Итоги второго сезона спецпроекта АО «Первые леди. Как женщины меняют российское образование»

Руководство к действию

Итоги второго сезона спецпроекта АО «Первые леди. Как женщины меняют российское образование». Аналитический обзор

Успешно управлять сложными механизмами в такой огромной системе как университет, объединять вокруг себя людей и вести важные для общества проекты могут, безусловно, только люди с большим запасом знаний и опыта, с колоссальной энергетикой, позволяющей создавать вокруг себя эффективные команды. Во втором сезоне редакционного проекта «Первые леди. Как женщины меняют российское образование» мы продолжили говорить об управленцах-женщинах, взявших на себя непростую роль – менять окружающую реальность. На этом этапе нашей задачей было не показать думающей аудитории очередную имиджевую картинку успешного развития университетов и проектов. Истории наших героинь о том, как они объединяли вокруг себя единомышленников, что не получалось, и какие выводы были сделаны, в чем они находят силы, чтобы сделать невозможное, учитывая сегодняшние ограничения. Целый год мы разбирали вопросы, связанные со стратегией управления вузом, большими коллективами, поиском баланса между личным и профессиональным. В рассуждениях много личного, порой откровенного, что раскрывает их невероятную женскую силу и красоту. Уверены, что истории, советы и опыт участниц проекта «Первые леди» помогут вам усилить свой управленческий потенциал, убедиться в правильности выбранного пути и вдохновят на новые высоты.

Портрет современного руководителя

Человек, обладающий стратегическим мышлением, способен прийти к успеху в будущем. Это утверждение особенно верно в отношении управленцев, которые привели свои команды к большим победам и признанию в профессиональной среде.

Говоря о роли руководителя и его управленческих стратегиях, мы не будем углубляться в сухое перечисление и описание, да и цели у нас такой нет. Остановимся на принципах, которыми руководствуются наши первые леди в своей ежедневной деятельности.

«Способность руководителя сформировать единую, слаженную работу в команде позволяет создать крепкий тыл. Он должен быть гибким, идти в ногу со временем, готовым расширять возможности своей организации». При этом важно не забывать об эффективных методах мотивации сотрудников и выстраивании внутренней коммуникации. Все это очень серьезно влияет на эффективность всех рабочих процессов.

В ответах участниц проекта синхронно звучали мысли об умении встраиваться в быстрый темп жизни и перестраивать свою работу, анализируя и вникая в суть новаций, применяя их на практике. «Руководитель не имеет права останавливаться и опускать руки. Если бросить борьбу лишь после пары неудач, точно ничего не добиться! Остановка равна поражению, ведь никто не знает, после какой попытки придет успех». Следование четко выстроенной стратегии «дает спокойствие, стабильность и уверенность в том, что все получится». 

При этом, «нельзя выбрать одну стратегию и следовать ей всю жизнь. Меняются задачи, меняются факторы внешней среды, и где-то надо быть более жестким руководителем, где-то – более демократичным». Важно научиться делегировать полномочия, грамотно планировать бизнес-процессы и использовать в своей деятельности системный подход. Постоянное саморазвитие важно для руководителя, как бы банально это не звучало.

Держа в голове немыслимое количество дел, проблем, вопросов и их решений, «руководитель вуза, бесспорно, должен быть драйвером изменений и лидером, вовлеченным всем сердцем в жизнь университета – говорим ли мы о проектировании долгосрочной стратегии или о недовольстве отдельного родителя. Руководитель вуза – это не столько топ-менеджер, сколько мать и отец большой университетской семьи». 

Дальновидность лидера объединяет людей вокруг общей цели, превращая усилия команды в хорошо скоординированную работу. «Главное, уметь не только прислушиваться, но и направлять их мощную творческую энергию в нужном направлении, искать точки соприкосновения и порой идти на компромиссы».

Оксана Линник:

– Если бы меня спросили 20 лет назад, когда я только пришла работать в вуз старшим преподавателем, хочу ли стать его руководителем, я ответила бы «нет». Но и тогда уже ответила бы «да» на вопрос: хочу ли я, чтобы вуз стал лучше и многого достиг? Мне близка управленческая стратегия роста и развития, когда каждый день наш институт и наша команда становятся лучше, чем были вчера. Работа над собой – тяжелый труд, но он однозначно дает результаты как во внешней среде, так и внутри организации.

