Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как повысить престиж профессии ученого?

Для того, чтобы российская наука вышла на один уровень с мировой, необходимо предпринять ряд мер таких, как создание национальных лабораторий, университетов, исследовательских институтов. Все занимаемые позиции должны определяться конкурсным экспертным отбором.

Просмотров: 2897

Давайте организуем науку, как в странах с высоким уровнем технологий

ГОРБУНОВ Дмитрий Сергеевич – старший научный сотрудник отделения теоретической физики Института ядерных исследований РАН, кандидат физико-математических наук, выпускник физического факультета МГУ им. М В. Ломоносова. Лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за цикл работ в области физики элементарных частиц и фундаментальных проблем эволюции Вселенной.
АНДРЕЕВ Николай Николаевич – заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В А. Стеклова РАН, кандидат физико-математических наук, выпускник механико-математического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Награжден премией Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за достижения в создании инновационных образовательных технологий.

Как повысить престиж профессии ученого в России? Что нужно сделать, чтобы мода на образованность не проходила, а слова «инновации» и «нанотехнологии» в ученой среде в шутку не относились к нецензурным? На вопросы экспресс-интервью нашего издания ответили лауреаты премий Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год Дмитрий ГОРБУНОВ и Николай АНДРЕЕВ.

Корр .: Расскажите, пожалуйста, кратко о своей научной работе, за которую вам была вручена премия.

Д. Горбунов: Я работаю над вопросами, относящимися к области физики элементарных частиц. Стандартная модель физики частиц неполна. Два важных феноменологических указания на неполноту этой модели следуют из астрофизических и космологических наблюдений. Это так называемая проблема темной материи и отсутствие антиматерии – антиводорода, антигелия и тому подобного – во Вселенной. Таким образом, чтобы понять процессы в очень больших пространственных масштабах (вращение звезд в галактиках, отклонение света скоплениями галактик, образование первичных звезд, галактик, скоплений во Вселенной и другое) требуется исследовать физику в очень малых пространственных масштабах (10 в минус 16-й степени сантиметров и меньше!), ранее не доступных технологически. Задача физика-теоретика – попытаться «угадать», как здесь устроена Природа. Обобщение стандартной модели не должно противоречить имеющимся экспериментальным данным, должно объяснять известные проблемы. Замечательно, если при всем том это не слишком громоздкое обобщение не содержит новых серьезных проблем и может быть экспериментально проверено на действующих или строящихся установках.

Н. Андреев: Премия была вручена за достижения в популяризации математики – в современном мире важной для науки области. Она, в частности, обеспечивает приток в науку молодых кадров, формирует отношение общества к науке.

Наш проект «Математические этюды» (http://etudes.ru) – это серия красивых и увлекательных фильмов о решенных и нерешенных математических задачах. Фильмы интересны и познавательны как для школьников, так и для широкой общественности, полезны в работе учителей и преподавателей.

Еще один проект «Механизмы П.Л. Чебышева» (http://tcheb.ru) представляет реконструкцию механизмов великого российского математика XIX века. Как писал сам ученый, «сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под влиянием ее».

Есть у нас и библиотечные проекты. В Интернете читатели могут найти отсканированный в хорошем качестве первый в России научно-популярный физико-математический журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики» (http://vofem.ru), выпускавшийся с 1886 по 1917 годы. Очень полезными для современной молодежи являются научно-популярные книги одесского издательства «Mathesis» (1904-1925), которые также сканируются и выкладываются в Интернет (http://mathesis.ru).

По материалам этих проектов читается более 60 увлекательных научно-популярных лекций в год в больших и малых городах нашей страны.

Корр.: В России всего 1 процент опрошенных с уважением относится к профессии ученого, в то время как в США – 56 процентов. Какие, на ваш взгляд, меры необходимы, чтобы повысить престиж профессии ученого?

Д. Горбунов: Давайте организуем структуру науки – национальные лаборатории, университеты, исследовательские институты, – как в США или
других странах с высоким уровнем технологий. Все позиции – на основе конкурсного отбора экспертами: на начальном этапе карьеры – временные, с обязательной сменой места работы; потом (с 35-40 лет) – постоянные (до 65 лет). Постоянных (для университетов – профессорских) позиций значительно меньше, чем временных. Зарплата гарантирована на весь срок, и даже для младших временных позиций (аспирантура, защитившиеся кандидаты), и достаточна для самостоятельного решения вопросов жилья (съем квартиры), питания и отдыха в разумных размерах. Есть палитра фондов для финансирования конкретных научных работ – мелких, средних, крупных проектов.  Финансирование каждого гранта стабильно.

В этой ситуации администрации научных учреждений сами озаботятся поднятием престижа профессии ученого в глазах населения. И я не сомневаюсь в их успехе.

Н. Андреев: Необходимо развивать то, чем мы занимаемся, – популяризацию науки. И, конечно же, еще развивать в нашей стране производство – чтобы была востребована прикладная наука, а через нее и фундаментальная.

Корр.: Что сыграло роль в вашем выборе стези ученого?

Д. Горбунов: В школе было интересно получать новую информацию по всем предметам, интересно учиться. В какой-то момент пришлось выбирать и сконцентрироваться на физике и математике. Это был сложный выбор.

