Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Многовариантность образовательного пространства

Предлагаем рассмотреть воспитательную деятельность в современном педагогическом университете на основе опыта работы Омского государственного педагогического университета.

Просмотров: 2411
Н.В. Чекалёва, проректор по учебной работе ОмГПУ, доктор педагогических наук, профессор
Г.П. Синицына, председатель Координационного совета по воспитательной работе ОмГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Воспитательная деятельность в современном педагогическом университете на основе опыта работы Омского государственного педагогического университета.

Источник ценностных ориентаций

Воспитательная деятельность, несомненно, является мощным ресурсом, влияющим на повышение качества профессионального образования. Именно поэтому профессорско-преподавательское сообщество Омского государственного педагогического университета выработало собственную, обусловленную педагогическим профилем вуза политику в области воспитания студентов. Положительное влияние на ее разработку оказало то, что ученые университета занимаются важнейшими проблемами жизнеобеспечения современного человека. Среди научных изысканий – биологическая экология (профессора Н.А. Калиненко, И.И. Богданов, Б.Ф. Свириденко), геоинформатика (профессор П.П. Бобров), социальная и психологическая адаптация человека (профессора И.А. Маврина, С.А. Маврин, Л.Н. Антилогова, А.С. Шаров). В университете также работают признанные научные школы в области философии (доктора философских наук, профессора Л.И. Чинакова, С.Ф. Денисов), информатизации образования (доктор педагогических наук, профессор, академик РАО М.П. Лапчик), педагогики (доктора педагогических наук, профессора М.Н. Аплетаев, Н.В. Чекалева, Л.А. Шипилина), отечественной истории (доктор исторических наук, профессор В.Н. Худяков) и другие. Коллективная мысль ученых помогла найти магистральную линию воспитательной политики вуза, которую можно определить как активное включение молодых людей в различные виды деятельности. Это способствует не только личностной самореализации студента, но и приобретению собственного опыта воспитательной работы как важной составляющей профессиональной компетенции будущего педагога.

Понимание особенностей развития человека в студенческом возрасте и знание специфики его будущей профессиональной деятельности позволяет корректировать формы воспитательной работы, влиять на самосознание студента. Иными словами, позволяет создавать воспитывающую среду как пространство потенциальных возможностей для самореализации и самоопределения. Такая воспитывающая среда служит источником ценностных ориентаций молодого человека. В ней появляются новые смыслы его жизнедеятельности, приходят в движение рычаги профессионального становления будущего педагога.

Динамика отношений

Приоритетной задачей вуза является воспитание граждан правового демократического государства, формирование профессионально компетентных молодых специалистов, способных к решению личных и общественных проблем в условиях быстро меняющегося мира. Важно, чтобы здоровый образ жизни становился их потребностью, а любые проявления асоциального поведения естественно отторгались.

В воспитательной практике университета реализуется ряд принципов, которые позволяют усилить воспитывающую функцию образовательного процесса и внеучебной деятельности.

Реализация принципа субъектности заключается в признании профессорскопреподавательским сообществом права каждого студента на своеобразие, неповторимость и уникальность, в принятии его мнения и позиции. Этот принцип утверждает равноправие и равноценность позиции преподавателей и студентов – питает энергией сотрудничество. Он позволяет студентам смело проявлять инициативу и вносить свой вклад в развитие педагогического университета, а преподавателям – принимать студенческое самоуправление.

В конечном итоге, принцип субъектности обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в студенческой среде.

Воспитание лидера

Студенческое самоуправление зреет и развивается в коллективно-творческих делах. Молодые люди с большим воодушевлением готовят такие, например, акции, как «Мы против курения» или «Территория университета – это территория русского литературного языка», «Милосердие» или «Аллея ветеранов» и другие.

Студсовет нацелен на решение реальных проблем. Его актив самостоятельно изучает те проблемы, обострения которых еще, казалось бы, никто не чувствует, но они уже мешают нормальной жизнедеятельности. Студенческий быт и досуг в общежитиях, таким образом, всегда в фокусе внимания представителей самоуправления.

В согласии со студсоветом действует и студенческий профком. Общие усилия направлены на поиск материально-финансовых возможностей для решения жилищно-бытовых проблем. Инициируются и организуются конкурсы «Лучшая комната», «Лучший староста этажа», конкурсы студенческих проектов в общежитиях. Благодаря инициативе молодых активистов в общежитиях создан Интернет-центр, разработаны проекты «Навигатор» и путеводитель по университету для первокурсников.