Екатерина Харченко:

– Еще один важный фактор успеха руководителя – это личная ответственность за все, что происходит в твоей организации, структурном подразделении, проекте. Без этого не будет результата. К сожалению, немногие готовы принять ответственность на себя, нести ее за сложные решения, не все умеют сказать «нет».

Екатерина Каменева:

– Портрет руководителя вуза (я говорю о ректоре и членах ректората), по моему мнению, должен быть таким: это искренний трудоголик-энтузиаст, любящий людей и свое дело, непременно порядочный и честный человек, умеющий и постоянно берущий на себя ответственность и за принимаемые решения, и за свою команду, и за результаты своей работы.

Роза Ахмадиева:

– Могу предложить формулу эффективности менеджера, которая легко угадывается в современных женщинах, занимающих высокие посты в госуправлении, в бизнесе, в образовании, в социально-гуманитарной деятельности: личное обаяние, образная и стилистически грамотная речь, подтвержденные дипломами и званиями профессиональные компетенции, широкая эрудиция.

– Сегодня нужно делать то, что другие будут делать завтра – наша главная стратегия, и именно она постоянно подталкивает нас к получению новых компетенций, к диверсификации своих научных интересов, приоритетов личного и профессионального развития.

Основным предназначением Омского ГАУ как аграрного университета со дня его основания в 1918 году было и остается распространение культуры качества, экологической культуры и гуманистических ценностей в профессиональной среде и социальном окружении.

К примеру, с 2021 года на базе университета действует карбоновый полигон, среди задач которого в том числе и разработка инструментов оценки углеродного следа при производстве сельскохозяйственной продукции. Проект по оценке экологических отпечатков и расчету карбоновых тарифов при производстве сельскохозяйственной продукции имеет стратегическое значение для обеспечения планомерного перехода к экономике будущего. Данный проект в числе других шести научно-инновационных проектов Омского ГАУ включен в программу развития созданного в Омской области научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня.

Блиц-опрос:

Интервью:

– Наша задача – не сбавлять своих позиций, а план максимум – стать крупнейшим университетом области по количеству студентов, по объему бюджета и по доле средств, вырученных от научных исследований и разработок.

Расскажу о своей идее, о том, что хотела бы организовать. К нам в Череповец приезжал «Онкопатруль» Национального медицинского исследовательского центра радиологии. От руководителей проекта мы узнали, что в стране остро стоит вопрос о донорстве костного мозга. Меня поразило, насколько эта процедура сейчас упростилась в плане процесса сдачи материала от потенциального донора. 

Мы договорились с коллегами о том, что «Онкопатруль» еще раз приедет в Череповец, в Череповецкий государственный университет, чтобы рассказать студентам о донорстве костного мозга и организовать сбор материала. Убеждена, что это был бы наш вклад в решение действительно большой проблемы.

Блиц-опрос: 

Интервью:

– Обладая большим опытом работы на различных уровнях в системе высшего образования и науки (прошла путь от ассистента-аспиранта до ректора вуза, была председателем диссертационного совета, научным руководителем, работала в органах исполнительной власти), то понимаю все задачи и проблемы, которые можно решать на законодательном уровне.

Продолжаю взаимодействовать с вузами и научными организациями не только Курской области, но и всей России. Прежде всего на местах общаюсь не только с руководителями, но со студентами, преподавателями, учеными. Понимаю, чем они живут, какие стоят задачи, какие проблемы надо решать.

У нас, женщин, в крови помогать другим и делать добро, я знаю очень многих бизнес-леди, ректоров вузов, женщин-политиков, которые помимо основной профессиональной деятельности реализуют общественно значимые инициативы, занимаются благотворительностью, создают фонды. 

Женщины-предпринимательницы сейчас объединяются и делают очень много добрых дел для беженцев, семей мобилизованных, самих военнослужащих, очень многие женщины после работы, например, шьют одежду. В «Единой России» открыто женское движение. 

