«Счастливые люди работают намного эффективнее»

«Счастливые люди работают намного эффективнее»

Гость проекта АО «Первые леди» – Ирина Шереметьева, ректор Алтайского государственного медицинского университета

АО. Роль руководителя сегодня несколько шире, чем была еще совсем недавно. Если в планах – вырасти в нечто большее самому и своей команде, нужно очень многое учесть и знать. Лидеры, по сути, меняют среду, в которой «варится» вся команда, и вся эта консолидированная энергия выводит каждого на другие, более высокие уровни, что естественным образом сказывается и на общем результате. Что помогает руководителю вести за собой людей? Как вы думаете, в чем секрет успешных проектов?

– Роль ректора в вузе гораздо шире, чем просто управление людьми и процессами, занятие наукой и педагогикой, обеспечение функционирования здесь и сейчас. Главное в деятельности ректора – видение будущего, разработка и реализация стратегии развития университета.

Общая цель является одним из аспектов успешных проектов. Поэтому я считаю, что ректор должен четко понимать цель, видеть горизонты, куда двигаться, к чему стремиться и последовательно вести свой коллектив именно к этой цели.

Командный подход – еще одна составляющая успешных проектов. Руководитель в сегодняшних реалиях – это сильный лидер, умеющий вдохновлять, за которым хочется идти его команде. А знаете, что вдохновляет больше всего? Когда человек верит в свое дело и горит им. Настоящая любовь к тому, что ты делаешь, всегда чувствуется окружающими и подкупает.

Рядом с ректором, каким бы сильным он ни был, я считаю, должна быть команда профессиональных, грамотных специалистов, готовых разделить стремление двигаться к тем высотам, которые задает руководитель. Командная работа всегда важнее и успешнее.

Создание такой команды – это только половина пути к успеху реализации задуманных проектов. Важно эффективно делегировать полномочия, не вмешиваться в рутинные процессы и не стремиться контролировать каждый шаг.

Четко сформулированные цели и задачи для сотрудников значительно повышают шансы на достижение этих целей. Все сотрудники будут на одной волне, четко понимая, что нужно делать в каждый конкретный момент времени. Это важно на любом этапе и в любой сфере.

Себя как руководителя однозначно считаю частью большой команды, в нужный момент направляю подчиненных, если те идут в неправильном направлении. Руководителю важно не забывать, что подчиненные – взрослые, состоявшиеся люди со своими интересами. Важно знать потребности своих сотрудников, уметь их выслушать, обсудить любую проблему. Ведь, как известно, счастливые люди работают намного эффективнее.

Вести за собой команду единомышленников позволяет гибкое мышление и открытость к переменам. То есть, не нужно бояться что-то менять и не нужно держаться за неэффективные и старые методы работы. Если есть что-то, что можно улучшить, это обязательно нужно сделать. 

Проекты, реализуемые в вузе, будут успешными, если правильно выбрана стратегия достижения их целей, если виден результат ее реализации. При этом важно всегда помнить, что любой проект, удачный или неудачный, делают его сот­рудники. Положительный результат всегда зависит от каждого члена большого университетского коллектива, который ежедневной работой доказывает свой профессионализм.

Поэтому я всегда горжусь успехами, которых удается добиться вместе с коллективом. Команда Алтайского государственного медицинского университета – это команда лучших!

АО. В редакционном проекте АО «Первые леди» мы говорим о многих вызовах, которые встают перед женщиной-руководителем. Это и гендерный вопрос, и поиск золотой середины между работой и домом, и как при всём этом быть эффективной, да еще и счастливой. Реально ли все это совместить? Как не выгореть при такой многозадачности? А, может, это доступно только избранным?

– В современном мире женщина-руководитель уже не редкость. Быть ректором – значит жить одной жизнью с университетом, быть частью большого и сложного организма, дышать в унисон с многотысячным коллективом, объединяющим преподавателей, ученых, сотрудников и обучающихся.

Работа ректором очень многогранна, совершенно разные аспекты приходится одновременно держать в голове. Но по истечении более трех лет руководства вузом с уверенностью могу сказать, что эта работа приносит мне огромное удовольствие. И это самое главное. Ведь если работа интересна и доставляет тебе радость, то ты уже не смотришь ни на колоссальную загруженность, ни на то, что приходится выходить на работу и в выходные дни. Потому что любимая работа дает тебе силу и энергию двигаться вперед. И дарит тебе этот ни с чем не сравнимый жизненный драйв.

