«Главная ценность вуза заключается в людях...»

«Главная ценность вуза заключается в людях...»

Галина Мерзлякова, ректор Удмуртского государственного университета

Проект АО «Первые леди» открыт для гостей. Мы приглашаем порассуждать о движущей силе коллектива, гендерном балансе в образовании, о том, что помогает женщинам-управленцам не выгореть при огромной нагрузке.

Гость проекта АО «Первые леди» – Галина Мерзлякова, ректор Удмуртского государственного университета

– Роль руководителя сегодня несколько шире, чем была еще совсем недавно. Если в планах – вырасти в нечто большее самому и своей команде, нужно очень многое учесть и знать. Лидеры, по сути, меняют среду, в которой «варится» вся команда, и вся эта консолидированная энергия выводит каждого на другие, более высокие уровни, что естественным образом сказывается и на общем результате. Что помогает руководителю вести за собой людей? Как вы думаете, в чем секрет успешных проектов?

– За все время работы в сфере образования я поняла, что главная ценность вуза заключается в людях, в уважительных отношениях между ними. Сегодня я работаю с замечательным коллективом, командой профессионалов, с которой мы смотрим в одном направлении. Такая позиция руководителя, безусловно, мотивирует специалистов: им важна поддержка, поощрение, оценка их труда. Второй секрет успешных проектов зак­лючается в них самих – насколько ярка предложенная идея, насколько она помогает развитию той области или работы, которой занимается команда, насколько она нужна для улучшения качества жизни людей. 

Поэтому наш университет так откликнулся на программу «Приоритет-2030», увидев, что она способна помочь в развитии наших наработок, масштабировать их на республику и даже страну. Мы уже получили результаты (скажем, в «зеленом строительстве» региона, в сфере переработки отходов, в развитии аддитивных технологий), которые мотивируют наших ученых на дальнейшие шаги. Это практическая польза как для общества, так и для университета. Нам важно видеть, как он развивается, гармонично вписываясь в постоянно меняющиеся внешние условия.
 
– В редакционном проекте АО «Первые леди» мы говорим о многих вызовах, которые встают перед женщиной-руководителем. Это и гендерный вопрос, и поиск золотой середины между работой и домом, и как при всём этом быть эффективной, да еще и счастливой. Реально ли все это совместить? Как не выгореть при такой многозадачности? Может это доступно только избранным?

– Я думаю, это доступно избранным – тем, кто выбирает для себя путь постоянного решения новых задач, постановки новых целей, стремления выйти на новый уровень. Именно новое не позволяет выгорать, оно будит любопытство, ведет в поиске ресурсов и, наконец, помогает обрести иной взгляд даже на привычные позиции. 

Я уверена, что, какой бы высокой ни была нагрузка, умение выдержать и не потерять себя нас­тоящую определяет многие победы – не только личные, но и университетские. В идеале женщине-лидеру необходимо соединять эмоции и рациональность. 

В работе для себя я определила несколько важных правил: 

  • не беритесь за дело, если вы его не любите 
  • прислушивайтесь к мнению людей, опытных в той или иной области
  • постоянно обучайтесь новому
  • учитесь планировать свою деятельность 

– Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30-40%. Думаем, это утверждение можно распространить и на другие кооперации и сообщества, где лидером выступает женщина. Как вы думаете, приведенная цифра – много это или мало? Как нащупать тот самый гендерный баланс для эффективного руководства? И какое значение этот фактор имеет в образовательной среде?

– Думаю, что приведенная цифра разумна, потому что никто не снимает с женщины ее главную задачу – заботу о детях и семье. Если женщина реализуется в этом, она уже делает свой вклад в социальную стабильность общества. Что же касается руководства, то успех определяет все же не гендерный фактор, а уровень образования и подготовки руководителя, его желание и умение вести команду вперед, его понимание целесо­образности предлагаемых шагов. 

Образовательная среда по ряду причин имеет свой гендерный перекос, и тут уже речь о 30% мужчин, а не женщин. Если в высшем образовании мы имеем какой-то гендерный баланс, то школьное образование о нем может только мечтать. Последнее все-таки вытягивают женщины-руководители – они заслуживают огромного уважения, но этот гендерный перекос образованию не на пользу.

Встреча с заместителем председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко, представителем президента в ПФО И.А. Комаровым и главой Удмуртской Республики А.В. Бречаловым

26.12.2022
Наверх