Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг

Инновационные подходы к образованию являются не просто «данью времени», а императивом развития образовательной системы, так как требуют актуализации теоретических подходов, творческих и прогностических способностей, выработки совместных действий, высокой конкурентоспособности, ориентированности на достижения.

Просмотров: 2586
Рашид ХУНАГОВ, ректор Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор

Восточная пословица гласит: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Аналогичная ситуация с инновационной деятельностью. Можно просто рассуждать о ее важности и значимости, а можно не только выдвинуть идею, но еще и заставить работать имеющийся интеллектуальный багаж. А по силам ли такое провинциальным вузам? Насколько велики их шансы в развитии инновационной деятельности? На этот и другие вопросы отвечает в своем интервью Рашид ХУНАГОВ, ректор Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

– Инновационность нередко расценивается как дань времени, а само слово – как своего рода красивый лейбл, который наклеивается на вполне тривиальный продукт. Что можно считать по-настоящему инновационным, с вашей точки зрения?

– Инновационные подходы к образованию являются не просто «данью времени», а императивом развития образовательной системы, так как требуют актуализации теоретических подходов, творческих и прогностических способностей, выработки совместных действий, высокой конкурентоспособности, ориентированности на достижения. Возникновение образовательной инноватики связано с характером современной жизни общества, в которой только постоянные изменения дают возможность минимизировать состояние неопределенности и неясности, быть на острие проблем, адекватно реагировать на вызовы времени и иметь высокую готовность к этому.

Инновационность не сводится к одному только внедрению информационных технологий. Такой подход воспроизводит парадигму накопительного образования, что в условиях лавинообразного нарастания информации приводит к упрощению обучения, применению готовых решений. Если мы сталкиваемся с феноменом интернетной зависимости, отвыканием студентов от привычки мыслить самостоятельно, значит, информационные технологии используются чисто формально, для «натаскивания», решения узких задач. Совершенно очевидно, что инновационность означает возрастание разнообразия образовательных программ, активное научное созидание, конструирование уникальных ситуаций, имеющих профессиональный и личностно-ориентированный смысл.

Убедительным примером подлинно инновационной деятельности, является создание на базе Адыгейского государственного университета первого на юге России Центра космических услуг, который открывает уникальные возможности для спутниковой навигации, связи, мониторинга объектов, ресурсов и процессов, поиска и спасения терпящих бедствие, картографического и топографического обеспечения. Это подразделение было открыто благодаря научной и практической базе, сформированной в другом вузовском центре – интеллектуальных геоинформационных технологий (ГИС-центре). Научно-технические и кадровые предпосылки для достижения соответствующих соглашений с Правительством Республики Адыгея, Роскосмосом и корпорацией «Рекод» сложились в университете задолго до открытия Центра космических услуг. В ГИС-центре вуза был собран колоссальный картографический материал. Это, в сочетании с системой космического позиционирования ГЛОНАСС, обеспечило возможность осуществлять космическое зондирование территории республики, необходимое для экологического, геологического, экономического, туристического, градостроительного мониторинга.

На презентации Центра космических услуг была представлена еще одна инновационная разработка ученых университета – трехмерная модель города Майкопа. Геопортал столицы Республики Адыгея в настоящее время уже размещен в Интернете и предоставляет пользователям свыше 70 тыс. объектов и исчерпывающую информацию о городской инфраструктуре. ГИС-центр выиграл несколько тендеров на подготовку комплекта актуализированных полномаcштабных картографических материалов. Ученые подготовили информационно-справочный портал, позволяющий выстраивать логистические функции управления транспортными потоками, который характеризуется трехмерной визуализацией геопространственных данных на маршруте «Олимпийский Сочи – Красная поляна». Презентация этой разработки была осуществлена на Международном инвестиционном форуме в Сочи. При поддержке научно-технических проектов Минобрнауки, федеральной целевой программы, грантов РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) в центре разработано 5 оригинальных программных продуктов. Один из них позволяет создавать и редактировать генеральные планы строительства, в автоматизированном режиме готовить паспорта объектов недвижимости, другой, с помощью которого и была сделана трехмерная модель Майкопа, – визуализировать геопространственные данные на основе космоснимков.

