Инновации в воспитательной работе со знаком качестваТребования общества, государства, работодателей к выпускникам учреждений профессионального образования сегодня непрерывно возрастают. Эта детерминанта диктует постоянное совершенствование воспитательной деятельности. Воспитательный процесс приобретает все больший удельный вес в образовательной деятельности и концепции модернизации образования. Просмотров: 5320
В 2010 году журнал (№41, «АО») познакомил читателей с удивительным педагогическим вузом – родоначальником высшего педагогического образования на Урале, которому в Год учителя исполнилось восемьдесят лет. Осознавая всю важность и социальную ценность педагогической профессии, Уральский государственный педагогический университет принял самое активное участие в мероприятиях профильного года – на межвузовском, региональном и общероссийском уровнях. Главная цель участия – внести свой вклад в качественное изменение отношения к педагогическому образованию и профессии учителя в обществе. Рассказывает ректор УрГПУ Борис ИГОШЕВ, доктор педагогических наук, профессор. Научить учителя – значит воспитать егоТребования общества, государства, работодателей к выпускникам учреждений профессионального образования сегодня непрерывно возрастают. Эта детерминанта диктует постоянное совершенствование воспитательной деятельности. Воспитательный процесс приобретает все больший удельный вес в образовательной деятельности и в условиях вступления России в европейское образовательное пространство (Болонский процесс), реализации стратегии национального развития Российской Федерации до 2020 года и концепции модернизации общего и профессионального образования. Современные подходы к образованию предусматривают формирование нового социального типа личности выпускника, адаптированного к требованиям среды и способного актуализировать свой профессиональный, научный, творческий потенциал. Все эти обстоятельства определяют необходимость внедрения инновационных средств и методов реализации воспитательной деятельности.
Поэтому в педагогическом университете именно в Год учителя самое пристальное внимание было уделено достижению этой цели, причем не только на практическом уровне, предполагающем оптимизацию воспитательного процесса, но, прежде всего, на уровне стратегическом, проектном, который предполагает более глубокое видение проблем, определение целей и средств для их решения. Актуализация этой проблемы и послужила основанием для разработки проекта «Система менеджмента качества воспитательной работы: разработка, апробация, внедрение». Цель проекта – в совершенствовании системы менеджмента качества воспитательной работы в УрГПУ и вузах России в условиях перехода к ФГОС ВПО третьего поколения. Проект был представлен на конкурс сетевого проекта «Инновации в воспитании», организованный научно-методическим советом по развитию воспитательной деятельности УМО по направлениям педагогического образования при РГПУ им. Герцена. По его результатам УрГПУ в апреле 2010 года получил статус опорной инновационной площадки. Анализ практики работы УрГПУ, а также ряда других образовательных учреждений свидетельствует о необходимости разработки и совершенствования модели системы менеджмента качества воспитательной работы (СМК ВР), критериев результативности воспитательного процесса, системы мониторинга воспитательной деятельности, модели качеств выпускника вуза. Модель СМК ВР предполагает, помимо уже известных преимуществ (оптимизации воспитательного процесса и др.), формирование корпоративной «культуры качества», развитие стремления всех субъектов воспитательной работы к непрерывному совершенствованию деятельности. В то же время университет обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации этих сложнейших задач и уже в ближайшее время сможет познакомить профессионально-педагогическое сообщество с первыми результатами этой социально значимой деятельности. Лидер в области качества
Сегодня можно уверенно констатировать, УрГПУ прочно завоевал позиции лидера в области качества образования, которые подтверждаются высокими результатами. Своей деятельностью университет заслужил авторитет и уважение в профессиональной среде не только Уральского региона, но и на общероссийском и международном уровнях. На протяжении почти десяти лет вуз реализует деятельность по управлению качеством образования. Итогом явилась разработка миссии, стратегии, политики, целей в области качества, основной документации, регламентирующей деятельность вуза, определение подходов к осуществлению контроля, оценки результативности и совершенствованию этой деятельности. УрГПУ является дипломантом конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования» (2009). Прошедший 2010 год принес в копилку достижений в сфере качества образования университета новые победы. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в номинации «Лауреат» среди высших учебных заведений Российской Федерации Уральский государственный педагогический университет признан одним из победителей. Стоит подчеркнуть, что это событие не случайное, а закономерное: планомерная работа по построению системы менеджмента качества – труд не одного года. Согласно стратегии развития университета целевая программа «Качество образования» признана приоритетной и на 2010-2014 годы. В 2010 году университет успешно прошел сертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008. Система менеджмента качества разработана и внедрена в сфере образовательной деятельности, включающей четыре основных процесса: реализацию основных образовательных программ; воспитательную и внеучебную работу; научные исследования и разработки, инновационную деятельность; реализацию программ дополнительного профессионального образования. Уникальные инновационные проекты
В 2010 году в университете реализованы сотни проектов, программ, акций воспитательной направленности. Самым масштабным явился корпоративный проект «Педагогические династии УрГПУ». Этот проект родился в 2005 году как инициатива студентов института педагогики и психологии детства УрГПУ и через два года приобрел статус приоритетного корпоративного. К 80-летнему юбилею университета проект объективно стал самым масштабным, поскольку значение его вышло далеко за рамки одного университета. Главными целями проекта «Педагогические династии УрГПУ» являются качественное изменение отношения к педагогическому образованию и профессии учителя – носителя национальной культуры, человека, в чьих руках будущее страны; трансляция и продвижение главных семейных ценностей, являющихся основой укрепления Российского государства. Вместе с тем, проект смог выразить огромную искреннюю благодарность людям, чей благородный труд запечатлен в судьбе каждого человека, целым семьям педагогов, посвятивших жизнь воспитанию, образованию, педагогике, науке и просвещению. Именно они – интеллектуальная элита общества, мощная профессиональная сила, создающая духовный, интеллектуальный потенциал России. Наше видение миссии проекта – в том, чтобы всеми доступными для университета средствами поставить личность учителя на достойное место в рейтинге общественного мнения, добиться внесения этой задачи в планы мероприятий органов государственного управления разного уровня.
