Первые леди

Первые леди

Как женщины-ректоры меняют российское образование?

Дипломат, миротворец, предприниматель, политик, общественный деятель, управленец, борец за права человека, экологию и устойчивое развитие, участник преобразований в экономике и социальной сфере… Роль женщины в глобальных трансформациях чрезвычайно важна и обсуждается сегодня повсеместно. Например, на прошедшем в октябре 3-м Евразийском женском форуме. Следуя актуальным трендам, в прошлом номере мы объявили о старте спецпроекта «Первые леди». Участницы – восемь ректоров российских вузов – рассказали о себе и своем опыте антикризисного управления. В этом выпуске продолжаем знакомить с управленческими кейсами наших героинь, а также публикуем интервью с ректором ГГТУ. Спешите читать – эксклюзив обеспечен!
Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская
«Зажигая звезды на ярком небосводе культуры»
Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская
Ректор Пермского государственного института культуры

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования?

– Пермский государственный институт культуры относится к числу наиболее перспективных и динамично развивающихся вузов России. С институтом охотно связывают свою судьбу те выпускники школ и ссузов, которые стремятся реализовать себя в творчестве и гуманитарных науках. Основанный в 1975 году, институт занимает сегодня уверенные позиции среди вузов региона, федерального округа и отрасли. С именем института прочно связаны масштабные образовательные, научные и творческие проекты.

В последние годы ПГИК прошел сложный и насыщенный путь. В связи с изменениями, затронувшими все сферы жизни общества и необходимостью быстро и гибко реагировать на вызовы современности, была практически полностью изменена организационная структура и подходы к управлению всеми процессами.

Чтобы ПГИК смог занять достойную нишу на образовательной карте России, решались сложные и амбициозные задачи. Основной, связанной с оптимизацией деятельности ПГИК, стала работа по достижению целевых показателей эффективности. В контексте этой деятельности были организованы новые управления: менеджмента и контроля качества образовательной деятельности, международной деятельности, культурно-образовательных проектов, научно-исследовательской деятельности, воспитательной и внеучебной работы. В 2021 году в соответствии с предложением зампредседателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко в вузе было создано управление цифрового развития и информационных технологий, введена должность проректора по науке и цифровой трансформации.

Ежегодно открываются новые направления подготовки и профили, отвечающие потребностям современного общества: режиссура цирковых представлений и праздников и искусство иллюзиона, композиция, музеология, руководство этнокультурным центром, менеджмент культурных индустрий.

В 2021 году в рамках нацпроекта «Культура» ПГИК приобретено уникальное оборудование и музыкальные инструменты, оснащены самым современным оборудованием видеоконференцсвязи аудитории и модернизированы компьютерные классы, установлен цифровой динамический экран высокого разрешения для собственного кинозала вуза. В комплексе с новой медиа и цифровой техникой сохраняет актуальность и уникальная студия звукозаписи, в которой студенты и педагоги могут не только оттачивать свое мастерство, но и записывать редкие произведения регионального фольклора, привезенные из фольклорных и этнографических экспедиций, сочинения, созданные студентами и педагогами специальности «Композиция».

Благодаря такому комплексному подходу, обеспечивающему качество образовательного процесса, востребованность творческо-исполнительской и научной деятельности, вуз динамично развивается и с уверенностью смотрит в будущее, распахнув свои гостеприимные двери талантливой молодежи.

Татьяна Ивановна Зайко
«Бесспорно, главный капитал вуза – это кадры»
Татьяна Ивановна Зайко
Ректор Сибирского государственного университета водного транспорта

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования? 

– Тенденции нашего времени – это, например, применение новых технологий, цифровизация, непрерывность образования, ускорение всех циклов до получения конечного результата. Чтобы соответствовать таким требованиям, нужны компетентные сотрудники, поэтому мы постоянно ищем профессионалов со свежим взглядом и идеями. Бесспорно, главный капитал вуза – это кадры. Наш коллектив – как экипаж, работа которого эффективна в том случае, когда каждый находится на своем месте.

В университете давно и успешно действует система менеджмента качества, которая позволяет контролировать эффективность функционирования всех структур образовательной организации, анализировать ее соответствие высоким требованиям и в случае необходимости оперативно решать вопросы, связанные с управлением.

У нас сложился крепкий управленческий состав. Его структура периодически претерпевает изменения и главным образом это связано с вызовами и задачами, которые ставит государство и профессиональное сообщество. 

Например, с изменением структурного или технического потенциала (создание нститута «Морская академия», приобретение или модернизация тренажерного, учебно-лабораторного оборудования) возникает необходимость нового кадрового обеспечения и принципиально иных требований к сотрудникам. В результате может меняться кад­ровый состав, трансформируются должностные инструкции, происходят изменения в полномочиях, оптимизируются внутренние рабочие процессы.