По моей инициативе создана НКО «Вместе сделаем больше», которая проводит конкурс выпускных квалификационных работ студентов вузов как стартап-проектов. Мы находим финансирование из внебюджетных источников и выделяем гранты талантливым выпускникам вузов, которые хотят реализовать свои предпринимательские инициативы.

Блиц-опрос:

Интервью:

Конкурентоспособный университет

Говоря о конкурентоспособности университетов и реализации третьей миссии, наши участницы рассказали, какими результатами они и их команды могут гордиться. Со своей стороны добавим, что повод для гордости есть у всех жителей регионов, где вузы вносят значительный вклад в развитие территорий. Проекты, реализуемые вузами, так или иначе связаны с социально-экономическим развитием региона и страны. Особенно остро это востребовано и значимо в сегодняшних реалиях.

Университет сегодня «объединяет общество, власть, бизнес, активных и неравнодушных людей для достижения стратегических целей государства. Конкурентный вуз – это не просто стены, оборудование, приборы и прочие материальные активы». Это не только цифры, показатели, прибыль, рейтинги. Прежде всего, это люди, профессионалы своего дела, которые постоянно ставят амбициозные цели, развиваются сами и развивают свою образовательную организацию. 

Конкурентоспособность – величина не постоянная. «Это как кататься на велосипеде – чуть перестал крутить педали, и можешь отстать, а то и упасть. Успешно «крутить педали» в массовой гонке, удерживая лидерство, можно, имея системообразующие факторы: востребованность выпускников, постоянная теснейшая связь с работодателями, качество образовательного процесса. Конкурентоспособный вуз – это вуз, которому доверяют самое ценное – судьбу своих детей!» 

«Истинная цель университета – развитие не столько профессиональное, сколько личностное, генерация знаний, сохранение традиций и культурного наследия. А это очень трудно измерить отчетами и рейтингами.

Будущее успешных университетов не в конкурентной борьбе, а во взаимовыгодном сотрудничестве в деле формирования единого и качественного образовательного пространства. Нам пора переходить от конкуренции к взаимодействию и гармонизации».

Создаем сильную команду

Когда-то очень точно Исаак Ньютон проиллюстрировал мысль о том, что сила лидера заключается в сильной команде: «Я видел дальше других лишь потому, что стоял на плечах гигантов». 

Создать механизм, который эффективно и целенаправленно решает разные задачи, не прибегая к постоянному вмешательству – мечта любого руководителя. Увидеть, добьется ли команда успеха, можно, оценив роль каждого в ней, и его понимание принадлежности к чему-то большему. «Важно понимать, что умение договариваться – это еще не значит быть командой. Собрать группу людей, где у каждого есть свой KPI, и назвать их командой – это тоже не значит быть командой. Сразу можно сказать, кто не командный игрок – это тот, чьими словами будут: «А почему я?», «Это не моя сфера ответственности», «Мне все равно». Сильная команда – это единомышленники, дополняющие друг друга компетенциями, профессиональными навыками и опытом. 

Важно научиться радоваться успехам – своим и команды. «Нельзя акцентировать внимание только на задачах и способах преодоления барьеров. Нужно публично отмечать успехи сотрудников абсолютно всех категорий, использовать разнообразные формы поощрений. Ощущение персональной принадлежности к общему результату может быть для человека отличным стимулом дальнейшей самореализации, получения новых благ и того самого ощущения внутреннего счастья».

Екатерина Целикова:

– Для создания высокорезультативной команды необходимо понимать, какой результат должен быть достигнут. Исходя из образа этого результата, четко формируется представление о том, какие люди нужны в команде. Есть сотрудники, которые могут быть креативным и фонтанировать идеями, другие умеют их реализовать и довести до конца, кто-то способен увидеть недостатки в общих предлагаемых идеях. Поэтому так важен образ результата.

Оксана Линник:

– В нашем случае малого камерного вуза, каждый член команды уникален – он замыкает на себе целую функцию, а порой две-три. При выпадении члена команды, мы можем потерять функцию, а значит работоспособность вуза. Вот почему каждый в команде по своему направлению должен быть «номер один». 
По оси Y мы прирастаем поколениями, в команде дополняют друг друга наши старожилы, стажисты – это скрепы традиций и опыта, а также молодежь и юниоры – активные, пытливые и смелые члены команды. По оси Z мы получаем трехмерность и объемность благодаря партнерам, которые наполняют команду новыми идеями, решениями, ресурсами.

