Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с февраля 2013 года
Миссия ректора:
укреплять ведущие позиции института, действовать в интересах студентов и преподавателей, создавать атмосферу творчества, комфорта и безопасности
Пермский государственный институт культуры
Уверена, что это заслуга всего нашего коллектива – творческого, инициативного, развивающегося
– Экспертами доказано [1], что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Вся моя жизнь связана с искусством и Пермским государственным институтом культуры, куда я была направлена после окончания Нижегородской консерватории.
В 2013 году ПГИК оказался в очень сложной ситуации – был признан неэффективным по результатам мониторинга. Именно тогда Минкультуры РФ предложило мне возглавить вуз. Огромная ответственность и желание доказать, что институт культуры нужен городу Перми и Пермскому краю, что он станет лучшим вузом культуры России, помогли нашей команде победить. Предстояла большая работа по оптимизации и повышению эффективности всех видов деятельности.
Начиная с 2014 года, вуз успешно выполняет все мониторинговые и аккредитационные показатели, открываются новые специальности и направления подготовки. Выстраивается система непрерывного художественного образования: создана Пермская центральная детская школа искусств, лицензируются образовательные программы СПО, реализуются программы ДПО. Сегодня ПГИК проводит масштабные всероссийские и международные научные конференции, творческие конкурсы и фестивали.
Благодаря эффективной работе коллектива в 2021 году институт стал участником федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Создан центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Завершены масштабные ремонтно-реставрационные работы главного учебного корпуса, памятника культурного наследия федерального значения.
ПГИК – современный вуз, который уверенно смотрит в будущее, вносит значительный вклад в культуру Пермского края и России. Подтверждением высоких результатов деятельности, направленных на взаимодействие с государством, бизнесом, научным и творческим сообществами, развитие международного сотрудничества и новых цифровых образовательных технологий, стало вручение общенациональной премии «Ректор года – 2021».
Уверена, что это заслуга всего нашего коллектива – творческого, инициативного, развивающегося.
Сегодня ПГИК по многим показателям занимает лидирующие позиции среди вузов культуры РФ.
В Общественной палате РФ 27 сентября 2021 года в рамках форума «Наука и технология в XXI веке: тренды и перспективы» ректор Пермского государственного института культуры, профессор, заслуженный работник культуры РФ Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская была удостоена общенациональной премии «Ректор года – 2021».
Со студентами своего класса.
Вручение общенациональной премии «Ректор года – 2021».
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с мая 2014 года
Миссия ректора:
создавать эффективный симбиоз традиций и инноваций, обеспечивающих качественную подготовку высококлассных специалистов для водного транспорта России
Каждый должен выполнять свои функции, тогда все будет в балансе и гармонии
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Не думаю, что следует судить об эффективности руководителя по гендерному признаку. Сегодня эти границы стерты.
При этом, разумеется, есть разница в психологии: мужчины смотрят на вещи глобально, женщины в большей степени подмечают тонкости. Для женщин важно все: настроение человека, эстетика помещений, щепетильность к оформлению и подготовке документов и огромное множество других незначительных для мужчин мелочей. Мы более гибко относимся к переменам, нам легче подстроиться под новые обстоятельства и тенденции. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, женщины успешнее справляются с мультизадачностью, а ведь это тоже требование современности.
Женщины эмоциональны, и это совсем неплохо. Что касается лично меня, люблю жизнь во всех ее проявлениях и с удовольствием делюсь позитивом. Неотъемлемой частью моей жизни является спорт. Для меня важно всегда оставаться женщиной: заряжать энергией окружающих, вдохновлять на новые свершения.
Мужчины, женщины – все мы подвластны одним природным законам. Каждый должен выполнять свои функции, тогда все будет в балансе и гармонии.
– Самым большим достижением вуза считаю создание КОМАНДЫ компетентных, эффективных, заточенных на результат коллег. Наш девиз: экипаж – одна семья!
Единственный вуз, который готовит кадры для внутреннего водного транспорта предприятий и организаций, расположенных на территории страны от Дальнего Востока до Урала. Филиалы университета находятся в Якутске, Усть-Куте, Красноярске, Омске.
Колоссальная модернизация технического и лабораторного оснащения. В короткие сроки созданы целые тренажерные комплексы для подготовки судоводителей, оснащены научно-исследовательские лаборатории, а в процесс обучения внедрены новейшие цифровые технологии.
