Татьяна Заболотских
ректор Амурской государственной медицинской академии
АО. Роль руководителя сегодня несколько шире, чем была еще совсем недавно. Если в планах – вырасти в нечто большее самому и своей команде, нужно очень многое учесть и знать. Лидеры, по сути, меняют среду, в которой «варится» вся команда, и эта консолидированная энергия выводит каждого на другие, более высокие уровни, что естественным образом сказывается и на общем результате. Что помогает руководителю вести за собой людей? Как вы думаете, в чем секрет успешных проектов?
– Вы правы, сегодня ректор вуза не только руководитель большого образовательного и исследовательского коллектива. Он должен быть грамотным стратегом, современным интересным ученым, умелым коммуникатором, ярким педагогом. При этом еще и мир вокруг быстро меняется, появляются новые вызовы и возможности, нужно уследить за всем и «быть в тренде». Чтобы быть лидером, нужен еще и определенный внутренний настрой на руководство, соответствующая жизненная позиция, умение бороться со страхом. Да, именно со страхом – не соответствовать, страхом – принимать судьбоносные решения, брать на себя ответственность за работу огромного коллектива, объединяющего самых разных людей. Но простое копирование чужого, пусть и самого гениального опыта – тоже не вариант. Потому еще одно важное качество – это мобильность, гибкость ума, умение быстро перестроиться под современные задачи.
Я считаю, что очень правильное слово сейчас стали употреблять и по отношению к ректорам – «лидер». Лидер – это тот, кто ведет за собой и вдохновляет, кто четко обозначает своей команде цели и показывает путь, кто заряжает энергией и силой для преодоления трудностей. Знаете, я, как на сцену, выхожу на каждый наш ученый совет и конференцию. Кроме понятных управленческих задач для меня важна эмоциональная составляющая работы с коллективом. Нужно и четкие оценки работы дать, покритиковать, но и обязательно вдохновить, подбодрить – без этого люди «гаснут». Чтобы идти вперед верным курсом, нужно жить одним дыханием со своими сотрудниками.
Академии в прошлом году исполнилось 70 лет, поэтому здесь давно сформирован костяк коллектива, заслуженная и грамотная профессура. Но при этом мы активно стараемся привлекать к управлению вузом молодежь, ведь современные проекты требуют «молодого взгляда» на проблемы и развитие. Именно в проектной работе удается сочетать традиционный академический подход, азарт и амбиции молодежи. Приведу пример. У нас есть творческая группа молодых ученых, которые реализуют проект по созданию абсолютно нового цифрового вида медицинской помощи. Речь идет о создании нейросети, которая помогала бы в диагностике заболеваний, уменьшала время ожидания оказания медицинской помощи пациентом. Наши молодые ребята используют для реализации идеи возможности нашего технопарка, партнерские отношения с коллегами из других регионов и общества РОСОМЕД. Кроме того, цифровой вид медицинской помощи потребует подготовки соответствующих врачей, нам нужно будет пересмотреть учебные программы, найти преподавателей, подписать соглашения с учреждениями здравоохранения. И в эту работу должен быть вовлечен весь коллектив, чем мы сейчас и занимаемся.
Итак, сформулирую секрет успешного проекта – внятная цель, которую разделяет вся команда. Цель должна быть реальной и осуществимой. Плюс команда, в которой у каждого участника или подразделения своя понятная роль.
АО. В редакционном проекте АО «Первые леди» мы говорим о многих вызовах, которые встают перед женщиной-руководителем. Это и гендерный вопрос, и поиск золотой середины между работой и домом, и как при всём этом быть эффективной, да еще и счастливой. Реально ли все это совместить? Как не выгореть при такой многозадачности? А, может, это доступно только избранным?
– С академией связана вся моя жизнь. Я училась тут на врача-педиатра, потом защитила кандидатскую и докторскую диссертации, здесь же преподавала на кафедре, работаю ректором уже больше десяти лет. Мне очень нравилось работать в практическом здравоохранении и получалось хорошо. Но вот судьба повернулась таким образом, что коллектив доверил мне руководство вузом. С тех пор моя жизнь сильно изменилась. Стал более жестким график, быстрее решения, времени на себя и на семью осталось еще меньше. Моя семья живет в другом регионе, поэтому общение у нас ежедневное, но, увы, дистанционное. Основное время, конечно, посвящаю работе. И, наверное, это уже определенный стиль жизни. Главное правило – четкий план на каждый день и на перспективу. Я планирую и «крупными мазками» на большие отрезки времени, и на год, на месяц, на каждый день. Самодисциплина и четкое планирование – мои секреты от выгорания.
А еще дает силы преподавательская работа. Я занимаюсь с врачами на факультете последипломного образования. И вот это общение с аудиторией здорово мотивирует и дает новую энергию. Такое тепло внутри разливается, когда лекция удалась, что хватает этого «топлива» надолго!
И конечно – природа, книги и кино. Люблю смотреть исторические сериалы: и отвлекает, и поучительно.
АО. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30-40%. Думаем, это утверждение можно распространить и на другие кооперации и сообщества, где лидером выступает женщина. Как вы думаете, приведенная цифра – это много или мало? Как нащупать тот самый гендерный баланс для эффективного руководства? И какое значение этот фактор имеет в образовательной среде?
– Если говорить о приведенном вами гендерном балансе применительно к нашей академии, то у нас наоборот – мужчин среди профессорско-преподавательского состава 35%. Если бы мне пришлось набирать коллектив с нуля, то я бы скорее выдержала пропорцию 50 на 50. У нас сложное сочетание: в медицинском вузе и педагогическая составляющая в работе важна, и научный поиск, и жесткость в принятии решения, которые диктует медицинская специфика. Например, на кафедре хирургии у нас мужской состав, а у педиатров – почти сплошь женщины. В управленческом звене у нас пополам – женщины и мужчины. И все вместе участвуют в поддержании нормальной комфортной атмосферы.
А вообще мне кажется, что гендерные границы стираются со временем. Уже нет четких женских и мужских профессий. Женщины сейчас мастерски овладевают новыми для себя навыками и становятся настоящими звездами в своих сферах, поэтому такой вопрос, наверное, уже и не совсем правомерен. Не буду спорить, женщине сложнее подняться к профессиональным вершинам, ведь на ней ежедневная забота о семье и детях. Но женщины все могут. Доказывают это и мои коллеги – ректоры ведущих вузов, которые успешно работают и развивают науку и высшее образование.