Оксана Шумакова:

– В свою очередь, руководителю необходимо, мотивируя к действию, использовать различные формы социальной и материальной поддержки. Считаю, что ректору очень важно не зацикливаться на представительской функции, которая безусловно важна для первого лица вуза, но для команды не может быть весомым аргументом эффективного взаимодействия.

Находим собственный стиль управления

Поскольку наш проект о женщинах и для женщин, руководящих большими коллективами и ведущих серьезные проекты, мы решили узнать о том самом «женском» подходе в менеджменте. Как гендерный фактор влияет на стиль управления и в чем его специфика. 

Как было правильно замечено, «управлять – значит принимать взвешенные решения, которые могут затрагивать большое количество людей и иметь далеко идущие последствия. Для этого, помимо «больших данных и аналитических способностей», требуются твердость духа и умение идти на осознанный риск, не проявляя излишнюю эмоциональность. Традиционно эти качества считаются мужскими». Но, позволим себе обобщить, нашим героиням довольно успешно удается применять их на практике. При этом чувства сострадания, причастности в выстраивании внутренних и внешних коммуникаций не мешают, а повышают степень доверия к первому лицу и организации в целом. Умение распознавать эмоции, работать с ними позволяет женщинам-руководителям видеть то, что люди не сказали словами.

Сегодняшняя модель поведения в бизнесе не зависит полностью от половой принадлежности или гендерных характеристик. Ключевым здесь выступает само понятие «управление» или «менеджмент». В идеале, независимо от гендера, руководителю необходимо знать и владеть и «женским», и «мужским» подходом. Профессионализм и постоянное самосовершенствование – главные факторы успеха и эффективности управленца. 

Женщина является хранительницей семьи и относится с большой любовью к своей работе, коллективу. Иногда принимаемые решения кажутся алогичными с точки зрения мужчины, но результат доказывает обратное.

Екатерина Целикова:

– Когда становишься руководителем, ты, безусловно, помнишь, какие варианты поведения имеются, и это полезный опыт. Но в целом, при принятии управленческих решений я руководствуюсь объективными данными, склоняюсь к тому, что женщины больше обращают внимание на детали. Это позволяет продумывать свои решения на несколько шагов вперед.

Саргылана Игнатьева:

– Женщина по своей природе – созидатель и хранитель семьи. В глобальном смысле она хранитель мироздания, баланса и равновесия в мире, что помогает женщине-руководителю поддерживать внутренний климат в коллективе. 
Это особенно важно для творческого вуза, где наиболее высока концентрация ярких, талантливых, подчас эмоциональных людей. Поэтому очень важно терпеливо выслушать коллег, понять разные мнения, подходы, позиции и, в конечном счете, принять самое оптимальное решение для пользы дела.

«Руководитель не имеет права останавливаться и опускать руки. Если бросить борьбу лишь после пары неудач, точно ничего не добиться! Остановка равна поражению, ведь никто не знает, после какой попытки придет успех»

– Арктический государственный институт культуры и искусств является единственным творческим вузом в России, деятельность которого направлена на возрождение, сохранение и преемственность культурного наследия народов, населяющих Север и Арктическую зону нашей страны.

Я очень дорожу региональным проектом «Образование + Культура». В основе его концепции лежит идея основоположника якутской литературы, мыслителя А.Е. Кулаковского о воспитании духовно и физически здорового поколения, ответственного за судьбы родной земли. Вокруг этой идеи мы смогли объединить три вуза: АГИКИ, Чурапчинский институт физической культуры и спорта и Агротехнологический университет. Наши совместные выезды в улусы (районы) республики, проведение круглых столов, стратегических сессий, спортивных соревнований, мастер-классов, концертов, выставок, спектаклей вызывают большой общественный резонанс, систематизируют и корректируют работу вузов, начиная от профессиональной ориентации школьников до трудоустройства выпускников.

