Закон «Об образовании» уравнял творческие экзамены и экзамены, устанавливающие уровень общей образованности абитуриентов. Чтобы хоть как-то выделить талантливых, но не очень успешных в плане общего образования абитуриентов и выставить проходные баллы тем, кого действительно необходимо учить, вузы будут вынуждены маневрировать и изобретать свои локальные системы оценок по творческим испытаниям в границах невероятно растянутой стобалльной системы.
Необходимо сохранить академию как статус образовательного учреждения. Ликвидация академий приведет к разрыву «связи времен», к отсутствию в вузах возможности подготовки магистров и аспирантов. Это значит, что творческие вузы не смогут пополнять свой кадровый состав молодыми специалистами.
В Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки ведется работа по созданию и внедрению модели управления инновационной деятельностью. Функционирование системы обеспечивается работой ряда структурных подразделений МаГК, среди которых лаборатория, студия аудио- и звукозаписи, информационный и методический центры.
Модернизация России стремительно формирует кардинальные перемены, затрагивающие всех, в том числе и вузовскую систему страны. Новые принципы финансирования и оплаты труда, прием абитуриентов по результатам ЕГЭ, реализация принципов Болонского процесса – все это обуславливает необходимость поиска новой модели взаимодействия учебного заведения и социально-культурной среды.
Сейчас худпромыслов в нашей стране немного. Отданные на волю рынку, они находятся в кризисном состоянии. Художественные школы выхолащиваются, потому что рынок просит от народных промыслов все больше и больше китча.
Ямало-Ненецкий АО – поликультурный регион. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа, который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры.
В регионе разработана Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года. И если доля инновационно активных организаций промышленности в 2005 году составила 5 процентов, то в 2015 году ожидается увеличение, как минимум, до восьми.
Реализация в Омской области масштабного проекта «ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры» потребует привлечения к работе на новых производствах большого количества специалистов.
Омская компания «Промышленные технологии» собрала под своей крышей все основные звенья инвестиционно-технологической инфраструктуры, в которую, по сути, эволюционировал консорциум «Инновационные технологии бизнеса». Сегодня деятельность консорциума фактически основывается на частной инициативе и ресурсах одной компании.
Одним из главных препятствий в реализации правительственного плана может стать отсутствие в образовательных учреждениях оборудования для проведения опытов, без которых инновационный процесс почти невозможен. Вузы сегодня не являются центрами научно-технических исследований и не обладают достаточной материальной базой, что сказывается на уровне подготовки выпускников.
За последние десять лет ОмГУПС удалось решить серьезнейший вопрос ресурсного обеспечения кадров. Так, проведена полная реконструкция и обновлена материальная база университета, что позволило значительно усилить фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов. Практическое использование результатов интеллектуальной деятельности – одна из основных задач ОмГУПС.
В СибГУФУК научной и научно-методической работой занимается примерно 75 процентов профессорско-преподавательского состава. Результатами являются диссертации, монографии, статьи. В университет действует не менее 20 научных школ.
Совместно с крупными промышленными предприятиями ОмГТУ осуществляет ряд проектов по созданию высокотехнологичных производств, базирующихся на научно-технических разработках университета. В рамках целевой подготовки кадров высшей квалификации для участия в инновационных проектах активно привлекаются молодые ученые.
Лицензирование образовательных учреждений является базовым среди полномочий РФ в сфере образования, переданных региональным органам исполнительной власти. От этого зависит качество реализации соответствующих лицензионных процедур, формирование информационной базы объектов контроля и надзора, единая система оценки деятельности образовательных учреждений.
Требования общества, государства, работодателей к выпускникам учреждений профессионального образования сегодня непрерывно возрастают. Эта детерминанта диктует постоянное совершенствование воспитательной деятельности. Воспитательный процесс приобретает все больший удельный вес в образовательной деятельности и концепции модернизации образования.
Качество высшего образования как результат интерпретируется через уровень образованности выпускника вуза, который формируется не только непосредственным обучением, аудиторной работой, но и регулируется новым показателем – воспитательной деятельностью образовательного учреждения, внеаудиторной.
Сектор инновационного малого бизнеса – наиболее рисковый, и начать такой бизнес сложнее, чем традиционный. Однако, с другой стороны, это наиболее перспективная сфера: здесь обкатываются самые свежие инновационные идеи, создаются и наиболее гибкие малые компании, обладающие потенциалом превращения в крупные или даже глобальные компании.
Российское руководство поставило пред обществом задачу – перевести экономику России на инновационные рельсы. В течение последних лет осуществляются попытки по созданию отдельных элементов этой системы: фондов поддержки инноваций, технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, особых экономических зон.
Для того, чтобы российская наука вышла на один уровень с мировой, необходимо предпринять ряд мер таких, как создание национальных лабораторий, университетов, исследовательских институтов. Все занимаемые позиции должны определяться конкурсным экспертным отбором.
Ученому необходимо создать благоприятные условия и задать четкие приоритеты. А вот как использовать его разработки – это задача государства, бизнеса, общества.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала