– В Пермском государственном институте культуры наработан большой опыт создания и реализации социально-культурных проектов разных уровней – от муниципального до федерального.
Одним из первых инновационных проектов вуза (реализуется с 2009 года) стал концертный абонемент «Творчество молодых – родному городу и краю!». Абонемент – единственный проект в Пермском крае, в котором участвуют представители всех уровней профессионального образования сферы искусства и культуры, представлены все жанры искусства.
Благодаря этому проекту юные музыканты, актеры, хореографы города Перми и Пермского края получают возможность выступать на одной сцене с профессиональными исполнителями. В его рамках проходят выставки работ учащихся художественного и декоративно-прикладного направления образовательных организаций региона, причем экспозиции меняются не только каждый сезон, но и в каждой концертной программе. Это, безусловно, мотивирует как молодежь, так и опытных исполнителей, создавая пространство новых идей, нестандартных решений и новых исполнительских практик, оказывая влияние на профессиональный рост молодого поколения.
Важно, что мероприятия проходят не только в краевой столице на сцене Колонного зала ПГИК (одного из лучших залов в Перми), но и в различных городах и селах Прикамья. Социальное звучание проекту придает участие в нем одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут раскрыть свои таланты и поделиться творчес-твом с жителями разных территорий родного края. Мероприятия абонемента – это еще и серьезный мониторинг исполнительских и творческих сил региона, срез показателей развития кадрового потенциала отрасли.
За прошедшие годы зрителями абонемента стали более 30 тыс. человек из разных территорий Пермского края. В проекте также приняли учас-тие 2,8 тыс. исполнителей – солистов и коллективов трех ступеней художественного образования региона.
Абонемент с каждым годом развивается, включая в свою орбиту новые жанры и форматы. В период пандемии мероприятия проекта проходили в дистанционных и смешанных формах. В 2021 году выступления юных артистов записывались без участия зрителей. Итогом стал фильм-концерт, в основу которого легли лучшие творческие номера. Показ фильма состоялся на официальном сайте ПГИК в режиме онлайн, благодаря чему аудитория творческого абонемента существенно расширилась.
Сегодня краевой концертный абонемент «Твор-чество молодых – родному городу и краю!» выполняет одновременно функции детской и молодежной филармонии в регионе, дает дорогу молодым талантливым исполнителям на серьезных концертных площадках перед широкой аудиторией.
Краевой концертный абонемент «Творчество молодых – родному городу и краю!» (XI сезон).
– Если бы мне представилась возможность реализовать большой социальный проект, он был бы связан с помощью людям старшего возраста – пенсионерам, ветеранам.
В СГУВТ мы привлекаем курсантов и студентов к общению с представителями старшего поколения. Участвуем в благотворительных и социальных акциях. Организуем встречи наших ребят с ветеранами.
Иногда «заслуженный отдых» после многолетнего труда – далеко не радужная перспектива: зачастую снижается физическая и социальная активность человека, уходят профессиональные контакты, появляется ощущение ненужности и одиночества. Да и уровень пенсий в большинстве случаев зас-тавляет отказаться от радостей прежней жизни.
Считаю большой несправедливостью, когда человек, отдавший лучшие годы профессии, остается с мизерной пенсией, которая не может покрыть даже самых необходимых расходов. Это большое испытание и переживания, о которых, как правило, не говорят. Как результат – ухудшение качества жизни, неспособность чувствовать себя счастливым, а порой и защищенным.
Ещё одна проблема старости – потеря социальных связей, регулярного и постоянного общения. Заметьте, зачастую не глупость толкает престарелых людей, например, в лапы мошенников, а именно одиночество. То есть необходима обратная интеграция в социум.
Решение этой проблемы вижу в организации активного образа жизни для пенсионеров и ветеранов. Имею в виду обучение, познавательные мероприятия, творческие инициативы, клубы по интересам, совместный отдых и общение с молодежью. Уверена, двум поколениям есть чему поучиться друг у друга.
Сегодня реализуются программы, а также функционируют некоммерческие организации и сооб-щества, направленные на поддержку пенсионеров и ветеранов, однако этой системе не хватает централизованности и сбалансированности. Считаю, с каждым нуждающимся в помощи необходимо работать планомерно и по нескольким направлениям. Минимальный набор – адаптация к современным технологиям; организация физкультурных, а также спортивных мероприятий, творческого и познавательного досуга.
Современное общество предлагает и другие возможности, которые нужно помочь реализовать пенсионерам. Например, обучив работе с компьютером. Для кого важна занятость – помогать в трудоустройстве. Кто хочет быть просто полезным – рекомендовать волонтерские организации или социальные учреждения, в которых всегда нужны свободные руки. Наконец, создать консультационную службу, куда люди могли бы обращаться с любым вопросом: разобраться в квитанции ЖКХ, вызвать специализированные службы, привезти лекарство или продукты и так далее.
Необходимо находить время для прекрасного.
– Более 20 лет Университет управления «ТИСБИ» успешно взаимодействует с ЮНЕСКО, в том числе по большому количеству социально значимых проектов.
ТИСБИ – единственный в мире вуз, который учас-твует сразу в трех образовательных международных сетях ЮНЕСКО: УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО, Ассоциированные школы ЮНЕСКО и Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК по профессиональному образованию.
К примеру, самой успешной и активно развивающейся сетью ЮНЕСКО по праву считается Сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В России на протяжении уже более 10 лет ее возглавляю я. Сеть охватывает и объединяет на международном и национальном уровнях более 11,5 тыс. школ в 182 странах. В нашей стране сегодня насчитывается свыше 370 сертифицированных ассоциированных школ ЮНЕСКО, еще около ста ожидают рассмотрения заявок.