Единственная женщина-ректор среди руководителей транспортных вузов России.
Успех в команде профессионалов.
– Спорт – неотъемлемая часть моей жизни.
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с января 1992 года
Миссия ректора:
вырастить и выучить не только высокопрофессиональных специалистов, но и выработать у студентов человеческие качества
Университет управления «ТИСБИ»
Ректорская работа требует большой самоотдачи
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– В первую очередь, хочу рассказать, как мы создавали Университет управления «ТИСБИ» – первый негосударственный вуз в Татарстане и один из первых в России. Когда получали лицензию, были десятым негосударственным вузом в стране и, соответственно, первым в республике.
Идея о создании пришла неожиданно. Начало 90-х… Время тяжелое, многое разрушалось, в том числе и образование. Отрасль переживала очень сложные процессы, а о негосударственных вузах речи и вовсе не было. В период с 1990 по 1994 годы, когда согласно договору с ФРГ советские войска выводили с территории Германии, возникла необходимость в переквалификации большого количества военнослужащих, которым необходимо было освоить новую специальность. Мне это показалось интересным, и мы разработали специальную программу. Пригласили 10 видных профессоров из разных вузов и создали «ТИСБИ». Тогда все единогласно приняли решение – избрать меня ректором.
Несмотря на то, что направление являлось новым, получили поддержку в академии наук и аппарате президента республики. Еще раз подчеркну: пришла я к совершенно незнакомым людям, но мне пошли навстречу. Не знаю, почему… Может, говорила очень искренне. Я создавала вуз, который является моим детищем, за него болела и болит душа.
Ректорская работа требует большой самоотдачи. В зоне внимания находится все: от труда уборщицы до науки. Ни один нюанс не должен ускользнуть от моего взгляда. Именно по этой причине все в «ТИСБИ» придумывала по своему представлению и вкусу. Считаю, все, что сделано, – красиво и добротно.
Создавая вуз, красной нитью всегда предполагала качество образования, никогда не боялась внедрять новые технологии в образовательные процессы. Так, практико-ориентированные занятия, на которые сейчас переходят в большинстве вузов, в Университете управления «ТИСБИ» реализуются уже более пяти лет. И «ТИСБИ» является первым в России вузом, свободным от курения.
Благодаря многолетней эффективной работе на сегодняшний день Университет управления «ТИСБИ» обладает собственными учебными корпусами в центре Казани, оборудованными современной мультимедийной техникой, обширной информационной и образовательными базами, включающими в себя библиотеку более чем на 200 тыс. единиц хранения и электронные ресурсы. Вуз предоставляет доступное качественное образование по самым популярным образовательным программам высшего образования, используя передовые методики обучения.
Университет управления «ТИСБИ» – это качественное образование, постоянное совершенствование учебного процесса, лучшие преподаватели. Наши выпускники – высококлассные специалисты, настоящие профессионалы, успешные в карьере, способные работать везде.
ТИСБИ сотрудничает с тремя сетями ЮНЕСКО.
Нэлла Прусс является основателем Университета управления «ТИСБИ».
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с декабря 2013 года
Миссия ректора:
лидерство Института Пушкина в укреплении позиций русского языка – усиление его роли в модернизации гуманитарного образования
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Регулярно жизнь требует от нас решения нерешаемых задач, а это возможно только за счет нестандартных подходов
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Я не сторонница гендерных теорий. Среди успешных ректоров одинаково много и мужчин, и женщин, но в вузе, которым руководит женщина-ректор, всегда бросаются в глаза эстетика среды, комфортные общественные пространства, элементы домашнего уюта.
Женщины исторически и генетически ориентированы на поиск решений, необходимых для безопасности, выживания семьи, детей, продолжения жизни. Все эти качества востребованы и в деловой сфере. Регулярно жизнь требует от нас решения нерешаемых задач, а это возможно только за счет нестандартных подходов.
Последние тридцать лет институт вынужден работать в условиях сокращения представленности русского языка в образовательных программах по всему миру. Усугубляет ситуацию политическая обстановка, те же санкции.
Одним из примеров успешно найденного решения для выполнения миссии института с гордостью могу назвать программу «Послы русского языка в мире». Объединив стремление молодежи к путешествиям, самореализации, новым впечатлениям и знакомствам, нам удалось создать проект, в который на добровольческих началах вовлечены десятки тысяч людей в разных странах. Студенты-волонтеры, прошедшие строгий отбор, отправляются за рубеж обучать школьников русскому языку. Программа популяризирует русский язык в мире, выполняет другие задачи: профориентационные, имиджевые, воспитательные. В нашу магистратуру приходят участники программы – выпускники самых разных вузов, чтобы получить квалификацию преподавателя русского языка как иностранного.
