Этот спецпроект журнала, стартовавший в 2021 году, за несколько сезонов доказал устойчивый интерес читателей к центральной теме. Именно поэтому мы расширили его рамки, главными героинями стали женщины-руководители образовательных организаций профессионального образования. Поддержкой для новой редакционной инициативы стал не только читательский интерес, но и данные статистики: более половины директорского корпуса системы СПО сегодня составляют женщины. А также за последнее время произошло обновление кадров руководителей ссузов почти наполовину. Это ставит дополнительную задачу перед нами как СМИ: помимо информационного сопровождения деятельности образовательных организаций, считаем, необходимо широкое персональное представление лидеров СПО: их практик, позиций, взглядов и принципов. Полагаем, это будет полезным фактором для корпоративной сплоченности профессионального педагогического сообщества. Да и встречи на страницах журнала с сильным руководителем, представляющим опыт своего коллектива, инструменты эффективных решений, всегда интересны коллегам!
Гость третьего выпуска проекта – Ольга Кокош, директор Якутского технологического техникума сервиса им. Ю.А. Готовцева. Сегодня техникум, который она возглавляет с 2004 года, один из лучших в регионе.
Ольга Александровна Кокош, директор ГАПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский технологический техникум сервиса им. Ю.А. Готовцева», отличник системы образования РС (Я), почетный работник СПО РФ
директор ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса им. Ю.А. Готовцева»
– Успех приходит к тем, кто верит в него и смело идет навстречу трудностям!
Топ-3 профессиональных компетенций
Топ-3 личностных качеств
Одно из старейших учебных заведений профессионального образования республики. Основан в ноябре 1949 года. Реализует обучение по 13 специальностям и направлениям подготовки.
Ключевая роль в регионе
Готовит квалифицированные кадры для сферы услуг г. Якутска и Республики Саха (Якутия), активно содействуя их трудоустройству на предприятиях отрасли.
Является головной организацией профессионально-образовательного кластера «Индустрия гостеприимства», объединяющего 7 образовательных организаций СПО, 1 организацию ВО, Ассоциацию гостеприимства РС(Я) и 43 организации индустрии питания, туризма и гостеприимства.
Топ-3 лидерских достижений
Повод для гордости. О лидерском кейсе
АО. Ольга Александровна, давайте чуть подробнее рассмотрим одно из трех главных лидерских достижений, отмеченных в визитке техникума. Какое из них выделите особо? Какие факторы и управленческие решения легли в его основу?
– Одной из важных миссий современных образовательных организаций является создание всех необходимых условий для качественного обучения, в том числе и для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому хотелось бы чуть подробнее рассказать о проекте ЯТТС «Учебное предприятие как ресурс практико-ориентированного обучения для студентов с ОВЗ и развития производственной деятельности».
Проект вошел в «Программу развития техникума на 2021-24 годы» как одно из ее ключевых направлений и предусматривает достижение ряда целевых индикаторов. Так, доля обучающихся техникума, прошедших практику на базе учебных предприятий, должна вырасти с 30% (2020 г.) до 60% (конец 2024 г.), а доля студентов с ОВЗ, прошедших обучение на базе учебных предприятий, к концу 2024 года должна достичь 100%. Проект ориентирован и на достижение ряда других показателей, например, на активное использование данной производственной базы в профориентационных мероприятиях среди школьников, на рост – до 90% к концу 2024 года – доли выпускников ЯТТС, трудоустроенных по специальности, а также на увеличение доходов от учебно-производственной деятельности.
Осуществление проекта основано на моделировании реальных производственных условий для погружения обучающихся в профессиональную среду. Сегодня это происходит уже на 7 площадках учебно-производственного комплекса ЯТТС, который включает в себя кондитерский цех, пекарню, столовую, гостиницу, парикмахерскую, студенческое кафе, швейные мастерские. Здесь ребята приобретают столь необходимые практические навыки, на деле знакомятся с отраслевыми требованиями и стандартами, видят реальные плоды своего труда, тем самым укрепляясь в своем профессиональном выборе. Такие малые предприятия, созданные на базе образовательной организации, становятся эффективными стартовыми площадками для последующей работы выпускников на «большом производстве».
