Ольга Пилипенко, ректор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

Нести тепло

Депутат ГД РФ о том, что делает вуз конкурентоспособным, руководителя – сильным, а личность – гармоничной

Гендерный фактор

АО. Что гендер влияет на стиль управления, а также на результаты этих процессов – факт известный и доказанный, причем не всегда признаваемый как мужчинами, так и женщинами. Что думаете по этому поводу вы? Существует ли тот самый «женский» подход в менеджменте, который даёт преимущества?

– Нет, не существует. Руководитель – это профессионал, который должен видеть, знать и чувствовать больше, чем другие. Объективность, честность, стрессоустойчивость и терпение – важные черты руководителя. И у женщин, и у мужчин эти качества зависят от воспитания и характера! Руководитель не должен слышать (не слушать) сплетни, слухи, домыслы, предположения (в чем часто обвиняют женщин), а иметь свое мнение по каждой ситуации и руководствоваться только документальной информацией. И еще – не сидеть на месте. Надо, чтобы быть сильным руководителем, все время двигаться вперед, учиться, анализировать, смотреть, общаться! И женщинам, и мужчинам это в равной степени доступно. 

Эффективность при многозадачности

АО. Современный руководитель, находясь в режиме многозадачности, должен оставаться эффективным. Развить этот навык сложно, но возможно, и у каждого наверняка есть собственный подход. Как вы сохраняете эффективность при многозадачности?

– Повышение эффективности по всем направлениям деятельности – это и есть функция руководителя и это одна главная задача. Поэтому в своей работе я никогда не видела многозадачности. Правильно расставить приоритеты – это важно. И под каждую приоритетную задачу выявить людей, которые способны и хотят ее решить, обучить их, учиться с ними – это следующий шаг. И так шаг за шагом. Алгоритм прост: анализ ситуации, мозговой штурм, приоритет, оценка эффективности, люди, мероприятия, контроль, результат. 

Управление ресурсами

АО. Многозадачность, да и вообще спе­цифика работы может привести к выгоранию и другим негативным последствиям, поэтому так важно грамотно и вовремя поддерживать, восполнять личностные (психологические, профессиональные, физические) ресурсы. Какие результативные практики вы могли бы рекомендовать коллегам и читателям журнала?

– У меня для передышки времени не бывает. Поэтому я получаю удовольствие, когда нахожусь с семьей, встречаюсь с друзьями, еду в лес, собираю грибы, читаю. Все как у всех. 
 

Правильно расставить приоритеты – это важно. И под каждую приоритетную задачу выявить людей, которые способны и хотят ее решить, обучить их, учиться с ними – это следующий шаг. И так шаг за шагом. Алгоритм прост: анализ ситуации, мозговой штурм, приоритет, оценка эффективности, люди, мероприятия, контроль, результат.

Социальное проектирование

АО. Женщины-лидеры меняют реальность: генерируют новые идеи, стратегии и технологии, чтобы решать общественно значимые задачи в совершенно разных областях, будь то образование, медицина, экология или бизнес. Расскажите, пожалуйста, о социальных проектах, которые вы хотели бы реализовать в ближайшей перспективе.

– Когда была пандемия, я координировала работу волонтеров. Тогда поняла, что стремление людей помогать друг другу в крови россиян. Сейчас я занимаюсь помощью тем, кто обращается ко мне по самым разным вопросам. Это примерно 50-60 обращений в месяц. Мне нравится помогать тем, кто нуждается в поддержке. И занимаюсь проектом финансового просвещения вместе с Ассоциацией финансовой грамотности. 

Семья и работа

АО. «Life-work balance» – весьма актуальная для женщин-руководителей проблема. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. Поделитесь, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы?

– Женщина дома должна быть и дочерью, и внучкой, и женой, и невесткой, и сестрой, и тетей, и матерью, и бабушкой. Ее любви должно хватать на всех. Просто потому, что ты есть ты благодаря семье, терпению родных и распределению между всеми обязанностей. Не надо разрываться, надо научиться планировать свое время и нести домой только тепло. 

Мой принцип – дома о работе не говорить: это твой груз, ты его выбрала. Не надо заставлять нести его своих дорогих людей. На работе не говорить о доме. Это твоя крепость. И незачем кому-то ради любопытства туда заглядывать. Но при этом дружбу никто не исключает. На корпоративных мероприятиях надо быть с семьей. На семейные приглашать друзей-коллег. Гармония обязательно появится.
 

Не надо разрываться, надо научиться планировать свое время и нести домой только тепло.

Как стать счастливым

АО. В книге «Завоевание счастья» британский философ Бертран Рассел писал: «Счастье для большинства мужчин и женщин может быть скорее достижением, чем даром богов, и в процессе его достижения усилия как внутренние, так и внешние, должны играть важную роль». Какие именно усилия необходимо прикладывать, чтобы стать счастливым?

– Любить. Любить Родину, свой дом, дело, которое делаешь. Всегда трудиться, прежде всего над собой, совершенствоваться. Работать много, не гнушаясь той работы, которая кажется «не по статусу». Уметь прощать людей за ошибки, но не прощать предательство и подлость. Беречь то и тех, что и кто у тебя есть. И никогда не отчаиваться!

Блиц для депутата

О конкурентоспособности вуза…

– Конкурентоспособность российских вузов зависит сегодня от способности быстро реагировать на требования рынка, предлагать те образовательные программы, которые нужны сегодня и завтра стране и реализуются в современных лабораториях, интересным профессорско-преподавательским составом, но при этом обязательно должны быть условия для проживания, отдыха, для занятий наукой, спортом, творчеством, библиотеки, кафе и т.п. Воспитательная деятельность все больше сейчас востребована самой молодежью.  

Об эффективной управленческой стратегии…

– Конечно, можно говорить о стратегии управления вузом, как о комплексе мероприятий, нацеленных на позиционирование вуза, рост качества образования, привлечение абитуриентов и партнеров, увеличение объемов научных исследований и т.п. Но все же стратегический менеджмент в образовании – это прежде всего функция управления особенным высокоинтеллектуальным коллективом в условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющихся внешних факторов. И без совместного с ним обсуждения и определения стратегии и тактики достижение результатов и целей невозможно. А набор методик управления стандартный: анализ, планирование, оценка имеющихся ресурсов, регулирование, контроль и, конечно, обучение и повышение квалификации.

О главных компетенциях и командообразовании…

– Для руководителя важными компетенциями, если так можно назвать, считаю дальновидность (может быть даже чутье), открытость, терпение и взвешенность решений. И еще надо уметь в каждом сотруднике «вычислить» потенциал и дать возможность его реализовать. Тогда будет команда, способная идти за тобой и за идеей.

30.11.2023
Наверх