Мы готовы к переменам, но при этом бережно относимся к традициям, к доморощенным кадрам, поэтому выстраиваем систему преемственности. В этом помогает программа кадрового резерва, благодаря которой мы взращиваем новое поколение управленцев внутри университетской системы. Также приветствуем профессионалов и руководителей, приходящих в наш коллектив из других отраслей и сфер деятельности – они привносят свой уникальный опыт и свежие идеи. Такой симбиоз в кадрах оправдан и весьма эффективен.

Нэлла Матвеевна Прусс
«Университет управления ТИСБИ – это, прежде всего, люди»
Нэлла Матвеевна Прусс
Президент Университета управления ТИСБИ

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитиювозглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования?

– Университет управления ТИСБИ – это, прежде всего, люди. Это преподаватели, профессора, административные сотрудники – команда, благодаря которой вот уже тридцать лет каждый сентябрь мы открываем двери для новых студентов. У нас не задерживаются неискренние и нетрудолюбивые. Большинство наших сотрудников и преподавателей работают в университете практически с самого основания.

Конечно, структура вуза менялась с годами: создавались новые факультеты, закрывались некоторые направления подготовки. Зачастую мы шли на шаг впереди, внедряя новые технологии в образовании. Например, неожиданный переход на дистант в марте 2020 года потребовал от многих вузов больших усилий по налаживанию полноценного учебного процесса. У нас же этот процесс прошел легко и быстро, и ни один час контактной работы не пропал. Объясню, почему.

ТИСБИ применяет дистанционные образовательные технологии с начала 2000-х годов. Развитие технологий обучения на расстоянии в университете началось с необходимости обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья на дому через интернет. Реализация образовательных программ осуществлялась с помощью дистанционных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза – ИСУ ВУЗ, собственной разработке ТИСБИ.

Программный комплекс уже на тот момент позволял организовывать удаленное изучение учебных курсов, коммуникацию студентов и преподавателей в режимах вебинаров и форумов, руководить научной и проектной работой студентов, прохождение студентами текущей, промежуточной и итоговой аттестаций. А в марте 2020 года мы применили эти технологии для всех остальных форм обучения.

Следуя современным вызовам, осенью 2020 года в ТИСБИ организован центр цифровых образовательных технологий. Основная его задача заключается в формировании цифровой коммуникативной среды, способствующей продвижению бизнес-решений участников образовательного процесса и партнеров университета. Создаются электронные рабочие программы, платформы их адаптивного обновления на основе искусственного интеллекта. Планируется открыть лабо­ратории поведенческой экономики, больших данных и цифрового маркетинга. Ведется подготовка к лицензированию новых образовательных программ. С 2022 года начнется прием на новые направления подготовки бакалавриата и магистратуры. Открыты два новых института: инклюзивного образования и сетевых международных и региональных проектов в образовании.

Маргарита Николаевна Русецкая
«Функция определяет форму»
Маргарита Николаевна Русецкая
Ректор Государственного института русского языка им. А С. Пушкина

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования? 

– Функция определяет форму – эта знаменитая максима в архитектуре применима и к университетам. Так, стартапы и консорциумы стали появляться в вузах как ответ на задачу по интеграции науки, производства и образования. Значительные изменения произошли и в области обмена информацией, вследствие чего появилась новая задача – обучать русскому как языку цифровой коммуникации.

В 2014 году Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина создал портал «Образование на русском» – первую в мире электронную школу русского языка, объединившую онлайн-курсы, программы повышения квалификации преподавателей и открытые просветительские ресурсы. Портал уже посетили 7 млн. человек из 209 стран. Более 1,2 млн. зарегистрировались в качестве пользователей. 

Необходимость разработки и технического сопровождения портала привела к появлению в институте структур, занимающихся программированием, созданием электронного контента, дистанционным обучением. Такие проекты привлекают людей с уникальными компетенциями, которые работают на инновационный потенциал и рейтинг вуза, обеспечивают ему место среди ведущих научных организаций страны.

В том же 2014-м решили развивать цифровую инфраструктуру вуза. Сегодня Институт Пушкина входит в число 70 вузов страны, представленных в Едином окне доступа к цифровым образовательным ресурсам федерального портала «Российское образование». 

В прошлом году наши ОП по русскому языку и литературе на этой платформе осваивали студенты 10 российских вузов. Летом 2021 года в партнерстве с ведущими вузами РФ в институте создан консорциум «Электронный подготовительный факультет». Здесь решаются задачи повышения качества обучения по всем направлениям подготовительного отделения для иностранных студентов. Российские вузы могут обучать студентов РКИ по самым лучшим программам и методикам с максимальной индивидуализацией образовательных траекторий. 