Следует также отметить, что разработки университетского Центра интеллектуальных геоинформационных технологий представляют большую ценность для развития туристического кластера региона, и в настоящее время они очень востребованы. Дело в том, что Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» на территории Майкопского района создается особая туристско-
рекреационная экономическая зона, обладающая уникальным горным ландшафтом.

В 2010 году для практического применения результатов разработки геоинформационных технологий при университете создано малое предприятие «GEO-Vertex». Помимо названных выше программных продуктов, его интеллектуальный багаж составляют изобретения, относящиеся к способу прогнозирования опасных гидрометеорологических процессов, геоинформационная система научных исследований в области наук о Земле, базы данных по природноресурсному потенциалу Адыгеи и другие продукты.

– Рашид Думаличевич, а как вы расцениваете шансы провинциальных вузов на инновационное развитие, учитывая, что основные потоки глобализации проходят мимо них?

– Чтобы не выступить в качестве «периферии четвертого мира», вузам нужно создавать условия для высокой готовности профессорско-преподавательского и студенческого коллектива не только к участию в инновациях, но и к их инициированию, а также стимулировать подобную деятельность.

В век информационных технологий каждое учебное заведение может ощутить себя субъектом мирового образовательного и научного пространства. Адыгейский госуниверситет реализует эту возможность в полной мере, являясь самым крупным республиканским центром информационных ресурсов. Библиотека вуза – одна из наиболее современных. Она обеспечивает доступ к периодике 40 стран мира и ко всем крупным библиотечным базам. В ее электронных ресурсах содержится, в том числе, и такой контент, который интересен жителям самых отдаленных районов республики в профессиональном и личностном планах. На базе подобных ресурсов организуется работа с лицами, имеющими ограниченные физические возможности. А с помощью электронного портала осуществляется в дистанционном режиме довузовская подготовка будущих абитуриентов и консультирование учителей по вопросам подготовки к ЕГЭ.

Университет интегрирован в международные инновационные процессы. В 2010 году в нем была организована подготовка бакалавров по направлению «Социальная работа». Обучение в группе студентов – одной из трех в России – ведется по особой экспериментальной методике, разработанной в рамках проекта-победителя программы Евросоюза ТЕМПУС-IV (2009). Учебный план группы составлен на основе обобщения передового опыта европейских и российских вузов, ориентирован на практические результаты и профессиональные компетенции и методически обеспечен разработками европейского уровня, а программа подготовки основана на современных образовательных технологиях. Она предусматривает более широкую мобильность студентов, модульную структуру образования, систему ECTS (кредиты), инновационный мониторинг качества образования и развитие дистанционного обучения. Все это повышает шансы выпускников на рынке труда. Кроме того, в период обучения студенты имеют возможность прослушать лекции профессоров европейских вузов, что создает объективные предпосылки для получения так называемого «двойного диплома».

А что касается преподавателей, то они прошли обучение по новейшим методикам и технологиям социальной работы на базе университетов Рима, Парижа и Лондона.

Открытие нового направления подготовки состоялось благодаря опыту участия вуза в европейских проектах ТЕМПУС и ТАСИС в течение последних десяти лет.

– Что вы относите к приоритетам инновационного развития?

– Думаю, что важнее всего создать оптимальные условия для нововведений, отражающих в той или иной степени магистральный путь развития вуза как инновационного центра территории. В период глобализации именно инновационное развитие создает предпосылки для благоприятного сценария развития региона. А в мультикультурном пространстве это раздвигает границы территории и соединяет разные этносы с помощью знания, информации, технологий. Ведь, в конечном итоге, главная задача любых инновационно ориентированных мероприятий – внести вклад в поступательное развитие общества, формирование его духовной культуры, являющейся высшей человеческой ценностью, то есть поддержать глобальный миропорядок. Поэтому важно не сводить все к технократическим процедурам и рыночной сфере, а вовлекать в инновационное поле широкий спектр гуманитарных реалий, активно разрабатывать гуманитарное знание в инновационном ключе, формируя новые подходы не только в сфере науки и образования, но и в воспитании молодых людей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Опираясь на науку, повышать качество
Как повысить престиж профессии ученого?
Взаимодействие вуза и социально-культурной среды
Развитие не бумажной, а живой науки
Особое пространство формирования личности
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Десять ресурсных центров одного университета
Челябинская область - научные результаты мирового уровня

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