Программа «Послы русского языка» стала визитной карточкой вуза. В ситуации поиска государством новой идеологической платформы любовь к русскому языку и желание его пропагандировать стали ключом для воспитания, основой для объединения волонтеров.
Таких решений у Института Пушкина много. Программы междисциплинарных научных исследований на стыке языка, цифровых коммуникаций, когнитивистики и социолингвистики обеспечили нам позицию среди ведущих научных организаций страны.
Трудности кризисных периодов – ограниченные финансы и низкая прогнозируемость развития ситуации – кратно усложняют управленческие задачи, при этом способствуют поиску идеальных решений, когда наилучший результат достигается минимально возможными ресурсами.
Программа «Послы русского языка» действует с 2015 года. Более 42 тыс. представителей РФ и зарубежных стран участвовали в ее мероприятиях. География проекта – 19 стран и 79 регионов России. На конкурс были представлены более 5 тыс. заявок, приглашены 236 человек из 90 вузов. Почетные послы русского языка – Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, и французская певица Мирей Матьё.
Почетный посол русского языка – Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
Открытие Балканского центра русистики в Камчии (Болгария), сентябрь, 2021.
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
врио ректора – с июля 2019 года,
ректор – с февраля 2020 года
Миссия ректора:
эффективно организовать работу вуза в достижении целей его устойчивого развития и удовлетворения интересов коллектива
Вятский государственный агротехнологический университет
Мы беремся за все и выполняем задачи параллельно, опережая время
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Эффективность женщин-ректоров в кризисные периоды обусловлена присущими им гендерными особенностями, а именно стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, гибкостью и творческим подходом к решению задач. Кроме того, эффективность эта связана и с особенностями работы мозга. У женской половины планеты оба полушария могут функционировать одновременно (мультизадачность).
Говоря о личном опыте, хочу рассказать о трансформации Вятского ГАТУ из академии, в 2019 году занимавшей в рейтинге аграрных вузов 52-ю позицию из 54, в опорный аграрный университет с 29-й позицией в этом же рейтинге. Замечу, что занявший всего два года процесс преобразования мы проводили без кардинальных кадровых и организационных решений, опираясь в первую очередь на поиск и эффективное выстраивание отношений с партнерами и руководством региона, повышая активность коллектива и социальную открытость вуза.
Каких шагов это потребовало от меня как от руководителя?
Прежде всего важно было вызвать доверие со стороны коллектива, региона и бизнес-сообщества, подтверждая вклад каждой из сторон в развитие вуза результатом. Сейчас мы – единая семья. Только совместно, опираясь на мощных и сильных партнеров, можно быстро двигаться к намеченным целям.
Во-вторых, чтобы поднять имидж вуза, следовала пословице «принимают по одежке, провожают – по уму». Как университет мы постоянно меняемся, отличаемся сочетанием инновационности и самобытности.
Наконец, добивались многозадачности и системности в работе. Считаю, нельзя двигаться постепенно, поэтому беремся за все и выполняем задачи параллельно, опережая время.
Считаю, что ключевыми преимуществами женщины-ректора можно назвать когнитивный подход к решению проблем, высокую адаптивность к меняющимся условиям и социальную активность.
Повышение конкурентоспособности.
Признание в профессиональной и бизнес-среде.
Социальная открытость и активность на региональном, российском и международном уровнях.
Практикоориентированность и опережающий характер образовательной среды.
Открытая встреча будущих специалистов с руководителями предприятий АПК Кировской области.
Открытие в Вятском ГАТУ лаборатории точного земледелия ТСК «Техника».
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с января 2017 года
Миссия ректора:
работать на процветание университета
Тверской государственный университет
Осторожность, выносливость, интуиция
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Действительно, эксперты выделяют ряд качеств и навыков, которые присущи женщинам-руководителям и помогают эффективнее реагировать на кризисные вызовы. Среди них можно выделить выносливость, осторожность, интуицию, стратегический взгляд.
Высокий уровень выносливости, некоторая осторожность в принятии ключевых решений и интуиция – вот что повышает эффективность женщины-руководителя в кризисные периоды.
