Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Говорить на одном языке

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

АО. Роль руководителя сегодня несколько шире, чем была еще совсем недавно. Если в планах – вырасти в нечто большее самому и своей команде, нужно очень многое учесть и знать. Лидеры, по сути, меняют среду, в которой «варится» вся команда, и вся эта консолидированная энергия выводит каждого на другие, более высокие уровни, что естественным образом сказывается и на общем результате.
 

Что помогает руководителю вести за собой людей? В чем секрет успешных проектов?

– Так сразу и не дашь определенного рецепта, как за собой повести людей. Но речь идет все же, в первую очередь, о качествах лидера и о лидерской позиции руководителя проекта, организации. Я считаю, что лидером может быть только профессионал, и я поставила бы знак равенства между лидерством и профессионализмом. Это первое.

Второе. Безусловно, каждый руководитель организации, каждый лидер проекта должен четко представлять себе контуры и содержательную часть тех задач, которые перед ним стоят, чтобы потом трансформировать их, если хотите, в лозунги, в конкретные исполнительские задания для получения необходимого результата. Если это проект, носящий краткосрочный характер, то должны ставиться практичные цели с определенными параметрами и соответствующими KPI. А если мы говорим об организации, тогда подразумевается долгосрочный горизонт развития, требующий от руководителя стратегического мышления. И в этом контексте ректор, как руководитель организации высшего образования, должен четко представлять себе контуры всех видов ее деятельности – речь идет и об образовании, и о молодежной политике, и об исследовательской «повестке», и о материально-техническом потенциале университетского комплекса, включающем инфраструктуру, лабораторную базу и т.п. … Даже если ректор не погружен в детали и подробности всех видов этой деятельности (например, в профессиональные тонкости научных тематик), то, в любом случае, он должен представлять объем, общую картину, как я уже сказала, стратегические цели и возможности как самого университета, так и каждой команды, которая занимается разработкой той или иной темы. Вот таким видением ректор, конечно, должен обладать. 

Еще одна характеристика успешного руководителя – умение воодушевлять, заряжать инициативой и энергией. На мой взгляд, подобная «зарядка» – необходимое условие для продвижения команды, идет ли речь о продвижении в академических рейтингах или о наращивании общественной репутации вуза. Причем, такое умение необходимо не только для выстраивания внутренних коммуникаций в коллективе, но и внешних, – при взаимодействии с общественностью, с аудиторией абитуриентов и их семей, с технологическими индустриальными партнерами университета, – они тоже должны чувс­твовать ваше воодушевление и искреннюю заинтересованность… 

Упомяну еще об одном важном качестве. Как показывает практика, если руководитель заинтересован и живет своим делом каждодневно, то, решая вместе со своей командой ту или иную проблему, он должен уметь в непростых ситуациях подставить свое плечо, подбодрить, разобраться, выступая при этом не в роли «начальника», а члена команды. Тем самым, мы начинаем говорить на одном языке – так получается полная коммуникация, и она приводит к желаемому результату.

Каждый руководитель организации, каждый лидер проекта должен четко представлять себе контуры и содержательную часть тех задач, которые перед ним стоят, чтобы потом трансформировать их, если хотите, в лозунги, в конкретные исполнительские задания…

АО. В редакционном проекте АО «Первые леди» мы говорим о многих вызовах, которые встают перед женщиной-руководителем. Это и гендерный вопрос, и поиск золотой середины между работой и домом, и как при всём этом быть эффективной, да еще и счастливой. 

Реально ли все это совместить? Как не выгореть при такой многозадачности? А, может, это доступно только избранным?

– Да, за последние десять лет роль женщины-ректора очень выросла в высшей школе, и здесь мы видим положительные результаты в управлении имущественным комплексом (что я отметила бы в первую очередь). И все-таки в разговоре о лидерстве я бы не ставила акцент на разделении по гендерному принципу. Ведь слабый человек (неважно, мужчина это или женщина), слабый лидер никогда не приведет свою команду к успеху, к победе. Хотя, имея опыт руководителя крупного технического вуза, могу сказать, что риск определенной «неуслышанности» руководителями-мужчинами идей или планов по достижению цели имеется. Но если ты разбираешься в содержательной повестке, если понимаешь, к чему движешься, то тебя услышат. Ценят же результативность деятельности всего университета в целом и уже потом обращают внимание на руководителя и на команду, которая достигла изменений. 

И о риске выгорания: действительно очень важно, чтобы коллектив чувствовал в тебе руководителя, вожака команды, что ты проявляешь заинтересованность, причем не только на профессиональном, деловом, но и на эмоциональном, моральном уровне. Но все мы люди, и момент выгорания, как говорится, имеет место быть. Важно вовремя его отследить и постараться не доходить до такого состояния. Как только оно даст о себе знать – в виде усталости или разочарования в недостижении цели, в неполучении быстрого результата, – то надо срочно отдохнуть, переключиться на личные дела, или на книги, с которыми можно уединиться на полчаса, на час. Чтобы не сгореть, надо уметь и отдыхать. Повторюсь, все мы люди, и все мы имеем право и на радости, и на свои печали и горести.

АО. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30-40%. Думаем, это утверждение можно распространить и на другие кооперации и сообщества, где лидером выступает женщина. 

Как вы думаете, приведенная цифра – много это или мало? Как нащупать тот самый гендерный баланс для эффективного руководства? И какое значение этот фактор имеет в образовательной среде?

– Приведенные цифры – 30-40% – это сухая статистика, и ее надо принять как факт. Конечно, в предыдущие периоды развития общества этот процент был гораздо ниже, что объяснимо устоявшимися привычными представлениями, в соответствии с которыми женщина должна была выполнять основную роль домохозяйки. 

Но, отвечая на вопрос, я все-таки отошла бы от статистических оценок и вернулась к пониманию роли лидера, который может и должен вести за собой большой коллектив. А если большая часть этого коллектива – молодежь, то каким должен быть лидер – человек, как правило, другого поколения, – чтобы молодые люди также могли и захотели его услышать, пойти за ним? И это уже не гендерная, а, скорее, поколенческая проблематика. Каков ключ к ее решению? Прежде всего, лидер должен научиться понимать желания и потребности молодого поколения и научиться говорить с ним. По опыту скажу, когда ты начинаешь доносить определенного рода идеи и ценности, но на их языке, их инструментами, то видишь горящие глаза, чувствуешь, как появляется обратный отклик, заинтересованность, вовлеченность, и понимаешь, что тебя слышат. 

Резюмируя тему гендерного баланса, скажу, что, на мой взгляд, сегодня созданы все условия, чтобы не говорить о гендерном неравноправии. И если человек вовлеченный, специалист в своей области, то он обязательно добьется результатов. Самое ценное в руководителе – умение претворять поставленные задачи в жизнь, быть частью команды, максимально разделяя радость от достижения общего результата.

30.11.2023
Наверх