Н. Андреев: Зачастую это набор каких-то факторов, выделить из них один затруднительно. Наверное, среда, в которой я воспитывался. А формировала эту среду моя мама – преподаватель Саратовского государственного университета, затем школьный учитель.

Корр.: Автором какого научного открытия вы бы хотели стать в будущем? В какой сфере, какую проблему решать?

Д. Горбунов: Интерес к конкретной задаче быстро падает сразу после ее решения. Но увлекательных конкретных задач много. Например, я всегда с восхищением слушаю рассказы знакомых биологов. Среди близкого и понятного любому – было бы здорово придумать, как быстро путешествовать в космосе, например, между звездами. К сожалению, помимо технических трудностей, здесь есть фундаментальная проблема: постоянство скорости света не позволяет даже в фантазиях достичь центра Галактики за разумное время – 25 тысяч лет не вдохновляет. Но, может быть, мы еще не знаем в точности фундаментальных законов, и Природа предусмотрела лазейку для удовлетворения человеческого любопытства?

Н. Андреев: Основной моей деятельностью последних лет является популяризация научного знания. И главной целью видится создание в России непреходящей моды на образованность. В частности, чтобы в обществе обсуждались не какие-нибудь сериалы, а что-то интересное, познавательное. Из ближайших задумок – создание в России Дома занимательной науки, некоего научного экспериментариума, увлекательного и познавательного как для молодежи, так и для всего общества, где можно «потрогать науку». Примеры таких центров есть за рубежом, у нас же нет совсем, да и реализовываться они должны с учетом психологии именно нашей молодежи. Производственная база такого экспериментариума позволила бы еще и создавать интересные современные наглядные пособия для школ и вузов.

Корр.: Фраза из серии «Ученые шутят»: в научной среде появились новые нецензурные слова – «инновации» и «нанотехнологии». Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы эта шутка для России стала неактуальной?

Д. Горбунов: Непосредственно к моей работе эти слова никак не относятся. В то же время я общаюсь с коллегами-экспериментаторами из различных областей физики. Эти «нецензурные слова» у них однозначно ассоциируются с новыми источниками денежных средств на прикладные исследования, воспользоваться которыми можно при условии выделения части средств тем, кто непосредственно занимается их распределением от лица государства.

Если говорить о собственно научных проектах, то при их рассмотрении следует отказаться от использования закона о государственных закупках. Оценка должна определяться в первую очередь перспективностью задачи и уровнем коллектива – это определяют научные эксперты, включая диаспору, и для крупных проектов в обязательном порядке – иностранными специалистами. Чиновников тоже следует заинтересовать в результате (научной разработкой или повышением налоговых поступлений после «инновации») – возьмите пример с NSF или DOE.

Н. Андреев: Следует развивать фундаментальную науку и, извините за повторение, заниматься образованием общества. При достижении некоего уровня шутка перестанет быть модной и исчезнет сама по себе.

Корр.: Ваше отношение к проекту «Сколково»? Достаточно ли одного масштабного проекта для развития науки в России?

Д. Горбунов: Я лично не имею опыта общения с людьми, непосредственно относящимися к этому проекту, и не знаком с документами. Но отзывы коллег, имеющих такой опыт, к сожалению, пока отрицательны, и перспективы развития науки здесь крайне туманны. Мне представляется, что для развития науки в России надо сделать структурную реформу. Масштабные проекты могут дополнительно стимулировать развитие конкретного, хотя и весьма широкого направления. Для направления, которое бурно развивается по всему миру – ну, и чтобы не отстать и помешать «моментальной» утечке кадров, – требуется создать преференции. Таких проектов может быть несколько, и они обязательно должны быть разнесены территориально.

Н. Андреев: Конечно же, для России одного, пусть и значительного по масштабам проекта, недостаточно. Но если ставить вопрос – этот проект или ничего, – то путь уж лучше он будет. Вообще, очень хочется систематичности. Это касается всех областей, в том числе и науки, и образования. На мой взгляд, нельзя поднять страну на хороший уровень выдергиванием отдельных самородков, необходимо строить систему, дающую великих ученых, высококлассных инженеров, образованный средний класс.

Корр.: Как и где вы планируете в дальнейшем строить свою научную карьеру?

Д. Горбунов: Перспективы ряда научных направлений в моей области зависят, в том числе, и от результатов работы Большого адронного коллайдера. Планирую продолжить работу в Институте ядерных исследований РАН и на кафедре физики частиц и космологии физического факультета МГУ.

Н. Андреев: Мои планы связаны с «родным домом» – Математическим институтом имени В.А. Стеклова РАН. Дело в том, что популяризация науки национальна. Она зависит от страны. Поэтому выбор страны однозначен, а в России более хорошего места, где можно обсуждать с коллегами интересные научные и популяризаторские вопросы придумать сложно. Интересных планов по популяризации науки у нашей команды много и, надеюсь, мы сможем найти пути их реализации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Лауреаты Зворыкинской премии
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае
Проблемы педагогической инноватики
Развитие не бумажной, а живой науки
Нужно ли государству негосударственное образование?
Второе дыхание УМО
Новосибирск: опыт поддержки молодых ученых
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Ученые НИ ИрГТУ создают улучшенные ремонтные композиты для машиностроителей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