Редакционный спецпроект журнала «Аккредитация в образовании» мы начали в 2021 году, и несколько его сезонов доказали устойчивый интерес читателей к центральной теме проекта. Именно поэтому мы расширили его рамки–главными героинями стали женщины – руководители образовательных организаций профессионального образования. Поддержкой для новой редакционной инициативы стал не только читательский интерес, но и данные статистики: более половины директорского корпуса системы СПО сегодня составляют женщины. А также за последнее время произошло обновление кадров руководителей ссузов почти наполовину.Это ставит дополнительную задачу перед нами как СМИ: помимо информационного сопровождения деятельности образовательных организаций, считаем, необходимо широкое персональное представление лидеров СПО: их практик, позиций, взглядов и принципов. Полагаем, это будет полезным фактором для корпоративной сплоченности профессионального педагогического сообщества. Да и встречи на страницах журнала с сильным руководителем, представляющим опыт своего коллектива, инструменты эффективных решений, всегда интересны коллегам!
Героиней первого выпуска проекта стала Анфиса Залялова, директор Казанского педагогического колледжа, одной из старейших отраслевых образовательных организаций страны.
Сегодня желанный гость проекта – Ольга Сальдаева, директор Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга, активного участника и финалиста ключевых федеральных и региональных проектов в сфере СПО.
Ольга Викторовна Сальдаева, директор ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга, доктор педагогических наук, заслуженный учитель г. Оренбурга, почетный работник СПО РФ
директор ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга
– Идти вперед!
Топ-3 профессиональных компетенций
Топ-3 личностных качеств
Образован в 2010 году на базе объединения двух оренбургских педагогических колледжей. В настоящее время в колледже и его филиале обучается более 1 900 студентов, образовательный и воспитательный процесс обеспечивают 114 преподавателей.
Ключевая роль в регионе
Активный участник федерального проекта «Профессионалитет», чемпионатов «Профессионалы» и «Абилимпикс», демонстрационного экзамена и других проектов.
Один из ключевых участников создания региональной системы инклюзивного образования.
Ежегодные опросы работодателей выявляют высокую степень удовлетворенности качеством подготовки выпускников колледжа: более половины опрошенных отмечают высокий уровень их профессиональной подготовки, дисциплинированность, желание совершенствовать профессиональные навыки. Более 90% респондентов указали на отсутствие серьезных недостатков в подготовке выпускников.
Топ-3 лидерских достижений
Повод для гордости. О лидерском кейсе
АО. Ольга Викторовна, давайте чуть подробнее рассмотрим одно из трех главных лидерских достижений, отмеченных в «визитке» колледжа. Какое из них выделите особо? Какие факторы и управленческие решения легли в его основу?
– Прежде всего, скажу о важности органичного включения любого учреждения, не только образовательного, в живой организм региона. Это требование времени. И чтобы это получилось, учреждение должно стать мультикомплексным, мультифункциональным. А для этого, в свою очередь, оно само должно превратиться в своеобразный центр притяжения внимания – внимания потенциальных аудиторий, региональных партнеров. И не только внимания, но и понимания того, что в его стенах происходит. Поэтому первая лидерская позиция – помимо создания инклюзивной среды – быть центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Оренбуржья. Наша задача – готовить для региона не только новые поколения молодых учителей, но и создать все условия для действующих педагогов, чтобы они могли на базе колледжа, погружаясь в интерактивную деятельностную среду, развиваться профессионально и личностно. Выстраивается своего рода позитивная «закольцованность»: наши студенты и опытные педагоги-практики, пришедшие из разных образовательных организаций, – все вместе (например, на площадке мастерских, которые в колледже созданы по всем базовым специальностям) оттачивают и совершенствуют свое профессиональное мастерство. Если учесть, что у нас в среднем 10-15 тысяч педагогических работников разных уровней проходят соответствующие программы переподготовки, то колледж действительно стал площадкой, где происходит активное пересечение различных профессиональных взглядов, позиций, технологий и т.д.
Так получается преодолевать барьеры и выстраивать синергию – региональную и поколенческую. В итоге, она и становится базой для ключевых профессиональных достижений колледжа.
Так получается преодолевать барьеры и выстраивать синергию – региональную и поколенческую. Она и становится базой для ключевых профессиональных достижений колледжа
АО. Вы и ваша команда с каким главным вызовом, трудностью столкнулись на пути к этому достижению? И какие ответы, в том числе, возможно, нетривиальные, были найдены?
– Главный вызов – это изменение человеческого сознания. Надо перестать видеть традиционный урок как единственную форму обучения. Необходимо перестроиться и понять, что нужно выходить в активное взаимодействие, оттачивать свои компетенции в реальных делах. Это был, наверное, самый сложный вызов и для уже действующих педагогических работников, и для наших студентов, и для всего коллектива колледжа. Ведь чтобы было чем поделиться с другими, пришлось серьезно меняться и совершенствоваться самим.
С управленческой точки зрения сначала нужно было суметь распределить структурно и функционально нашу общую цель, чтобы потом, наоборот, объединиться в ее реализации. Этот вызов тоже существовал. А все остальное уже было решаемым.
Повод для размышлений. О сильных позициях
АО. На ваш взгляд, какие безоговорочно сильные позиции имеет сегодня Педагогический колледж г. Оренбурга?
– Скорость изменений в обществе чревата для людей разнообразными стрессовыми ситуациями. Поэтому адаптивность должна стать одним из наших базовых качеств, особенно когда мы говорим о молодежи, потому что им приходится «адаптироваться, адаптироваться и адаптироваться». Но с другой стороны, мы должны понимать, что система образования – одна из самых ригидных и устойчивых. Наша работа держится на традициях, но эта вера в традицию, вот парадокс, и позволяет нам быстрее адаптироваться. На мой взгляд, у нас в колледже эти два процесса – традиции и инновации – находятся в гармонии. И поэтому мы, не растрачивая зря эмоциональные и физические силы, уже внутренне готовы к изменениям, так как время не остановится, а будет идти, а то и бежать вперед.
АО. Согласно опросам представителей профсообщества, первую позицию по значимости для успешной деятельности организаций СПО занимает наличие крепких связей с работодателями, ведущими предприятиями отрасли, региона. Близки ли мы к выработке «общего языка», на котором могли бы договариваться индустриальное и педагогическое сообщества?
– Этот вопрос очень актуален для производственной сферы. У педколледжа никогда не было разрыва с работодателями: с детскими садами, школами, учреждениями допобразования. Директора школ, заведующие детских садов всегда были у нас на демонстрационных и государственных экзаменах, представители базовых организаций включались в студенческие практики. Единственное, что изменилось – сейчас они больше у нас учатся. А вот еще пятнадцать лет назад мы у них учились. И особенно мне нравится сегодняшняя яркая тенденция: идет распределение, приходит директор школы, разговаривает с выпускниками, подбирает кандидатов и начинает убеждать, что надо прийти именно в его школу...
Участники чемпионата «Профессионалы-2024»
Повод для уверенности. О будущем
АО. На каких приоритетах дальнейшего развития образовательной организации концентрируется сегодня ваша управленческая команда? Что вы безоговорочно намерены изменить в лучшую сторону?
– На понимании, что погружение сразу, чуть ли не с первых часов, в практическую деятельность, в профессию, должно стать главным вектором нашего развития. У нас и так практико-ориентированный процесс, но предстоит погружение еще более глубокое, начиная с мелочей и деталей. Например, чтобы наш студент знал, как организуется школьное дежурство, волонтерская деятельность, в общем – любое направление жизни образовательной организации, особенно с доминантой, в своей время несколько упущенной, на воспитание. В этом главное направление, которое должно нам позволить и дальше участвовать в федеральных проектах, чемпионатных движениях, стать фундаментом всех последующих изменений.
АО. Поделитесь мотивационным секретом: как достичь такого состояния коллектива, чтобы необходимый прорыв был сделан?
– Наверное, краеугольным камнем для мотивации служит добро. Добро и уважение. Когда коллектив понимает, что в учреждении царит атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания и доброго отношения друг к другу, тогда коллектив разделяет общую цель. И второе. У нас принята такая деловая категория как «экология времени». Мы очень бережно относимся ко времени, которым располагаем. Я не загружаю коллектив непонятными совещаниями, а если собираемся все вместе, то ставим цель и планируем рабочее время так, чтобы каждый ощутил результат. И коллеги очень это ценят. Тем самым высвобождается время на самосовершенствование, на индивидуальную работу со студентом, и все это, в конечном итоге, работает на профессионализм.
Краеугольным камнем для мотивации служит добро. Добро и уважение. Когда коллектив понимает, что в учреждении царит атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания и доброго отношения друг к другу, тогда коллектив разделяет общую цель
Экспертное сообщество 2024 года
АО. Что лично вам дает повод для уверенности в будущем, уверенности и в команде, и в себе, уверенности, что сложные задачи выполнимы?
– Только вера. Без веры жить нельзя. Я уверена, что если мы делаем добрые дела, то они и дают нам возможность идти вперед. Вера в ребенка, вера в студента, вера в коллектив, вера в свою семью, вера в самих себя – вот что движет нами.
Участники чемпионата «Профессионалы-2024»