Поддерживать баланс между работой, семейными делами и заботой о себе не всегда легко для женщины-руководителя. Нужна постоянная концентрация внимания и грамотное распределение времени между работой, семьей, собственными увлечениями и планами. Стоит выделять приоритеты в зависимости от ситуации. Дома лучше сосредоточиться на эффективном общении с родными и близкими,  а на работе важно соблюдать корпоративную этику. Но обязательно нужно выделить время для собственных увлечений и отдыха.

А еще я считаю, что нужно следить за душевным комфортом. Ведь семья не может быть счастливой, если женщина не испытывает радости и удовольствия от жизни. Да и на работе дела пойдут лучше, если в душе царит мир и гармония. У каждой женщины есть свой рецепт достижения душевного спокойствия, зависящий от круга ее интересов и образа жизни.

Эти короткие периоды выходных и дней отпуска стараюсь эффективно использовать с семьей, обогащая это общение с детьми любовью. Семья для меня – это место силы. Получив заряд бодрости, можно идти работать, ставить новые задачи, достигать новых высот.

АО. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30-40%. Думаем, это утверждение можно распространить и на другие кооперации и сообщества, где лидером выступает женщина. Как вы думаете, приведенная цифра – это много или мало? Как нащупать тот самый гендерный баланс для эффективного руководства? И какое значение этот фактор имеет в образовательной среде?

– Путь женщины к руководящим должностям характеризуется преодолением многочисленных препятствий. Одним из многих является разделение сфер деятельности. Традиционно выделяют «женские отрасли» и «мужские». К первым относят легкую, текстильную, пищевую промышленность, здравоохранение, образование, культуру, бытовое обслуживание и др. Это часто объясняют тем, что здесь, в первую очередь, требуется именно женский стиль работы, предполагающий терпение, стремление к порядку и умение налаживать контакты с партнерами. Работа в этих отраслях менее престижна и приоритетна, чем в газовой, угольной, нефтедобывающей, энергетической, строительной, транспортной, которые считаются «типично мужскими отраслями». 

Для меня абсолютно не важен гендерный состав в руководстве. Первое, на что полагаешься в работе, это на деловые качества человека, его профессионализм. В образовательной среде главным является личность человека, его компетентность, интеллигентность. 

Еще несколько десятилетий назад гендерное неравенство было более заметно в сфере высшего образования. Это видно очень четко: когда идешь по университету и смотришь на портреты профессоров, то видишь среди них почти сплошь мужские лица. Сегодня ситуация несколько изменилась. Так, например, в нашем университете среди руководящих работников (проректоров, начальников управлений, директоров институтов и т.?д.) работают 49% женщин, а среди профессорско-преподавательского состава 59% женщин.

Я считаю, что такое гендерное соотношение, примерно 50 на 50, является оптимальным для нашего университета. Сочетание мужских и женских качеств: трезвый расчет и интуиция, склонность к риску и осторожность – дает дополнительные преимущества в развитии вуза.

В студенческой среде также наблюдается тенденция к гендерному равенству среди специальностей, которые до недавнего времени считались «мужскими». По таким специальностям, как «Анестезиология – реаниматология», «Хирургия», учились в основном юноши, сейчас много девушек.

Мне одинаково комфортно работать как с мужчинами, так и с женщинами. Приятно, когда мужчины и женщины поддерживают и вдохновляют друг друга, когда каждый реализуется на своем месте. И где чье место, к счастью, определяет жизнь, а не стереотипы.

В заключение мне хотелось бы привести замечательные слова Валерия Михайловича Брюханова – одного из моих учителей, возглавлявшего наш университет на протяжении 26 лет (1988-2014 годы), заслуженного работника высшей школы РФ, доктора медицинских наук, профессора, почетного гражданина Барнаула: «Делайте добрые дела и будьте добросердечными. Никогда не становитесь над кем-то – общайтесь на равных с любым человеком. Мой жизненный принцип прост: если можешь сделать доброе дело, делай, а не можешь, то, по крайней мере, не навреди».

Для меня как для руководителя, человека, женщины эти слова стали жизненным кредо.

10.04.2023
Наверх