Для активных студентов вуз проводит выездные семинары, направленные на развитие лидерских качеств. Используются современные формы и методы обучения: дебаты, практикумы, тренинги по основам стратегии влияния, организационного менеджмента, способам коммуникации. После проведения таких семинаров общественная активность студентов значительно возрастает.

Конкурс проектов «Моя инициатива в образовании», который университет начал проводить вслед за РГПУ им. А.И. Герцена, становится уже традицией. Его организаторами являются центр молодежной политики и профессионального воспитания вуза, а такжецентрстуденческогосамоуправления. Творческие, занимающие активную жизненную позицию, инициативные студенты имеют возможность внести свой вклад в развитие омской системы образования.

В течение последних пяти лет в образовательных, культурных, медицинских учреждениях региона реализуются студенческие проекты «Опека» и «Капля крови». Они направлены на помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации или имеющим проблемы со здоровьем. Студенты педагогического вуза стали одними из самых активных участников этого дела.

В режиме диалога

Одна из важнейших составных воспитательной работы – развитие у студентов готовности к диалоговому общению. В современном информационном пространстве диалогическое общение с молодежью приобретает особую значимость. В воспитательную практику университета внедряются такие интерактивные формы взаимодействия со студентами, как круглые столы, панельные дискуссии, дебаты, педагогические гостиные, встречи с vipперсонами, позволяющие студентам выразить свое мнение и занять определённую позицию в решении актуальных проблем разной направленности. «Проблемы молодёжи глазами студентов», «Проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи», «Современный учитель, каков он?», «Молодой учитель: ожидания и реальность» и другие – вот лишь небольшой круг тех проблем, которые активно обсуждаются студентами нашего университета.

Очень ценно то, что в вузе прижилась такая форма воспитания будущего профессионала, как педагогическая гостиная, которая позволяет студентам в непринуждённой форме общаться с интересными людьми – представителями разных профессий, так или иначе влияющими на развитие образовательной системы региона и страны.

Искусство перевоплощения

В воспитательной деятельности акцент делается также на принцип социального взаимодействия, который предполагает развитие личности молодого человека в коллективах различного типа (сообщества, ассоциации, объединения, клубы и т.д.). Это позволяет студентам расширить сферу общения, создает условия для социокультурного самоопределения, расширения и обогащения социально-профессионального опыта.

Участие,например,вширокомасштабной международной студенческой программе «SIFE» («Студенты в свободном предпринимательстве») предоставляет студентам ОмГПУ уникальную возможность реализовать самостоятельные, творческие, инновационные проекты по обучению населения свободному предпринимательству, бизнесу и экономике. В этом году команда факультета экономики и менеджмента подготовила проект обучения личной финансовой грамотности студентов и была отмечена в финале Всероссийского национального конкурса «SIFE – Россия’009». Таким образом участники программы развивают в себе не только лидерские качества, но и учатся искусству общения, помогают студентам педагогических специальностей получить экономическое образование.

Еще одно направление социального взаимодействия – развитие волонтерского движения. В университете действуют два ромный воспитательный потенциал. Она обогащает, прежде всего, личностный опыт студентов, способствует развитию ценностного отношения к избранной профессии.

Команда отважных

Формирование новой культуры воспитания связано с сохранением лучших вузовских традиций и созданием новых. Яркие культурно-массовые мероприятия вызывают интерес у вузовского сообщества и позволяют студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям раскрывать свой творческий потенциал. Такими значимыми событиями являются психологопедагогическая олимпиада, день рождения университета, ректорский бал, акция «Первокурсник», интеллектуальные игры клуба «Что? Где? Когда?», мероприятия клуба «Альянс», конкурс «Мисс ОмГПУ», спортивная игра «Пятёрка отважных» и другие. Несомненно, это способствует развитию профессиональных умений и навыков будущих педагогов, их способностей и скрытых талантов.

Регулярные опросы и анкетирования показывают, что уровень вовлеченности студентов в общественные мероприятия очень высок. По статистике, это 95 процентов всех опрошенных. Выходит, активность в вузовской жизни проявляют практически все. А это позволяет сделать вывод о высокой степени самореализации, открывающей огромное пространство вариантов для самоопределения студентов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стабильность вуза в его внутренней политике
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!
Проблемы реализации болонских инициатив
Воспитательная миссия вузов
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Ставка на патриотическое воспитание
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
Десять ресурсных центров одного университета
Традиции и инновации – инструмент успешного развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