Еще один новый формат – партнерская сеть под брендом Института Пушкина. Сотрудничество вуза с иностранными ОО востребовано и эффективно: кафедры Института Пушкина открылись в более чем 40 странах.

Работу Института Пушкина высокого оценил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, упомянув вуз на VII Всемирном Конгрессе соотечественников в октябре 2021 года как флагманскую организацию в реализации проектов по распространению нашей многонациональной культуры и русского языка.

Елена Сергеевна Симбирских
«Университету стать более открытым и инвестиционно привлекательным»
Елена Сергеевна Симбирских
Ректор Вятского государственного агротехнического университета

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования? 

– Структура управления Вятского ГАТУ заметно трансформировалась.

Во-первых, мы перешли на проектное управление. Создан проектный офис – сначала преподавательский, а потом и центр поддержки студенческих инициатив. Организован центр коллективного пользования научным оборудованием «Агробиотехнологии». Открыт центр карьеры.

Во-вторых, введена должность директора по развитию. Он организует работу по развитию коммерческих направлений деятельности университета, а именно: базы отдыха, лаборатории коневодства, учебно-опытного охотничьего хозяйства и агросалона. В стратегической перспективе планируется объединение всех этих направлений в общий кластер по агротуризму.

К слову, в 2021 году университет уже выступил инициатором создания агропромышленного кластера «Вятка-AГРОФУД». Совместная деятельность всех участников позволит сформировать эффективную систему для повышения конкурентоспособности малого бизнеса Кировской области на аграрных и продовольственных рынках. 

В-третьих, в новой структуре управления появился попечительский совет, в состав которого вошли неравнодушные к судьбе вуза и АПК региона руководители различных организаций, способные направить вектор развития Вятского ГАТУ в сторону новой проектной архитектуры образования. Возглавил совет губернатор Кировской области Игорь Васильев, что сыграло немаловажную роль в реализации принятых решений: коллектив вуза не замыкается на собственных образовательных и научных задачах. Мы идём курсом, который позволит университету стать более открытым и инвестиционно привлекательным.

В 2021 году в структуре вуза появился Агротехнопарк – интегрированное хозрасчетное структурное подразделение, отвечающее за обеспечение подготовки студентов и финансовую устойчивость научной деятельности вуза.

Цифровизация – главный тренд современной экономики, которому стремится соответствовать и российское образование. Хотя в вузе уже создан центр цифровых технологий, охватить все сферы деятельности ещё не удалось, поэтому планы на 2022 год касаются именно этого направления.

Людмила Николаевна Скаковская
«Впереди нас ожидает реализация глобальных задач»
Людмила Николаевна Скаковская
Ректор ТвГУ до октября 2021 года, сенатор РФ, член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования?

– Развитие университета неразрывно связано с управленческими кадрами, ведь именно грамотный руководящий аппарат может сплотить вокруг себя коллектив и максимально эффективно использовать его возможности на благо университета.

Говоря о современных тенденциях и их влиянии управленческую структуру вуза, можно привести в пример введение должности проректора по цифровому развитию и информационным технологиям. Тот факт, что в ТвГУ эта должность была введена ещё в середине прошлого года, подтверждает понимание вузом современных тенденций развития российского образования.

Важным является и качественное взаимодействие руководящего аппарата. Еще один яркий пример – открытие летом 2021 года первой на территории Тверской области региональной площадки «Точка кипения Тверского государственного университета».

Именно грамотное взаимодействие руководящего аппарата вуза позволило в максимально короткий срок наладить рабочий процесс. Его результатом стало открытие научно-образовательного пространства коллективной работы, обмена опытом и практического взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами с целью генерации идей и проработки новых моделей социально-экономического развития региона.
В целом за последние годы вуз реализовал несколько больших проектов. Особенно хочется поблагодарить весь коллектив ТвГУ за реализацию задач, которые поставила пандемия.
Два года подряд вуз успешно проводил уникальную приёмную кампанию. Например, в этом году было принято рекордное для нас количество заявлений – более 7 тыс. и порядка 2 тыс. абитуриентов.