Добавлю, что это еще и создание рабочих мест, так как в рамках проекта на учебно-производственных предприятиях ЯТТС только за первые годы их работы было трудоустроено более десятка наших выпускников, в том числе с ОВЗ.
АО. Вы и ваша команда с каким главным вызовом, трудностью столкнулись на пути к этому достижению? И какие ответы, в том числе и нетривиальные, были найдены?
– Предварительный SWOT-анализ, который мы провели при разработке программы развития техникума, составной частью которого является и данный проект, выявил ряд потенциальных вызовов, например, риск недостаточного участия социальных партнеров в развитии материально- технической базы. Ответом на возможные риски стала выбранная коллективом ЯТТС проактивная позиция. Так, например, только в прошлом году техникум заключил 57 договоров о сотрудничестве по реализации дуального обучения с предприятиями-социальными партнерами.
В целом, в основе успеха развития УПК ЯТТС лежит консолидация административных, кадровых, образовательных усилий, нацеленных на результат.
«Ответом на возможные риски стала выбранная коллективом ЯТТС проактивная позиция».
Повод для размышлений. О сильных позициях
АО. На ваш взгляд, какие безоговорочно сильные позиции имеет сегодня Якутский технологический техникум сервиса?
– Прежде всего, это наш замечательный, постоянно развивающийся преподавательский коллектив. Сегодня 65 % педагогов ЯТТС имеют высшую квалификационную категорию, наши представители – участники и победители различных региональных и всероссийских профессиональных конкурсов, в том числе «Мастер года». По итогам мониторинга эффективности деятельности ПОО 2023 г. техникум вошел в топ-5 лучших образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).
Что в основе этой сильной позиции? Считаю, созданная и действующая в техникуме преемственность поколений: ветераны-наставники – крепкое среднее звено – молодые педагоги. Так происходит передача и распространение опыта. В коллективе поддерживается высокая мотивация к повышению квалификации, к развитию и совершенствованию.
АО. Согласно опросам представителей профсообщества, первую позицию по значимости для успешной деятельности организаций СПО занимает наличие крепких связей с работодателями, ведущими предприятиями отрасли, региона. Близки ли мы к выработке «общего языка», на котором могли бы договариваться индустриальное и педагогическое сообщества?
– К выработке «общего языка» ведет осознание общих интересов. Что способствует развитию крепких связей ЯТТС с ведущими предприятиями региона? Во-первых, знание кадровых потребностей республики и отрасли, во-вторых, активное партнерство через профессионально-образовательные кластеры, в-третьих, обязательная «настройка» образовательной деятельности – через целевой набор, организацию практик, оценку качества подготовки студентов и выпускников, выполнение ВКР и т.п. – на актуальные запросы работодателей.
«По итогам мониторинга эффективности в 2023 г. техникум вошел в топ-5 лучших образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)».
Повод для уверенности. О будущем
АО. На каких приоритетах дальнейшего развития образовательной организации концентрируется сегодня ваша управленческая команда? Что вы безоговорочно намерены изменить в лучшую сторону?
– Назову 5 приоритетных задач:
Каждый из этих блоков состоит из конкретных пунктов-подзадач. ЯТТС должен стать центром притяжения для разных аудиторий: для отраслей туризма и гостеприимства, торговли и питания, бытового обслуживания – как поставщик хорошо подготовленных кадров; для школьников, осознанно выбирающих профессию, – как лучший помощник в реализации профессиональных, жизненных, творческих планов и чаяний; для профильных ПОО, объединений работодателей, органов республиканского и муниципального управления – как надежный и эффективный социальный партнер.
АО. Поделитесь мотивационным секретом: как достичь такого состояния коллектива, чтобы необходимый прорыв был сделан?
– В рамках реализуемого в Республике Саха проекта «Эффективный регион» ЯТТС, в числе решения названных задач, нацелен также на внедрение в учебно-воспитательный процесс принципов бережливого производства. Как известно, бережливая модель расцветает только в атмосфере доверия. Ее создание и постоянная поддержка – вот, пожалуй, и есть главный секрет для коллектива.