Факторы преодоления
АО. Нэлла Матвеевна, часто современная женщина сталкивается с трудностями внешнего и внутреннего характера в реализации успешной профессиональной траектории. С какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора, какие преодолеваете сегодня?
– Создавая ТИСБИ в начале 90-х годов, я ставила цель – воплотить в жизнь идею вуза нового типа, в основу которого положены качественное образование, активное сотрудничество с передовыми отраслевыми предприятиями и бизнесом, ориентация на современные образовательные технологии, корпоративная культура и студентоцентрированность. Конечно, реализовать это было возможно только с командой высококлассных специалистов и преподавателей. Замечу, что Казань – это город, в котором много вузов, а кадров всегда не хватает. Моей же главной задачей было выбрать лучших, что было очень непросто на начальном этапе с небольшим количеством студентов.
За почти тридцать лет интенсивной работы мы преодолели тернистый путь от небольшого института до университета с широкой сетью образовательных программ и контингентом от 6 до 10 тыс. студентов. Зарекомендовали себя как вуз с надежной репутацией и заслуженно заняли значимое место в системе образования Республики Татарстан и России. На каждом этапе нашего развития мы ставили себе высокую планку и брали все новые и новые вершины, потому что только так можно соответствовать современным стандартам высокого качества образования и подготовки выпускников.
Сегодня Университет управления «ТИСБИ» – это большая стабильная команда высокопрофессиональных научно-педагогических работников, более 70% которых – кандидаты и доктора наук. Существенный процент преподавателей имеет практический опыт работы в отраслевых ведомствах и в бизнес-структурах, многие являются известными учеными и новаторами, признанными экспертами в своих областях на российском и международном уровнях. Это очень высокий результат, особенно для негосударственного вуза, и мы гордимся этим. Люди трудятся на постоянной основе, и я считаю, что самое главное – иметь команду настоящих профессионалов, преданных своему делу.
Инструменты трансформации
АО. Вуз – экосистема в известной мере довольно консервативная, и управленцу, вне зависимости от гендерной принадлежности, очень непросто бывает реализовывать стратегически важные преобразования. Как топ-менеджер – реформатор, что вы можете сказать об управленческой модели, формате и критериях эффективности, необходимых для достижения цели? Каковы осуществленные за период вашего пребывания в должности изменения, и почему вы считаете их наиболее значимыми?
– В управленческой модели вуза самое главное – создать работоспособный профессиональный коллектив. А чтобы этосделать, необходимо глубоко уважать тех, с кем ты вместе работаешь. Наша команда – это фанаты вуза, люди, которые «болеют» всей душой за свою работу и результат.
С момента создания ТИСБИ я формировала команду, способную к быстрым изменениям и инновациям. Мы – негосударственный вуз и не имеем гарантированного государственного финансирования. Так как источник заработка и материального развития вуза – деньги наших студентов, главными критериями эффективности и ценностью являются качественная подготовка востребованных специалистов «под ключ» для современного рынка труда, комфортная студентоориентированная среда и актуальные методы обучения. Учиться к нам идут именно поэтому! Команда ТИСБИ никогда не была консервативной. Я всегда окружала себя грамотными и умными людьми, которым могу доверять в профессиональном и личностном планах. Я практически никогда не решаю стратегические и текущие вопросы единогласно – в ТИСБИ мы делаем это коллегиально. Да, я могу руководить, могу принимать решения, но коллектив и его мнение – это главное, и моя задача – выбрать оптимальное решение по тому или иному вопросу. Именно на таких взаимоуважительных началах, считаю, и должно основываться управление коллективом. Наши студенты тоже становятся частью большой команды вуза, считают его своим вторым домом. Все мои заслуги и победы Университета управления ТИСБИ – это результат работы преподавателей, управленцев и студентов.
Стратегия инноваций
АО. Обязательным условием качественных изменений на уровне вуза являются инновации, внедрение которых требует от ректора особого мышления, подхода и стиля управления. Чем руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?
– В нашей стране негосударственный вуз в условиях жесткой конкуренции с вузами государственными может быть успешен только при условии системного постоянного инновационного развития по всем направлениям деятельности: образовательной, воспитательной, научной, социальной, международной, предпринимательской и управленческой.
Чтобы оставаться конкурентоспособным и привлекательным для студентов вузом, мы вынуждены быть лидерами.
Так, мы одни из первых в России формировали профессиональные практикоориентированные ОП подготовки выпускников, обладающих актуальными профессиональными знаниями и умениями, имеющих оптимальный междисциплинарный баланс между компетенциями в экономике, менеджменте, юриспруденции и IT-сфере, владеющих надпрофессиональными компетенциями, такими как, например, мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, системное мышление, эмоциональный интеллект, мобильность и открытость к преобразованиям.
Команда ТИСБИ никогда не оставалась в стороне от преобразований. Более того, мы всегда стремились стать проводником таких изменений. Например, вместо скучных лекций и семинарских занятий давно применяем активные методики преподавания учебных дисциплин, игровые и новые технологии в обучении – такие как скрайбинг, тренинги, фасилитация. Внедрены и активно используются инструменты для интерактивной работы в аудитории Quizlet, Lernis.ru, Kahoot, Mindmeister, Mindomo, Jamboard, Google, в том числе для оnline-обучения.
Решая задачу дистанционного ДПО инвалидов и взрослых людей без отрыва от работы, мы создали уникальную авторскую информационную систему управления вузом. ИСУ ВУЗ включает в себя все основные управленческие и обеспечивающие процессы учебных и вспомогательных подразделений вуза по классическим и новым современным цифровым формам организации учебного процесса и обучения студентов.