Почему интерес к нам не иссякает даже спустя 20 лет? Мы выстраиваем стратегию на создание позитивной арктической идентичности в суровых условиях холода, на продвижение креативной среды Арктики. Наука вуза направлена на изучение геокультур территории, арктической цивилизации, человеческого капитала культуры, дизайна кодов, урбанистики пространств Севера. За долгие годы выстроена эффективная система воспитания особого креатокласса, нацеленного в большей степени не на потребление, а на созидание.

Блиц-опрос:

Интервью:

– Я хочу признаться в любви... Финансовому университету, делу моей жизни, коллегам и студентам, нашим планам и проектам, спорам и разногласиям, идеям и победам. Университет – это наша Вселенная, наш дом, где мы, отдавая дань прошлому, соблюдая традиции, строим вместе будущее России.

Сегодня новые социальные проекты Финансового университета связаны с событиями СВО и изменениями геополитики. Запускаем проект «Новые территории образования» через организационно-методическую поддержку образовательной деятельности для вузов новых субъектов РФ, включая обеспечение стажировок преподавателей и сотрудников в Финансовом университете. 

Еще один важный проект «Герои России» направлен на реализацию комплексной программы, которая обеспечит социальную адаптацию, профессиональную подготовку, переподготовку, содействие занятости, реабилитации и психологическое сопровождение лиц, участвовавших в специальной военной операции.

Блиц-опрос:

Интервью:

– Я бы сказала, что культура находится на переднем крае всех современных изменений: цифровизации, развития виртуальной реальности, новых технологий. В таких условиях наш вуз приобретает особенную миссию собирателя, хранителя и ретранслятора народных традиций, промыслов, укладов.

Казанский государственный институт культуры вошел в число 26 творческих российских вузов, где созданы площадки для реализации проектов креативных команд молодежи (Центры прототипирования). Благодаря работе инжинирингового центра, институт стал проектным офисом, координатором деятельности всех участников. Для Татарстана это большая честь.

Мы проводим ряд больших социально ориентированных конкурсов: всероссийский конкурс «Я могу! Творчество без границ», «Абилимпикс» для детей с ОВЗ. Активно участвуем в различных акциях, в том числе для участников СВО. Посещаем с концертными номерами и мастер-классами дома ребенка, детские реабилитационные центры.

Стараемся идеями и делами участвовать в достижении целей федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» и федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура».

Блиц-опрос:

Интервью:

Справляемся с многозадачностью

Хотя данные исследования немецких ученых [1] говорят, что никто не многозадачен, распространено мнение, что женщины лучше справляются с многозадачностью, чем мужчины. В контексте нашего мини-обзора, под термином «многозадачность» мы подразумеваем способность руководителя выполнять несколько дел одновременно, причем выполнять их без потери качества. Но возможно ли такое на самом деле? 

Мы не откроем секрет, если скажем, что женская многозадачность связана с колоссальной работоспособностью, дамы могут выполнять совершенно разные функции и не боятся брать на себя ответственность. А «личностные коммуникации, которые женщина может очень эффективно налаживать как внутри организации, так и с внешней средой, повышают эффективность управления».

Для руководителя естественно находиться в режиме многозадачности. «Нельзя быть в какой-то момент эффективным, а в какой-то – нет. Ежедневно приходится решать множество разнообразных задач, причем разных по уровню сложности, по уровню осмысления рисков».

Как справиться с многозадачностью и не выгореть при этом? Мы обобщили опыт участниц проекта.

  • Чтобы быть эффективным в условиях многозадачности, необходимо серьезно подойти к подбору кадров и четкому распределению их обязанностей. 
  • Подумать, как уйти от многозадачности посредством четкого планирования, концентрации на действительно важных и требующих личного участия ректора вопросах, и, конечно, умения делегировать решение задач коллегам. Здесь важно не бояться доверять в условиях «информационного шума» и влияния различного рода регуляторов на текущий ход событий.
  • Важно расставить приоритеты и не допускать одновременно нескольких активностей – необходимо держать полную концентрацию на одном деле, хотя бы какое-то время. 
  • Выстроить правильный таймлайн реализуемых проектов.
  • Осуществлять текущий и постоянный последующий контроль.
  • Успевать делать работу в рабочее время. Во внерабочее время заниматься семьей, спортом, хобби.

