вуза должен держать в голове немыслимое количество дел, проблем, вопросов и их решений. Руководитель вуза, бесспорно, должен быть драйвером изменений и лидером, вовлеченным всем сердцем в жизнь университета – говорим ли мы о проектировании долгосрочной стратегии или о недовольстве отдельного родителя. Руководитель вуза – это не столько топ-менеджер, сколько мать и отец большой университетской семьи.

Портрет руководителя вуза (я говорю фактически о ректоре и членах ректората), по моему мнению, должен быть таким: это искренний трудоголик-энтузиаст, любящий людей и свое дело, непременно порядочный и честный человек, умеющий и постоянно берущий на себя ответственность и за принимаемые решения, и за свою команду, и за результаты своей работы.

Что касается управленческой стратегии. Чуть больше года мы работаем с новым ректором – Прокофьевым Станиславом Евгеньевичем, и в полной мере ощутили на себе изменения в управленческой модели вуза. Внедряется новая организационная модель, формируется иная культура корпоративного стратегического управления. 

Значимые планы проектируются через стратегические сессии, через очень непростой диалог вырабатываются направления прорывов. 
Что касается меня и моего стиля управления… Я абсолютно искренне не считаю себя «боссом» или начальником. Мы – дружная и эффективная команда. Моя роль – ставить правильные задачи, координировать процесс и быстро помогать, если возникают препятствия.

Оксана Линник
руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ

– Если бы меня спросили 20 лет назад, когда я только пришла работать в вуз старшим преподавателем, хочу ли стать его руководителем, я точно бы ответила «нет». Но и тогда уже ответила бы «да» на вопрос: хочу ли я, чтобы вуз стал лучше и многого достиг? Мне близка управленческая стратегия роста и развития, когда каждый день наш институт и наша команда становятся лучше, чем были вчера. Работа над собой – тяжелый труд, но он однозначно дает результаты как во внешней среде, так и внутри организации. 

Из управленческих компетенций выделила бы, в первую очередь, умение работать в команде, в части делегирования полномочий и ответственности. В команде должны быть интересные люди, их подбору надо уделять первостепенное значение. Команда – это как дом, как семья, где вместе радуются успехам и «зализывают раны» после неудач, чтобы потом подняться и идти дальше. 

Во-вторых, руководитель не имеет права останавливаться и опускать руки. Если бросить борьбу лишь после пары неудач, точно ничего не добиться! Остановка равна поражению, ведь никто не знает, после какой попытки придет успех. 

В-третьих, первое и второе работает только вместе с честностью и порядочностью по отношению к членам команды, по отношению к партнерам, к студентам. Держать слово, выполнять взятые на себя обязательства – это черта руководителя, замыкающая тройку ключевых, на мой взгляд, управленческих компетенций, имеющих ценность во все времена.

Екатерина Харченко
депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, ректор Курской сельскохозяйственной академии имени И. И. Иванова в 2020-2021 годах

– Прежде всего, эффективный руководитель должен постоянно самосовершенствоваться, потому как сам мир очень динамичен. Если ты не будешь владеть современными методами, инструментами, механизмами, то ты не будешь эффективен. Поэтому, первое – это постоянное саморазвитие и учеба. Второе – эффективная команда. С такой командой будет и результат, и удовольствие от процесса. Один в поле не воин – это мое глубокое убеждение.

Важно научиться делегировать полномочия, грамотно планировать все бизнес-процессы и использовать в своей деятельности системный подход. Поэтому считаю, что любому руководителю необходимо профильное образование. Сейчас очень много программ переподготовки, повышения квалификации – можно стать хорошим профессионалом в своем деле, не имея при этом менеджерских компетенций. 

Существуют разные стратегии управления, всех не перечислить. Все зависит от целеполагания, от того, какой результат необходимо достичь. Но во всех подходах, я думаю, необходимо следовать принципу гибкости. Нельзя выбрать одну стратегию и следовать ей всю жизнь. Меняются задачи, меняются факторы внешней среды, и где-то надо быть более жестким руководителем, где-то – более демократичным. 

Очень важны коммуникации между сотрудниками и своя корпоративная культура, которую нужно формировать, уделять особое внимание созданию благоприятного климата в коллективе, соблюдая при этом субординацию. 

Еще один важный фактор успеха руководителя – это личная ответственность за все, что происходит в твоей организации, структурном подразделении, проекте. Без этого не будет результата. К сожалению, немногие готовы принять ответственность на себя, нести ее за порой сложные решения, не все умеют сказать «нет».

Екатерина Целикова
ректор Череповецкого государственного университета

– Одна из важнейших компетенций руководителя-управленца – коммуникация. Это сложный опыт, который постигается всю жизнь во всем своем многообразии. Он не только позволяет самому четко, ясно, понятно выражать свои мысли, но и слышать тех, с кем ты работаешь – свою команду, уметь направлять полученную информацию на решение задач. 

Важнейшая стратегия – понимать свои глобальные цели и четко им следовать, не сбиваясь на сиюминутные задачи. Важно держать генеральную идею в голове – это дает спокойствие, стабильность и уверенность в том, что все получится.

Оксана Шумакова
ректор Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина

– Главное достижение – формирование эффективной амбициозной команды, с которой за пос­ледние годы вузу удалось получить статус лидирующего аграрного университета России, войти в крупные национальные и международные рейтинги, стать ведущим центром научно-инновационных разработок в области селекции и генетики зерновых культур. Это особенно ценно в современных геополитических условиях для обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения. 

Мы смогли значительно укрепить партнерские связи с крупнейшими национальными компаниями, которые стремятся сегодня инвестировать в подготовку квалифицированных кадров (открыто более 20 современных специализированных аудиторий), в развитие перспективной науки и инноваций (создание лаборатории мирового уровня по оценке качества зерна, цифрового ситуационного центра, международного селекционно-генетического центра, карбонового полигона и многого другого).

«Сегодня нужно делать то, что другие будут делать завтра» – наша главная стратегия. И именно она постоянно подталкивает нас к получению новых компетенций, к диверсификации своих научных интересов, приоритетов личного и профессионального развития.

03.12.2022
Наверх