Также успешно вуз прошёл международную и профессионально-общественную аккредитацию. Её результаты рассматриваются при проведении гос­аккредитации, используются работодателями при формировании рейтингов ОП и реализующих их организаций, а также учитываются в процедурах распределения КЦП на обучение за счет бюджетных ассигнований. Если в 2020-2021 учебном году базовая часть КЦП составляет 85%, а конкурсная 15%, то в 2023-2024 учебном году конкурсная часть КЦП (за показатели) будет 100%. Это ещё раз подтверждает факт, что команда университета полностью осознает современные тенденции развития высшего образования.
Говоря об учебном процессе, нельзя не отметить, что даже в такое тяжелое время вуз смог расширить структуру подготовки студентов. Открыты три новых направления подготовки и специальности: «Мехатроника и робототехника (бакалавриат)», «Лесное дело (магистратура)», «Экономическая безопасность (специалитет)».

Подчеркну. Моя тесная работа с вузом не заканчивается, так как я являюсь членом Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, так что впереди нас ожидает реализация глобальных задач.

Татьяна Валерьевна Терентьева
«История ВГУЭС – череда постоянных инновационных преобразований»
Татьяна Валерьевна Терентьева
Ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования?

– Трансформация управленческой структуры связана с новыми задачами. Среди первостепенных – повышение качества образовательного процесса, трудоустройство выпускников, практико-интегрированное и проектное обучение.

Восемь лет назад в университете была разработана уникальная концепция практико-интегрированного обучения, и уже в 2014 году мы приступили к ее реализации. Сегодня четверокурсники восемь месяцев  стажируются на предприятиях региона, получают современные компетенции и навыки, в том числе soft skills. Во многом благодаря этому подходу снимается проблема трудоустройства. Опыт показывает, что более половины студентов ВГУЭС получают приглашения на работу в компании, где проходили практику.

За время действия проекта у нас сложились парт­нерские отношения со многими организациями. Их уже порядка 700, и почти все (около 90%) готовы брать наших студентов на практику.

Широко используем все еще относительно новый для российской высшей школы формат проектного обучения. Студенты выполняют реальные проекты по заказам бизнеса, органов государственного управления и других структур: например,  администрации Владивостока, Дальневосточного банка Сбербанка России.

Создан центр проектного обучения. Проекты реализуются по разным направлениям подготовки, среди интереснейших – оценка деятельности бизнес-клуба по методике гудвилла, исследование оптимальных форм ведения бухгалтерского учета для формирования заказчиком клиентской базы.

Выпускные квалификационные работы носят прикладной характер. В этом году выпускники кафедры транспортных процессов и технологий разрабатывали комплекс мероприятий по снижению аварийности на улицах Владивостока, открывали для предприятий новые возможности повысить эффективность и получить дополнительную прибыль. Защитились блестяще.

Запущены процессы цифровизации. Каждую учебную дисциплину планируем интегрировать с цифрой. В этом году ввели должность проректора по цифровизации.

Университет постоянно меняется. История ВГУЭС – череда постоянных инновационных преобразований. И это одна из главных причин, почему нам удается сохранять конкурентоспособность, занимать лидирующие позиции в образовательном пространстве региона.
 

Надия Геннадьевна Юсупова
«Невозможно работать по раз и навсегда установленным управленческим схемам»
Надия Геннадьевна Юсупова
Ректор Государственного гуманитарно-технологического университета

АО. Адекватно реагируя на технологические запросы времени, образовательная организация трансформируется, и каждый виток её развития подразумевает существенные изменения всех компонентов системы. Как планы по развитию возглавляемого вами вуза влияют на его управленческую структуру, решают очевидные и неочевидные проблемы? Насколько процессы реорганизации соотносятся с современными тенденциями развития российского образования? 

– Любая управленческая структура формируется, исходя из структуры объекта управления и решаемых задач. Что же касается системы образования и, в частности, педагогического сообщества – вероятно, это один из самых динамичных объектов управления: постоянно и очень быстро меняются технологические возможности и методологические подходы, возникают новые социальные вызовы, конкретизируются запросы к системе образования со стороны общества и государства. Здесь невозможно работать по раз и навсегда установленным управленческим схемам, опираться на застывшие структуры… «Не вливают вина молодого в мехи ветхие», – так ещё в Священном Писании говорится. При этом ни в коем случае нельзя забывать, что любая структура – не плоский рисунок, не сочетание стрелок и прямоугольников. За каждой структурой стоят живые люди с их индивидуальным опытом, компетенциями, личными качествами, поэтому в управленческой деятельности важно оптимальное сочетание инноваций и традиций, перемен и фундаментальных ценностей. 

Университет развивается, трансформируется. Создаются новые факультеты, образовательные центры, лаборатории. Одни структуры, исчерпав свой потенциал, уходят в прошлое, другие меняются, осваивают новые функции, наполняют свою деятельность новым содержанием. Это живой организм, он существует по определённым законам, которые надо знать и грамотно использовать. В таком случае успех будет обеспечен.

16.11.2021
Наверх