Роза Ахмадиева:

– Составляю еженедельные планы работы, в которых выделяю отдельное время на приоритетные задачи, перспективные задачи, текущие системные задачи, намечаю ответственных соисполнителей. В течение дня чередую рабочие интервалы по два часа с десятиминутными перерывами на отдых. 

Екатерина Каменева:

– Несколько раз было такое, что я одновременно участвую в двух ВКС (по одному наушнику от каждого совещания в ухо), на телефоне в мессенджерах веду рабочую переписку, тут же просматриваю почту, делаю заметки в блокноте и подписываю срочные документы. Такая ситуация, конечно, вряд ли гарантирует высокую эффективность каждого моего действия. Но сегодня интенсивность и скорость жизни такова, что я часто мечтаю о клонировании себя и членов моей команды.)))

Находим баланс личного и профессионального 

«Эффективная команда сотрудников и семья – два тыла, которые в равной степени необходимы для комфортной жизнедеятельности, ощущения личной и профессиональной полноценности, востребованности».

Восполнение эмоционального ресурса для сох­ранения эффективного управления – важный момент в работе руководителя. Здесь ответственность лидера состоит в том, чтобы не только отдавать энергию своей команде, но и научиться брать ее извне. Привести себя в ресурсное состояние помогают разные практики. Тут главное – найти свои. 

Книги, любимое хобби, спорт, театр и общение с эрудированными, талантливыми людьми – все это «стимулирует работу мозга, укрепляет физические кондиции организма, лучше всяких антидепрессантов защищает от стрессов, помогает преодолевать неизбежные последствия работы в многозадачном режиме».

Екатерина Харченко:

– Когда ты видишь результаты своей работы и понимаешь, что можешь сделать больше – помочь людям, обществу, своей отрасли, организации, то вечером после работы у тебя открывается второе дыхание. Ты готова варить борщ, жарить котлеты, наводить уют в доме, общаться со своими близкими, уделять им внимание и помогать, проводить вместе время. При этом очень важна поддержка близких и семьи. 

Я, например, всегда чувствую поддержку свой семьи, и не только на словах. Подтверждением тому стали и выборы в Государственную Думу, и защита диссертации, и разные сложные энерго- и ресурсозатратные проекты, которые я реализовывала. На конкурс «Лидеры России. Политика», в котором я победила, меня направил муж. Это он рассказал мне о конкурсе и поверил в мою победу. С моим сыном, который мне друг и единомышленник, я очень часто советуюсь, в том числе и по профессиональным вопросам.

– Филиал – это университет в миниатюре, где концентрация идей и талантов должна компенсировать отсутствие эффекта масштаба.

У Снежинского филиала легендарного МИФИ качественная генетика, доставшаяся от основателей отечественного атомного проекта, помноженная на трудолюбие и целеустремленность современной команды, действующей под лозунгом «Что бы ни придумали конкуренты, мы должны сделать лучше».

Если говорить о перспективах, то развитие СФТИ НИЯУ МИФИ в ближайшее десятилетие я вижу как развитие центра инженерно-исследовательских и городских компетенций. И если подготовка инженерно-исследовательских кадров была и остается приоритетом номер один, то пул городских компетенций связан с реализацией новых образовательных программ по подготовке медицинских и педагогических кадров для городов присутствия предприятий Госкорпорации «Росатом». Медицинская сестра или воспитатель детского сада – профессии с женским лицом. И это еще один феномен социального проектирования в техническом вузе, который позволяет сбалансировать номенклатуру «мужских» и «женских» специальностей, а главное, способствовать повышению качества жизни в закрытых городах. 

Поставленная цель – развитие филиала как «университета в миниатюре» – уверена, нам по силам. Эту уверенность поддерживают, в частности, и результаты мониторинга эффективности деятельности вузов. СФТИ НИЯУ МИФИ четыре года подряд удерживает лидерство среди вузов Челябинской области, входит в тройку вузов-лидеров по Уральскому федеральном округу и в первую лигу вузов России.

