Спецпроект "Первые леди" журнала "Аккредитация в образовании": Третья миссия

Первые леди

Третья миссия

Вузы реализуют не только образовательную и научную, но и так называемую «третью миссию», участвуя в социально-экономическом развитии страны и регионов. Сегодня говорим с участницами проекта об инициативах и результатах социально значимых преобразований, проводимых университетами.

Саргылана Игнатьева

ректор Арктического государственного института культуры и искусств

– АГИКИ – инициатор крупных общест­венно-значимых проектов Республики Саха (Якутия).

Социально-образовательный проект «Образование + Культура», инициированный АГИКИ, объединил вокруг идеи проекта еще два вуза – АГАТУ, ЧГИФКиС. Проект продвигает идею притока выпускников вузов для жизни в сёлах улусов. Для этого создаются сетевые площадки университетов по направлениям культуры, искусства, физической культуры и сельского хозяйства, проводятся научные исследования. Например, АГИКИ разработал концепцию развития культуры Нюрбинского улуса на основе культурного кода нюрбинцев.

Вузами организуются стратсессии, олимпиады, проекты по выявлению и поиску талантов. Также АГИКИ курирует кластерное развитие культурного капитала территорий, в Оймяконском улусе проводит международную школу Чысхаана – хранителя холода. Участвует в продвижении музейных проектов, разработал виртуальные музеи республики. АГИКИ – автор дизайна модельных библиотек региона. Активно участвует в цифровизации культурного наследия народов Якутии. 

Впереди нас ожидает еще больше проектов, направленных на позиционирование каждого района республики с учетом их культурных особенностей. Для нашего вуза это одна из ключевых целей по трансформации восприятия Арктического мира на планете. Якутия, являясь значимой ее частью, должна будет стать отправной точкой преобразований. Наш опыт и человеческий капитал в лице преподавателей, студентов и выпускников станет в этом деле большим подспорьем.

Екатерина Каменева

проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

– Третья миссия университета выражается в социальной ответственности деятельности вуза через неравнодушие к проблемам общества, города, региона, страны. Реализация социальной ответственности университета идет неразрывно с воспитательной компонентой образования. Я считаю, что главный элемент социальной ответственности вуза перед обществом и государством – это воспитание молодежи – через учебный процесс, внеаудиторную работу, участие в социальных проектах.

В Финансовом университете сформирована эффективная система управления внеаудиторной деятельностью обучающихся. Практически каждый студент вовлечен минимум в одну творческую или спортивную активность за рамками учебного процесса. Для этого у нас работают 19 творческих коллективов и студий, 17 клубов по интересам, Студенческий совет, спортивные секции и сборные команды по 56 направлениям.

Наш волонтерский центр – финалист многочисленных всероссийских конкурсов: на «Лучший студенческий волонтерский центр Москвы», на лучший студенческий волонтерский центр в рамках Всероссийского фестиваля «Добрые Люди», «Доброволец Москвы 2021» в номинации «Добрая команда. Вуз». Традиционные мероприятия, встречи с интересными людьми, творческие вечера «раскрашивают» яркими красками студенческую жизнь и, безусловно, нацелены на развитие патриотизма, креативного мышления, на сплачивание и дружбу.

Отдельно следует сказать о поисково-патриотическом отряде «Памяти 13 дивизии Народного ополчения», деятельность которого была высоко отмечена Министерством обороны РФ. Ребята проводят поисковые экспедиции, участвуют в перезахоронении останков и поиске родственников падших красноармейцев, приводят в порядок мемориальные знаки и памятники, ведут музейную работу, в том числе, с архивами и картами времен Великой Отечественной войны.

Ежегодно Финансовый университет реализует десятки социальных проектов.

В текущем учебном году очень актуальны вопросы гуманитарной помощи – около 5 млн рублей собрано сотрудниками и студентами Финансового университета для Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского, на которые будет закуплено медицинское оборудование для лечения и реабилитации больных с обширными ожогами. 266 коробок весом почти 5 тонн гуманитарной помощи собрано для жителей освобожденных территорий. Например, завтра в Северодонецкую больницу поедут медикаменты, МФУ, катриджи, матрасы…

В настоящее время в Финансовом университете предусмотрены меры поддержки обучающихся, члены семей которых принимают (принимали) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, а также обучающихся, переведенных из вузов указанных территорий.

Многие проекты и конкурсы носят социальный окрас. Например, конкурс стартапов, организуемый ежегодно совместно с Росбанком, в качестве одного из критериев стартапа заявляет социальный аспект – благотворительность, помощь, участие. Студенты, задумывая свой собственный бизнес, учатся делать его изначально социально ответственным.

Оксана Линник

руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ

– Как вуз-ключевой партнер ГК «Росатом» мы играем заметную роль в своем регионе – Челябинской области. Несмотря на то, что на Снежинской площадке НИЯУ МИФИ обучается всего 1100 студентов, вуз отличает высокий удельный вес контингента в общей численности челябинских студентов по ряду важных для региона направлений: 100% физиков-ядерщиков, 50% конструкторов вооружений и 30% приборостроителей на территории Челябинской области готовит Снежинский физтех. 