В рамках проекта «Педагогические династии» в 2010 году совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области была реализована программа фестиваля педагогических династий области. В прошедшем году вузом реализован еще целый ряд чрезвычайно масштабных мероприятий, в том числе форум педагогических династий Свердловской области «Диалог поколений». В рамках этих мероприятий прошли научно-практические конференции и круглые столы. В Год учителя проект «Педагогические династии» поддержал губернатор Свердловской области А.С. Мишарин, что позволило сделать проблематику проекта достоянием широкой общественности. Особую роль организаторы проекта отвели выставке педагогических династий, сопровождавшей все вышеназванные мероприятия и демонстрировавшейся также на других площадках Екатеринбурга. Выставка стала одним из самых ярких событий проекта «Педагогические династии». Для нее были отобраны десятки династий, а их общее количество достигло 195 от 20 территорий Свердловской области и 162 представляли УрГПУ. Проект награжден дипломом X Уральской премии за достижения в сфере связей с общественностью «Белое крыло». Аудитория охвата проекта чрезвычайно масштабна – 48 тыс. человек, среди которых студенты и преподаватели, учителя – все те, кто непосредственно участвовал в программе. Число же тех, кто получил возможность узнать о проекте через СМИ различных уровней – Екатеринбурга, Свердловской области и России в целом, – составило 1,9 млн. человек. Всего проведено более 20 массовых мероприятий: форумы, конференции, церемонии награждения, круглые столы, конкурсы, из них 12 – непосредственно в Год учителя. Подчеркнем, что этот проект не имеет коммерческой подоплеки – при его создании университет не ставил цели увеличения прибыли, его значимость определяется, прежде всего, моральными, культурными и социальными аспектами. Говоря о значимости проекта, можно утверждать, что УрГПУ впервые заявил о проблеме семейственности в хорошем смысле слова. В числе прочих условий династийность в значительной степени определяет успешность труда отдельного педагога, его готовность посвятить себя нелегкому, ответственному и высоконравственному труду Учителя, Наставника. Следует упомянуть и о том, что этот проект УрГПУ стал родоначальником серии региональных проектов, посвященных теме династийности в образовании и педагогике. Никто из участников, гостей и зрителей не смог остаться равнодушным – каждый определил для себя что-то важное, главное, что заставляет человека задуматься о своей семье, своих корнях, профессиональном предназначении и смысле жизни. Сегодня результаты проекта «Педагогические династии» стали достоянием музея истории УрГПУ, оставили на долгую и, уверены, благодарную память последующим поколениям студентов и преподавателей ценные экспонаты. Безусловно, для повышения престижа профессии учителя в России нужно еще многое сделать, но авторский коллектив проекта убежден, что своим скромным вкладом Уральский государственный педагогический университет способствовал позитивным сдвигам в решении этой актуальной проблемы. Форум педагогических династий, в рамках которого был реализован заключительный выставочный проект, именуется «Диалог поколений». Анализируя и вновь переосмысливая достигнутые результаты, со всей ответственностью можно утверждать, что диалог поколений состоялся. Есть все основания надеяться, что он будет продолжен. Главные итогиПрошедший Год учителя для Уральского государственного педагогического университета, вуза-юбиляра с восьмидесятилетней историей, объективно стал знаковым. Высокое качество обучения и огромный воспитательный инновационный потенциал университета – факт доказанный, свидетельствующий о построении системы работы, удовлетворяющей уровню истинно университетского образования. Отличительной чертой является реализация системы формирования личности будущих педагогов на качественно ином уровне. Не менее важное приобретение минувшего года – осознание того, что педагогический университет способен позитивно воздействовать на общество своими идеями, реальными делами своих выпускников, талантливых студентов и их профессиональных преподавателей, тем самым внося свой посильный вклад в формирование доброго имени Учителя во всех уголках Свердловской области и России в целом. Научно-педагогический коллектив УрГПУ отмечен за реализацию проекта «Педагогические чтения работников образования города Екатеринбурга», стартовавшего в Екатеринбурге в 1995 году. Год учителя в России официально завершен, но в университете продолжается – именно таков корпоративный девиз вуза в 2011 году. Это значит, что великие ценности учительской профессии, высокое звание Учителя получат возможность воплощения в новых проектах и программах. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|