Блиц-опрос:

Интервью:

– Сегодня Красноярский аграрный университет стоит в авангарде аграрных преобразований. На региональном уровне университет ставит перед собой цель – стать драйвером развития для агропромышленного комплекса Красноярского края и Сибирского федерального округа.

Истинная сила университета держится на коллективизме, общности обучающихся и обучающих, общих научных корнях, выходящих за пределы отдельных дисциплин, на осознанном сплочении науки, технических и административных услуг.

Миссия Красноярского аграрного университета заключается в подготовке специалистов новой генерации и разработке научно-инновационных технологий для устойчивого социально-экономического развития территорий и повышения эффективности агропромышленного комплекса Восточной Сибири.

В университете более девяти тысяч обучающихся по различным направлениям подготовки и замечательный профессорско-преподавательский состав. Наша общая цель – развитие агропромышленного комплекса и формирование идеологии новой российской деревни, нового типа общественного сознания и мышления, понимания значимости и перспектив развития сельских территорий.

Блиц-опрос:

Интервью:
запланировано в одном из следующих номеров «АО»

– Государство испытывает острую необходимость в специалистах, которые могут укреплять экономику, внешнюю и внутреннюю политику страны с учетом смены геополитического вектора. Россия держит курс на Восток и Азию. Дипломаты, менеджеры, журналисты, педагоги, специалисты полного социогуманитарного цикла со знанием языков стран СНГ, арабского, китайского языков, а также истории и менталитета стран-партнеров, эффективных стратегий медиации – это сегодня золотой кадровый фонд нашей страны. Без них невозможно выстроить грамотную и взаимовыгодную коммуникацию, смоделировать бизнес-цепочки, укрепить безопасность границ, совершить цивилизационный прорыв. 

Именно такие кадры готовит Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова – вуз, который всегда держит руку на пульсе государственной политики.

Цель НГЛУ в том, чтобы к 2030 году 50% ученых университета составляли молодые исследователи, которые будут входить в состав молодежных проектов таких международных организаций, как ШОС и БРИКС, являться лидерами изменений в целях устойчивого развития России.

Блиц-опрос:
«АО» № 1 (141) / 2023  
«АО» № 2 (142) / 2023  
«АО» № 3 (143) / 2023 
«АО» № 4 (144) / 2023 

Интервью:
запланировано в одном из следующих номеров «АО»

Гости проекта

Во втором сезоне порассуждать о движущей силе коллектива, гендерном равновесии и о том, как не выгореть руководителю при огромной нагрузке, мы пригласили гостей проекта «Первые леди». Читайте полные интервью в журнале.

Галина Мерзлякова
Галина Мерзлякова
Ректор Удмуртского государственного университета (АО №140)

– За все время работы в сфере образования я поняла, что главная ценность вуза заключается в людях, в уважительных отношениях между ними. Сегодня я работаю с замечательным коллективом, командой профессионалов, с которой мы смотрим в одном направлении. Такая позиция руководителя, безусловно, мотивирует специалистов, им важна поддержка, поощрение, оценка их труда. 

Я уверена, что какой бы высокой ни была нагрузка, умение выдержать и не потерять себя настоящую определяет многие победы – не только личные, но и университетские. В идеале женщине-лидеру необходимо соединять эмоции и рациональность. 
 

Татьяна Заболотских
Татьяна Заболотских
Ректор Амурской государственной медицинской академии (АО №142)

– Считаю, что очень правильное слово сейчас стали употреблять и по отношению к ректорам «лидер». Лидер – это тот, кто ведет за собой и вдохновляет, кто четко обозначает своей команде цели и показывает путь, кто заряжает энергией и силой для преодоления трудностей. Знаете, я на каждый наш ученый совет или конференцию выхожу, как на сцену. Кроме понятных управленческих задач для меня важна эмоциональная составляющая работы с коллективом. Нужно и четкие оценки работы дать, покритиковать, но и обязательно вдохновить, подбодрить – без этого люди «гаснут». Чтобы идти вперед верным курсом, нужно жить одним дыханием со своими сотрудниками.

Женщине сложнее подняться к профессиональным вершинам, ведь на ней ежедневная забота о семье и детях. Но женщины все могут. Доказывают это и мои коллеги-ректоры ведущих вузов, которые успешно работают и развивают науку и высшее образование.