Последние годы вуз активно включился в городскую повестку закрытых городов Росатома, а их три на территории Челябинской области. Рядом с инженерами-физиками, математиками, конструкторами и технологами гармонично появились педагоги, медики и специалисты городского хозяйства и экономики. Трогательно было выпускать первых воспитателей детских садов, которые все успешно трудоустроены, а в ближайшие годы ждем «первенцев» среднего медперсонала для ФМБА. 

Наше студенчество – драйвер городских сообществ Росатома. В стенах вуза из студенческого в народный вырос вокальный коллектив «Матреха», победитель Всероссийской студенческой весны. За последнее десятилетие в вузе успешно возрождены стройотряды. Три года подряд они становятся лучшими в Челябинской области, а по итогам летней целины 2022 года стали лидерами стройотрядов ГК «Росатом». 

«Мифистов мало, но они везде» – это про снежинских студентов, которые возглавляют молодежный парламент города, участвуют и побеждают на парламентских дебатах Законодательного собрания Челябинской области.

Жанна Никонова

ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

– Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, в 2022 г. отметивший своё 105-летие, ведет активную работу по реализации третьей миссии университета, направленной на достижение стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации и Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, неизменно сохраняя статус федерального и регионального центра лингвистического образования и межкультурных коммуникаций. В фокусе масштабных мероприятий НГЛУ – сохранение и развитие человеческого капитала, информационная безопасность, научно-технологическое развитие, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, взаимовыгодное международное сотрудничество. 

Участие в федеральном проекте «Новые возможности для каждого» обеспечило профессио­нально ориентированную лингвистическую подготовку более 5000 специалистов разных профессиональных сфер региона и страны. Реализация федеральных проектов «Учитель будущего» и «Современная школа» позволила повысить квалификацию более 2000 школьных педагогов Нижегородского региона на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства. Апробированные в федеральных проектах прорывные практики лингвистического образования тиражируются в другие регионы. 

За 2020-2022 гг. НГЛУ им. Н.А. Добролюбова получил статус трех федеральных инновационных площадок. На территории университета функционирует «Точка кипения НГЛУ» – пространство полилингвальной коммуникации, акселерации и стартап-сессий. Площадка стала местом проведения более 400 мероприятий, в том числе с международным участием и мероприятий, направленных на развитие технологического предпринимательства (разработку цифровых туристических продуктов, цифровой педагогики, цифровых продуктов для социального бизнеса, цифровых решений для эко-предприятий и экосферы в целом).  

За последние два года НГЛУ им. Н.А. Добролюбова стал инициатором создания четырех консорциумов: «Региональный кластерный консорциум по лингвистическому образованию», «Консорциум лингвистических университетов Российской Федерации и Республики Беларусь», «Научно-образовательный консорциум «Кадры для высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора базовых отраслей экономики», «Инноваториум по методике раннего обучения иностранным языкам».

Наталья Пыжикова

ректор Красноярского государственного аграрного университета

– Мы добились неразрывной интеграции всех трех университетских миссий. Многолетние усилия в деле кадрового обеспечения АПК привели к формированию общественных прослоек, влияющих на экономическое развитие и развитие сельских сообществ: большинство собственников, руководителей хозяйств, ведущие специалисты – это наши выпускники, впитавшие знания, культуру, жизненные смыслы, культивируемые в университете. Эти люди стоят на страже продовольственной безопасности, суверенитета страны, сохраняют традиционные ценности и цементируют всё наше общество, в том числе и урбанизированные слои. Ежегодно из университета выходит новое, энергичное, обогащенное новыми знаниями и последними достижениями науки пополнение этих рядов.

Наши ученые постоянно заняты диагностикой состояния сельских территорий и их всесторонним развитием. Ежегодно выполняется от 30 до 40 проектов, направленных на решение задач развития АПК и сельских территорий. Результаты проектов позволяют увидеть состояние и тенденции комплексного развития конкретных хозяйств и сельских территорий, откорректировать и принять системные решения, которые повышают устойчивость сельских обществ и экономическую эффективность хозяйств. Выполнены крупные (до 400 млн рублей) технологические проекты, направленные на формирование новых подотраслей, диверсификацию производства. Разработаны проекты стратегических документов: программа развития органического кластера, стратегия развития заготовки и переработки дикоросов. Есть проекты по благоустройству общественных пространств в нескольких районах края. А наш кампус – любимое место прогулок, занятия спортом и отдыха населения. 

Сегодня Красноярский государственный аграрный университет является эффективной площадкой, объединяющей субъекты агропромышленной отрасли края, и зарекомендовал себя для всех участников отрасли как надежный партнер!

