Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Социальная деятельность как часть воспитательного процесса

На Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, представители вуза рассказали о собственном опыте по организации профессионального воспитания.

Просмотров: 1845

Практическая деятельность в социуме служит воспитанию профессионала

Н.М. РАССАДИН, к.п.н., профессор, ректор Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова

А.Е. ПОДОБИН, к.п.н., доцент, проректор по социальной и воспитательной работе Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.

На Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, представители принимающего вуза рассказали о собственном опыте по организации профессионального воспитания, получившем высокую оценку научно-педагогического сообщества.

Избежать формализма

Любой вуз нацелен на то, чтобы его студенты получили качественное образование и стали специалистами-профессионалами, но в этих процессах необходимо обращать внимание не только на проблемы подготовленности выпускников к самостоятельной деятельности по избранной специальности. Огромное значение в профессиональном становлении личности имеют мотивы, убеждения и ценности, направленность на самосовершенствование, отношение к профессии – все то, что является предметом профессионального воспитания в вузе. Однако, необходимо отметить, что практически все эти аспекты не находят своего отражения в критериях и показателях аккредитации вузов, а соответственно – ни в практике воспитательной работы многих университетов, ни при разработке и оценке систем качества их деятельности.

Эта проблема стала одной из основных для обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», которая прошла в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова 28-30 октября 2009 года. Университет представил свой опыт организации профессионального воспитания, и в резолюции конференции были отмечены серьезные научно-методические и творческие наработки коллектива вуза в этом направлении. Среди важных достижений – опыт организации мотивационно-адаптационных сборов первокурсников и сложившаяся система обеспечения массового включения студентов в процесс профессионального воспитания на основе изменения позиции участников, выстраивания индивидуальных траекторий профессионально-личностного продвижения.

Предметом научных дискуссий на конференции стали критерии оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации. Так, воспитательную деятельность в вузе эксперты аккредитационных комиссий оценивают в большей степени по формальным признакам – по нормативной и материальной базам, информационному обеспечению, наличию управляющих структур, общественных объединений и т.п. При этом, если к общему воспитанию эти признаки имеют хоть какое-то отношение, то собственно профессиональное образование остается за рамками анализа и оценки.

К аналогичному выводу можно прийти, если внимательно рассмотреть вопросы анкеты, предлагаемой студентам для оценки воспитательной работы в вузе. В ней мы найдем и удовлетворенность состоянием мест общего пользования, и количество часов проведенных за компьютером и в Интернете, и многое другое. Но лишь один вопрос опосредованно касается профессионального воспитания: «Выбрали бы вы вновь ту же специальность и тот же вуз для обучения?»

Более или менее объективным отражением результатов деятельности вуза в данном направлении являются анкеты выпускников и работодателей, которые рассматриваются в процессе аккредитации. Однако и они являются желательными, но не обязательными для представления комиссии. Соответственно, остро встает вопрос о дополнении аккредитационных показателей, что должно разграничить, а в конечном итоге – стимулировать воспитательную работу, направленную как на повышение общего культурного уровня студенчества, профилактику негативных явлений в молодежной среде и т.п., так и, собственно, профессиональное воспитание. Представляется, что наряду с формальными показателями (база, кадры, структуры) должны появиться еще, как минимум, два аспекта для анализа.

Оценка работы университета

Как показывает опыт КГУ им. Н.А. Некрасова, необходимой составляющей оценки деятельности университета должно стать его влияние на социум, так называемая «сверхнормативная активность», внешняя направленность, которая не может быть сведена к комплексу научных и образовательных программ или к организации тех или иных воспитательных мероприятий со студентами. По нашему глубокому убеждению, невозможно воспитать профессионала без опыта практической деятельности в социуме. В нашем университете практически каждый факультет, в зависимости от своей направленности, выступает инициатором того или иного начинания: рождественские вечера, проводимые на иностранном языке, олимпиады для школьников города (факультет иностранных языков), организация спортивных мероприятий и музыкально-просветительская деятельность для дошкольных и общеобразовательных учреждений (факультет физической культуры и музыкально-педагогический факультет), выставки студенческих работ (художественно-графический факультет), фестиваль социальных акций, работа научно-педагогических отрядов в загородных детских центрах (Институт педагогики и психологии) и т.п. Благодаря студенческому археологическому отряду (исторический факультет) постоянно пополняются экспозиции краеведческого музея, ведутся раскопки в одном из старейших городов России – г. Галиче и на о. Вежи в Костромском районе. Большой вклад в изучение народных говоров вносит организуемая кафедрой русского языка фольклорная экспедиция по деревням костромской глубинки, что находит последующее воплощение в выступлениях фольклорного ансамбля «Гралица».