Еще одним важным качеством является гибкость, способность быстро адаптироваться к новым обстоятельствам. Женщине-руководителю удается видеть ситуацию с разных сторон, анализировать происходящее и делать выводы о том, что необходимо изменить для равновесия ситуации.
Умение уверенно идти по сложному пути, способность решать проблемы при неполном объеме информации – эти качества и навыки помогают в успешном достижении задач, которые ставят сегодня социум и государство.
Современные вузы проходят через кризисные периоды, работают на достижение амбициозных целей. Не исключение и наш Тверской государственный университет, которому еще предстоит решить много задач.
В эпоху перехода к передовым цифровым технологиям, ресурсосберегающей энергетике, созданию искусственных интеллектуальных систем перед нами стоят задачи повышения конкурентоспособности, обеспечения высокого уровня интеграции высшего образования в научно-технологическую систему. Необходимо сфокусироваться на приоритетных исследовательских направлениях, которые обеспечат вузу признание на международной арене, помогут перейти к обновлению и трансформации как системы управления в целом, так и управленческих стратегий в исследовательской, образовательной и инновационной сферах.
Очень важно, что нам удалось интенсифицировать работу по выстраиванию взаимодействия с индустрией и бизнесом Тверского региона, в том числе путем создания предпринимательской среды внутри университета и инновационной экосистемы вокруг.
В 2021 году мы решили глобальную задачу по внешней независимой оценке качества наших образовательных программ и системы менеджмента образовательной деятельности, которая позволила университету определить дальнейшие направления совершенствования и развития. Именно мобилизация усилий руководителей образовательных программ, среди которых 70 % женщин, позволила успешно пройти процедуры профессионально общественной аккредитации, международной аккредитации, сертификации системы менеджмента качества.
Качества и навыки, присущие женщинам-руководителям, играют важную роль в формировании нестандартных решений, подготовке и реализации инновационных методов управления процессами. Равным образом они являются основой в формировании позиций, позволяющих решать поставленные цели и задачи.
Почти половина от общего контингента студентов ТвГУ обучается на образовательных программах, имеющих международную аккредитацию.
ТвГУ – победитель двух конкурсов Минобрнауки РФ: программ развития инновационной инфраструктуры и программ стратегического развития.
В университете создана благоприятная среда для работы сотрудниц всех отделов и профессиональных сфер. Всего в ТвГУ успешно реализуют свой потенциал более 750 женщин (более 70 % от общего числа штата вуза).
У памятника П.П. Максимовичу, основателю женской учительской школы в Твери.
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с сентября 2015 года
Миссия ректора:
укреплять лидерские позиции университета, создавать атмосферу комфорта и безопасности
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Самые эффективные решения не сработают, если за руководителем нет сплоченной, сильной команды
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Всегда с большим уважением отношусь к мнению экспертов, но, на мой взгляд, эффективность руководителя в большей степени определяется не гендерной принадлежностью, а профессиональными компетенциями.
Что касается кардинальных вердиктов, без которых из кризиса не вырулить, женщине это гораздо проще сделать. Так уж исторически сложилось, что в жизни приходится принимать множество решений на уровне семьи, быта, отношений. В условиях кризиса этот опыт экстраполируется на уровень работы и способен привести к значимым результатам.
К тому же женщины очень целеустремленные и работоспособные. Наверное, поэтому они эффективные. В нашем университете эту тайну давно разгадали, и сегодня ВГУЭС – один из немногих университетов, где топ-менеджмент в основном представляют женщины.
Меня очень радует, что среди ректоров российских вузов все больше женщин. Значит, в высшей школе прибавляется инноваций, креатива и рзультативности.
С самым, пожалуй, сложным кризисом в своей жизни я столкнулась в первые годы работы на посту ректора. ВГУЭС тогда переживал тяжелый период стагнации, совпавший с реорганизацией всей образовательной отрасли. Наш университет фактически лишился финансирования: от двухмиллиардного бюджета осталась ровно половина. С этим нужно было как-то жить, работать и думать, что делать дальше, где искать выход.
Вначале, признаюсь, было страшно. Однако чувство огромной ответственности, которое я ощущала буквально физически, переживания за коллектив, за университет, который так люблю, и это мое вечное желание быть первой заставили действовать.