Ирина Шереметьева
Ирина Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета (АО №142)

– Себя как руководителя однозначно считаю частью большой команды. Руководителю важно не забывать, что подчиненные – взрослые, состоявшиеся люди со своими интересами. Важно знать потребности своих сотрудников, уметь их выслушать, обсудить любую проблему. Ведь, как известно, счастливые люди работают намного эффективнее. 

Вести за собой команду единомышленников позволяет гибкое мышление и открытость к переменам. Не нужно бояться что-то менять и не нужно держаться за неэффективные и старые методы работы. Если есть то, что можно улучшить, это обязательно нужно сделать.

Еще несколько десятилетий назад гендерное неравенство было более заметно в сфере высшего образования. Это видно очень четко: когда идешь по университету и смотришь на портреты профессоров, то видишь почти сплошь мужские лица. Сегодня ситуация несколько изменилась.

Считаю, что для нашего университета гендерное соотношение, примерно 50 на 50, является оптимальным. Сочетание мужских и женских качеств: трезвый расчет и интуиция, склонность к риску и осторожность – дает дополнительные преимущества в развитии вуза.

Татьяна Улитина
Татьяна Улитина
Директор Трехгорного технологического института НИЯУ МИФИ (АО №143)

– Мне повезло, много лет я член коллектива профессионалов, обладающих необходимыми компетенциями и мотивацией, способных эффективно решать задачи, заданные стратегическими ориентирами вуза. Дорожу доверием своих коллег и стараюсь, чтобы они ярко проявляли свои способности, усиливая сильные стороны друг друга и компенсируя слабые. 

Секрет успешных проектов вижу в обязательном проведении рефлексии, неудовлетворенности результатом, умении развернуться к преграде лицом и идти ей навстречу, постановке высоких стандартов. И только тогда, примерив капитанский китель, просчитав путь согласно морским течениям и розы ветров, можно выходить в море, ловя ветер в парусах.

В образовательной повестке женщине-руководителю давно принадлежит «пальма первенства». Требовательность к себе, повышенное чувство долга, обязательность, способность выдерживать эмоциональные нагрузки и противостоять усталости – таковы моральные стандарты и правила женского стиля руководства.
 

Как стать счастливым? 

Руководя огромными коллективами, ведя успешные и востребованные обществом проекты, являясь лидерами изменений в образовательном пространстве, наши героини умеют восполнять ресурсы и имеют свои источники вдохновения. На ощущение счастья влияют многие факторы: путь к своей мечте, профессиональный рост, достижение определенных результатов в работе и их масштабирование, успешное развитие компании, отрасли, сферы, в которой работаешь, отношения в семье, помощь другим людям... И нужно научиться видеть и фиксировать моменты счастья. Это чувство может возникнуть после «упорного движения к поставленной цели вместе со своей командой» или в повседневных заботах. Оно «дает человеку радость, силу и энергию созидания».

И в завершение приведем совершенно точное, на наш взгляд, описание роли университета в жизни общества российского ученого-правоведа и писателя Владимира Алексеевича Томсинова [2]:

– Университет имеет в России значительно более широкое значение, нежели на Западе. В стране, столь удивительно разнообразной по этническому составу населения, по множеству языков, по уровню и характеру экономической жизни, такой огромной по территориальной протяженности, какой является Россия, Университет выполняет помимо прочего еще и важную цивилизационную функцию – он скрепляет собой нашу страну, создает единое культурное поле, на основе которого только и может существовать прочный государственный организм. 

Университет составляет поэтому один из главных устоев российской государственности, Русской цивилизации. Если хотите сберечь Россию – эту удивительную страну-мир, страну-цивилизацию – берегите российский Университет.

Обзор подготовила Елена Клешнина

[1] www.sciencealert.com/women-aren-t-better-multitaskers-than-men-they-re-just-doing-more-work?perpetual=yes&limitstart=1&fbclid=IwAR09zidB7rEE2F0jO7WEJk7UcLWzKTBXZNwbpVSeJVqWjzv1-zy61r6SS_8

[2] Роль Университета в жизни общества, журнал «Этнос и право», 2016

21.06.2023
Наверх