Екатерина Харченко

депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, ректор Курской сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова в 2020-2021 годах

– В настоящее время в рамках реализации третьей миссии вузы участвуют в социально-экономическом развитии как своей территории, так и страны в целом. Вузы, ставшие победителями программ «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы», целью реализации стратегических проектов ставят достижения технологического суверенитета, подготовку инженерных кадров для устойчивого развития приоритетных отраслей промышленности, а также ускоренную трансформацию результатов фундаментальных научных исследований, конкретные конструкторские разработки и технологии, столь необходимые людям, обществу, экономике и государству.

Приведу в пример Курскую область. Юго-Западный государственный университет, второй год становясь победителем программы «Приоритет 2030», плотно сотрудничает с администрацией Курской области по программе энергосбережения, сотрудничает с Роскосмосом – запускают малые космические аппараты (группа спутников уже находится на орбите), и выполняют другие прикладные НИР для развития конкретных отраслей и секторов национальной экономики. 

Кроме образовательной деятельности, важной миссией университетов является формирование предпринимательского сообщества и развитие студенческих стартапов. Помимо того, что вузы активно оказывают содействие крупным корпорациям, они еще и создают инновации, конкретные технологии. Все это в рамках студенческих стартапов становится инновационным бизнесом, который помогает реализовать задачи импортозамещения.

Екатерина Целикова

ректор Череповецкого государственного университета

– Социальное участие вуза в модернизации региона лежит в основе программы развития Череповецкого государственного университета. Вуз взаимодействует со всеми городскими и региональными сообществами. С одной стороны, общественные активисты включены в реализацию проектов внутри университета, с другой стороны, мы воплощаем инициативы на площадках Вологодской области. 

Одной из наших ключевых задач является вовлечение школьников в научно-техническое творчество. В этом направлении мы работаем с центром «Импульс» (первый в России региональный центр по типу «Сириуса» в Вологде), с городскими и школьными кванториумами, с центрами образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в сельской местности и малых городах России. На базе университета действует Дом научной коллаборации им. академика И.П. Бардина – центр дополнительного образования для школьников и студентов СПО, профессиональной переподготовки для педагогических кадров.

Специфика исследований, проводимых в ЧГУ, позволяет оказывать содействие в развитии города и региона. К примеру, вместе с мэрией Череповца мы ежегодно реализуем социологические исследования. Экспертиза кафедры социологии и социальных технологий направлена на выявление конкретных показателей, которые необходимо улучшить в городе. Часть исследований проводится в рамках программы развития комфортной городской среды: мы участвуем в большинстве проектов по благоустройству. Стратегическими партнерами университета выступают компании: «Северсталь», «ФосАгро», ВолНЦ РАН, Благотворительный фонд «Дорога к дому».

Наши студенты передают свои компетенции как волонтеры, откликаясь на любые запросы от общественных организаций и жителей, на безвозмездной основе участвуя в мероприятиях, посвященных финансовой грамотности, информационной безопасности, внедрению технологий искусственного интеллекта и т.д. Преподаватели и сотрудники задействованы в качестве экспертов на конференциях, конкурсах и олимпиадах. 

Лучшие практики по вовлечению в научно-техническое творчество мы тиражируем на уровне страны, региона и города. Наша инициатива по созданию программы научно-технологического развития Вологодской области – это тоже выполнение «третьей миссии» университета, поскольку она повлияет на будущее всего региона.

Оксана Шумакова

ректор Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина

– Университет является активной единицей насыщенного университетами научно-образовательного пространства Омского региона, активным участником ресурсного кадрового центра «Агропищевой кластер Омской области», лесопромышленного и агробиотехнологического кластеров Омской области. 

В настоящее время Омский государственный аграрный университет является ключевым исполнителем региональной программы «Развитие АПК Омской области». Силами наших ученых и сотрудников реализуется целая совокупность приоритетных управленческих, образовательных, имущественных и иных комплексных и локальных проектов развития. Шесть научно-инновационных проектов вуза вошли в портфель проектов научно-образовательного центра Омской области. Если говорить о производственно-экономической эффективности, то около 40% посевных площадей в Омской области занято сортами селекции ученых нашего университета. 

Примеров деятельности вуза в качестве агента регионального влияния много. В этом году на городской выставке «Инновации года» Омский государственный аграрный университет представил инновационные разработки в двух номинациях: «Инновации в ресурсосбережении и экологии» и «Инновации в сельском хозяйстве». Омский ГАУ предлагает и реализует комплексные решения цифровизации АПК: «Агророботы», проекты «Цифровой двойник зерноуборочного комбайна», «Цифровое поле», «Умная теплица», «Цифровой двойник стада», проведение анализа космических снимков и данных с БПЛА для проекта «Карбоновый полигон» и другие. На базе Омского ГАУ в 2021 году был открыт второй в России карбоновый полигон, что позволило войти Омской области в закрытый перечень регионов России, активно продвигающих современную климатическую повестку, а также проводится научная программа развития карбонового полигона Омского ГАУ до 2030 года.

10.05.2023
Наверх