Было невероятно трудно, но мы справились. На это понадобилось три года. Вздохнули свободно лишь в 2019 году. Мы научились зарабатывать и грамотно инвестировать. Сегодня наш университет занимает 6-е место в стране по качеству финансового менеджмента. Мы очень прочно стоим на ногах, продолжаем развиваться, строя новые корпуса, реконструируя действующие. При этом 80 % всех доходов университета составляют внебюджетные средства.
ВГУЭС многого достиг за последние годы, но это не только моя личная заслуга. Самые эффективные антикризисные решения не сработают, если за руководителем, независимо от гендера, нет сплоченной, сильной команды. У меня такая команда есть. Профессионалы высочайшего уровня! Горжусь, ценю, уважаю.
ВГУЭС включен в топ-100 лучших университетов России национального рейтинга «Интерфакс» (82-е место сводного рейтинга – 2021).
Входит в группу лидеров высшей школы Дальневосточного федерального округа (впереди – только два федеральных университета).
Один из ста лучших вузов России (Европейский рейтинг ARES – 2020).
Вручение нагрудных знаков «Золотой фонд ВГУЭС» лучшим выпускникам университета.
Ректор всегда в эпицентре студенческой жизни.
Топ-3 профессиональных ценностей
Топ-3 личностных ценностей
Топ-3 качеств лидера
Пребывание в должности:
с ноября 2011 года
Миссия ректора:
сплачивать коллектив, поддерживать новые и яркие идеи, совершенствоваться и идти к успеху
Государственный гуманитарно-технологический университет
Каждый должен выполнять свои функции, тогда всё будет в балансе и гармонии
– Экспертами доказано, что в кризисные периоды женщины-руководители порой оказываются наиболее эффективными. На ваш взгляд, благодаря каким навыкам достигается такой результат? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего профессионального опыта.
– Умение в сложной ситуации принимать решения и реализовывать их – один из главных критериев профессионализма управленца, независимо от того, мужчина это или женщина. И если практика показывает какие-то преимущества женщин-руководителей, это, считаю, следствие того, что женщинам в принципе сложнее выдвигаться на высокие посты, особенно в сфере ВПО. Здесь, в отличие от системы общего образования, более высок удельный вес мужчин на преподавательской и административной работе, поэтому (да извинят меня коллеги-мужчины) среди женщин-руководителей практически нет случайных людей.
В то же время гендерный фактор играет существенную роль в управленческой практике. Века и тысячелетия мужской и женский подходы к жизни отличались. Мужчина рисковал, рвался в бой, не всегда задумываясь о последствиях, а женщина понимала, что на ней забота о детях и доме, поэтому, принимая решения, взвешенно подходила к ситуации, оценивала риски, рассматривала разные возможности.
Вспомните добрые сказки нашего детства. Кто говорит Ивану-царевичу: «Ложись с Богом спать, утро вечера мудренее?» Василиса Премудрая. Думается, этот женский взвешенный подход зафиксирован очень глубоко в подсознании и ярче всего проявляется именно в кризисные периоды. Когда ситуация развивается штатно, можно принимать решения, опираясь на профессионализм, опыт, наработанные методики, а вот в моменты кризисов на первый план выходят интуиция и способность к предчувствию. Тут женщины, безусловно, сильнее.
Конечно, принцип «отложить и подумать» не универсальный. Порой требуется принимать решения очень оперативно. Так, с началом пандемии, введением противоэпидемиологических ограничений мы столкнулись с необходимостью очень быстро и радикально перестраивать образовательный процесс. К счастью, у нас уже был опыт работы на образовательных онлайн-платформах: преподаватели проводили лекционные и семинарские занятия в интернете, записывали видеолекции. Однако полный переход на дистанционное обучение все-таки стал серьезным испытанием. Я очень благодарна коллегам, нашему замечательному коллективу: независимо от пола и возраста, все подошли к новым задачам очень ответственно, без суеты, излишних переживаний. Мы не потеряли студентов, не ухудшили качество образования, вышли из испытаний более опытными, уверенными в себе.
Считаю, успех менеджера зависит не столько от гендерного фактора, сколько от профессионализма. Что касается женского подхода, то он проявляется в умении взвешенно оценивать ситуацию, принимать решения на основе полной информации.
ГГТУ — лидер в обучении кадров для дошкольного и общего школьного образования. Это доказывают успехи студентов и выпускников в региональных и национальных чемпионатах WSR, профессиональных конкурсах, хорошее закрепление кадров и успешное профессиональное продвижение выпускников, а также высокие позиции вуза в рейтингах.
Тренинг «Введение в проектную деятельность».