Сегодня ТИСБИ взял курс на переход к цифровому предпринимательскому университету с образовательной информационной экосистемой, объединяющей множество цифровых сервисов для достижения главной цели – подготовки востребованного выпускника и формирования человеческого капитала для цифровой экономики региона и устойчивого развития общества.
В сфере международного сотрудничества ТИСБИ – единственный вуз, работающий в трех международных сетях ЮНЕСКО: ASPnet UNESCO, UNITWIN и UNEVOC.
Неотъемлемой частью и условием качества образования в университете стали личностно-ориентированная педагогика и реализованная на высоком уровне воспитательная работа. ТИСБИ –
первый вуз, который провозгласил себя территорией здорового образа жизни. С 1995 года университет является свободной от курения зоной (это правило распространяется как на преподавателей и сотрудников, так и на студентов). На высоком уровне спортивная, творческая и патриотическая подготовка. Этическое и эстетическое воспитание стало тем конкурентным преимуществом, благодаря которому наши выпускники становится не только прекрасными специалистами, но и интеллигентными людьми с прочной нравственной основой.
Большое внимание уделяем дисциплине и обязательности посещения студентами всех занятий. Я человек очень дисциплинированный и требую того же от всех преподавателей и сотрудников, так как они являются примером для студентов.
Ценности и результаты
АО. Несложно принимать решения, если вы знаете, каковы ваши ценности, – сказал однажды сценарист и продюсер Рой Дисней. Добавим, что даже если руководитель/управленец эти ценности себе четко представляет, то преобразовывать их в цели, а потом в средства и результаты бывает совсем непросто. Каким образом в вашей практике реализуете цепочку «ценность – цель – средство – результат»? Получается ли (и благодаря чему) преодолевать разрыв между ценностями и результатами, а также предусматривать последствия осуществляемых действий?
– В этой цепочке важен результат, и вся деятельность вуза направлена на достижение этого результата. Миссия и основная цель Университета управления «ТИСБИ» – подготовка конкурентоспособных востребованных специалистов, имеющих хороший профессиональный карьерный рост, являющихся лидерами высокотехнологичного и социально ориентированного бизнеса, создателями инновационных компаний, яркими представителями общественности и научного сообщества. Эти то, ради чего мы работаем.
В университетскую среду мы успешно внедряем предпринимательскую культуру, основанную на креативности, сотрудничестве и инновациях. Стремимся реализовать новую образовательную парадигму по трансформации университета в «фабрику лидерства и предпринимательства», налаживая продуктивное «сетевое» сотрудничество с компаниями, стартапами, органами государственной власти, социальными организациями, инвесторами, ведущими проектными и научными учреждениями, осуществляющими фундаментальные и прикладные исследования.
В своей политике вуз следует международным стандартам социальной ответственности, применяет лучшие практики в области образования, прав человека, противодействия коррупции, устойчивого развития и охраны окружающей среды. Наши ценности – это непрерывное развитие, ответственность, лидерство, порядочность, инициативность и разнообразие, партнерство во благо общества, устойчивое развитие, единая команда и развивающая среда.
Между ценностями, целями и средствами обучения нет разрыва, так как всё направлено на результат. Думая о создании вуза, я сказала себе, что у меня будут самые лучшие во всех отношениях преподаватели и студенты, лучшие условия для образования и работы. Считаю, что в основном добилась этого – наши студенты отличаются от других: они воспитаны, образованы, выглядят красиво и элегантно. Здания вуза уютные, чистые, светлые и теплые – в такой обстановке приятно учиться и работать.
Семья и работа
АО. Life-work balance – проблема весьма актуальная, в том числе для женщин-руководителей. Их карьерные амбиции способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. С вашей точки зрения, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы? И, если смотреть шире, какие меры в контексте социально-трудовой политики необходимы для эффективного решения этого вопроса?
– Всегда была противником того, что люди задерживаются на работе: у каждого есть семья, личные интересы и жизнь, каждый должен полноценно отдыхать. Считаю, если у человека правильный распорядок дня, он четко представляет, что, когда и как делать, всегда будет укладываться в отведенные временные рамки. Конечно, случаются форс-мажоры, серьезные проверки или же крупные мероприятия – в таком случае мы работаем сверхурочно и всегда вместе со всей командой.
Женское лидерство
АО. В России растет запрос на усиление роли женщин в социально-экономическом развитии и общественно-политической жизни страны. При этом ещё несколько лет назад исследователи отмечали, что «традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, особенно женщинам» [1]. Какие шаги предпринимаются в возглавляемом вами вузе для развития этих навыков у студентов? А что, на ваш взгляд, необходимо для развития управленческого потенциала женщин, занятых в сфере высшего образования?
– К гендерным привилегиям отношусь очень просто, потому что женщины и мужчины в равной доле присутствуют в вузе. Правда, когда мы начинали, женщин было больше. Так получалось, что мне не попадались мужчины, которых бы хотелось ввести в коллектив. Постепенно жизнь изменилась, и сегодня это не имеет никакого значения: у нас в вузе гендерное равенство.
Обучаем студентов управленческим навыкам, навыкам самостоятельной работы, как выстраивать карьеру, учиться. Когда беседуем с преподавателями, особенно обращаем внимание на их управленческий потенциал.
Практико-ориентированные занятия дают студентам возможность проявить себя: найти и осмыслить материал самостоятельно, освоить навыки применения знаний и умений для решения профессиональных задач. Проводим большое количество ролевых игр, где студенты могут попробовать себя в роли руководителя крупного предприятия, начальника отдела, просто сотрудника. Это формирует навыки самостоятельной работы.
Подготовила Людмила Сульдина
[1] Подробнее в статье «Гендерные особенности развития управленческого потенциала российского университета»: elar.urfu.ru/bitstream/10995/62393/1/UM_2017_1_115-125.pdf