Большая техническая и интеллектуальная база позволила вузу стать инновационным центром по разработке, апробации и распространению передового опыта в области организации дистанционного обучения и повышения квалификации педагогов. Этот социальный проект представляет собой электронную площадку по обмену опытом в этой сфере. Согласно инициативе, все школы Сети могут размещать свои наработки, ссылки на ресурсы и положительные практики в организации дистанционного обучения.
Благодаря членству в Сети, мы можем организовывать дискуссионные площадки, виртуальные форумы и конференции, а также продолжать диалог не только по вопросам реализации дистанционных технологий, но и по вопросам деятельности объединения. Этот ресурс полезен и представителям общеобразовательных организаций, так как содействует достижению принятых в 2015 году ЦУР, в особенности цели № 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
Еще один значимый проект – инклюзивное образование. Более 15 лет в ТИСБИ обучают людей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий либо на бюджетной основе, либо за счет средств университета.
У студентов с ОВЗ есть беспрепятственный доступ в главный учебный корпус и к прилегающей территории. Для них также адаптированы аудитории, помещения общего пользования и ряд учебных программ.
Сегодня в мире инклюзивному образованию уделяется много внимания, а в ТИСБИ мы занимаемся этими проблемами уже давно. Это колоссальный труд, но мы получаем большую отдачу от наших студентов. Каждый раз, глядя на их достижения и победы, понимаешь – все не зря!
На встрече с представителями ЮНЕСКО в Казани.
– Во все времена женщины являются источником созидательной энергии, выполняя особую миссию. Они продолжают человеческий род, хранят семейный очаг, дарят своим близким любовь и тепло, создают мир и лад во всех сферах жизни, поэтому реализация социальных проектов – обязательная составляющая деятельности женщин-руководителей.
В образовании подобные проекты затрагивают, прежде всего, проблему самореализации и многостороннего развития обучающихся. «Экокампус Вятского ГАТУ» – один из таких. Он направлен на создание инфраструктуры для раскрытия личностного потенциала каждого человека, попадающего на его территорию. От детей, занимающихся в подразделениях дополнительного образования, до людей серебряного возраста, ищущих возможности коммуницировать, передавать свой опыт, и просто занимающих активную жизненную позицию.
Идеология экокампуса строится на философии ресурсосберегающего пространственного развития на основе умных цифровых технологий. Кампус планируется расположить в непосредственной близости от учебных и исследовательских корпусов и Агротехнопарка Вятского ГАТУ. Обучающиеся смогут проводить экспериментальную апробацию своих идей и инноваций, пробовать силы в организации малого бизнеса. Уникальная умная социальная, спортивная и туристическая инфраструктура экокампуса позволит расширить возможности физического, культурного и интеллектуального развития личности обучающихся и всех участников проекта.
Комфортный, инновационный и «зеленый» экокампус Вятского ГАТУ должен стать ресурсным центром формирования человеческого капитала всего региона и создаваемого в Кировской области НОЦ мирового уровня «Биополис», явиться местом притяжения не только для ученых, студентов, учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений, но и всех жителей региона.
В экокампусе Вятского ГАТУ.
– Мой главный проект – это университет. И, конечно, все планы связаны с его развитием, продвижением в жесткой конкурентной среде, укреплением финансовой устойчивости, необходимостью отвечать на современные вызовы.
Вся моя «мягкая сила» направлена на то, чтобы управленческая команда ВГУЭС могла успешно решать сложные задачи, реализовывать инновационные проекты в самых разных сферах – от научной до социальной. На персональные концепты времени практически нет, тем не менее, успеваю руководить научной школой, растить научные кад-ры. За минувший год две мои ученицы блестяще защитили кандидатские диссертации, пополнив ряды молодых ученых ВГУЭС. Для меня это огромная радость, предмет гордости и отличная мотивация для поиска новых возможностей управления временем.
В сентябре ВГУЭС будет праздновать юбилей – 55-летие. В сравнении с именитыми российскими вузами, исчисляющими свою историю в столетиях, наш университет совсем молодой, однако мы многое успели, нам есть чем гордиться. В самые трудные 90-е годы ВГУЭС выстоял, ни разу не замедлив шаг, а, напротив, стремительно двигаясь вперед. Мы начали всеобщую компьютеризацию, запускали новые проекты, строили совершенно уникальный студенческий кампус, каких еще не было на Дальнем Востоке России. Сегодня скромный провинциальный институт вырос в сильный региональный университет. В Национальном рейтинге «Интерфакс-21» ВГУЭС входит в 100 лучших вузов России, занимает 82 место. В списке 39 дальневосточных вузов мы уверенно держимся на третьей позиции, пропустив вперед только два федеральных университета.
Мы всегда ставим перед собой очень амбициозные планы – если хочешь добиться успеха, других быть просто не может.
В качестве эталона берем самые лучшие практики, перенимаем передовые идеи и генерируем собственные уникальные инициативы. Вся деятельность нашего университета – это проекты, инновации, исследования в самых разных областях, и этим с увлечением занимаются все – от студента до ректора. Только в 2021 году наши ребята выполнили более 350 проектов – результативных, актуальных, имеющих практическую ценность.
Особое внимание в университете уделяем развитию потенциала молодежи. Один из приоритетных проектов – целевая подготовка кадров высшей квалификации.
Мы понимаем значимость этой работы и сущест-венно поддерживаем наших аспирантов: компенсируем 95% стоимости обучения, сохраняем и обеспечиваем рабочими местами, решаем вопрос с общежитием, предоставляем единовременные пособия, оплачиваем научные публикации и командировки.
Ректор ВГУЭС с аспирантами.