Говоря о «просоциальной активности» вуза и профессиональном воспитании, нужно понимать, что оно начинается не столько в стенах учебного заведения, сколько за его пределами, еще со школьной скамьи. Конечно, проще всего университету устраниться от этой ступени и сетовать на то, что, дескать, школа и семья не сориентировали подростка, не дали необходимых знаний, умений, не заложили мотивацию к приобретению профессии. Однако, КГУ, выстраивая модельное представление о профессиональном воспитании, исходит из понимания необходимости организации вузом профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки старшеклассников в различных формах:

  • специализированные школы и классы, работающие как на базе общеобразовательных школ, так и на базе университета, в которых основное внимание уделяется именно первоначальным представлениям о будущей профессии (у нас это – базовые экономические классы, школы будущего психолога, журналиста, педагогические классы и т.п.);
  • индивидуальное профконсультирование старшеклассников специалистами университета, проведение тренингов личностного роста;
  • акции, мероприятия и олимпиады различной направленности в зависимости от специфики вуза и факультета, проводимые как для школьников, так и для других жителей региона; различные творческие, волонтерские, временные летние объединения (лагеря) старшеклассников, в которых профориентация проходит опосредованно, через представление образцов профессиональной деятельности студентами и преподавателями, работающими в учреждениях дополнительного образования, загородных детских центрах.

Таким образом, представляется, что, кроме традиционно учитывающихся критериев качества подготовки специалистов в вузе, необходимо включить в систему признаков и оценки вуза реализацию «просоциального вектора» его деятельности, непосредственное (через исследования и организацию социально-культурного пространства региона) и опосредованное (через своих выпускников) влияние университета на социокультурную динамику региона. В оценке этой деятельности университета, прежде всего, должно участвовать местное сообщество, как на уровне органов государственного (муниципального) управления, так и на уровне институтов гражданского общества, бизнес-структур.

Как измерить результат воспитания?

Для измерения собственно результата профессионального воспитания нужен учет (и, соответственно, инструменты для проведения достаточно массовых срезов) отношения студентов к профессии, карьере, профессиональному самосовершенствованию и самореализации. При этом выборка должна предполагать отражение динамики от начала обучения до его окончания, так как в одном варианте включенное в планы множество мероприятий приводит к нулевому результату, а в другом – отсутствие специальных программ и мероприятий не мешает формировать профессионально-значимые качества и свойства личности за счет атмосферы и среды вуза, индивидуального воздействия преподавателей и выпускников на студента.

В «Программе воспитания студентов на цикл обучения в КГУ им. Н.А.Некрасова» предложены количественные индикаторы и качественные показатели для оценки профессионального воспитания. О процессе и результатах деятельности вуза в этом направлении могут свидетельствовать:

  • количество студентов, работающих в свободное от учебы время (вторичная занятость);
  • количество трудоустроившихся выпускников по профилю полученной профессии;
  • количество положительных отзывов на выпускников от работодателей;
  • количество олимпиад и конкурсов профессиональной направленности, в которых приняли участие студенты;
  • количество участников конференций, олимпиад и конкурсов профессиональной направленности;
  • количество студентов, прошедших стажировки по специальности (в т.ч. за рубежом);
  • количество библиотечных выставок по данному направлению.

Индивидуальные результаты профессионального воспитания могут оцениваться по мотивационному критерию через выявление отношения к будущей профессии, специальности, устойчивости профессионального выбора, стремления к профессиональной самореализации и самосовершенствованию, работе по полученной специальности. В когнитивной сфере необходимо диагностировать знание студентом собственных возможностей, способностей, компетенций и способов их реализации в практической деятельности, представления о будущей профессиональной деятельности, ее социальной значимости и требованиях к личности специалиста, возможностях профессионального самосовершенствования, самореализации и трудоустройства, профессиональные планы. Деятельностное воплощение результатов профессионального воспитания происходит через участие в общественной, научной, творческой, профессионально-ориентированной деятельности и работе по специальности в свободное от учебы время.

Актуальность представленных размышлений подтверждается интересом большого круга государственных деятелей, ученых, представителей общественности, принявших участие в конференции по проблемам профессионального воспитания. В ее резолюции было предложено сформировать рабочие группы для разработки концепции целевой программы «Профессиональное воспитание в высшей школе» и основного содержания и критериев оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации. Настоящая статья – один из шагов для реализации решений конференции, приглашение к размышлению всех заинтересованных сторон.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Ставка на патриотическое воспитание
Белгородский механико-технологический колледж: воспитание как система
Воспитательная работа в КурскГТУ
Профилактика наркомании как направление воспитательной работы
Воспитание личности и гражданина
Многовариантность образовательного пространства
Творчество как элемент воспитательного процесса
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Методология создания единого воспитательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