Традиции и инновации – инструмент успешного развитияСанкт-Петербургский государственный университете водных коммуникаций рассказывает об использовании Интернет-технологий в образовательном процессе и роли их в развитии, на примере внедрения ФЭПО. Просмотров: 1494
Традиции и инновацииТаковы «инструменты» успешного развития Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций
Дата учреждения Управления водяными и сухопутными сообщениями – ноябрь 1809 года – определила рождение единой системы государственного управления дорожного хозяйства и всеми видами имевшегося в Российской империи транспорта. Тот же 1809 год считается и годом рождения российской транспортной науки и образования – именно тогда был учрежден Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений. Спустя столетие, в 1929-1930 годах, институт реорганизован в четыре самостоятельных учебных заведения по видам транспорта. Одним из них стал Ленинградский институт инженеров водного транспорта, ныне – Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, бережно хранящий исторические традиции транспортного образования. Сегодня, в соответствии с требованиями времени, вуз функционирует в северо-западном регионе России как вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс. Университетский комплекс представляет собой единую систему, состоящую из взаимосвязанных образовательных звеньев и позволяющую выстроить вертикальную цепочку «программы НПО – программы СПО – программы ВПО – предприятие», что обеспечивает непрерывную подготовку кадров для отрасли, способствует повышению качества отраслевого образования. На 47 кафедрах университета работает более 570 преподавателей. Из них 64,5 процента с учеными степенями и званиями, в том числе 93 доктора наук, профессора.
На протяжении своей долгой истории университет готовит высококвалифицированных специалистов и осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования в области проектирования, эксплуатации, экономики и управления объектами водного транспорта, информационных технологий и права. Основой успеха выпускников является глубокая гуманитарная, естественнонаучная и инженерная подготовка, позволяющая эффективно использовать приобретенные знания, а также приобретать новые в течение всей жизни. Качество подготовки специалистов обеспечивается высоким профессионализмом педагогического состава, интеграцией науки и образовательного процесса, тесными связями с предприятиями-потребителями кадров, а также наличием соответствующей учебно-лабораторной базы. Кафедры, проводящие лабораторные практикумы, имеют в своем составе современные учебные лаборатории. Среди них гидротехническая лаборатория имени профессора В.Е. Тимонова; уникальный опытовый бассейн; дизельная лаборатория; специализированная лаборатория моделирования транспортных процессов и инновационных методов обучения имени профессора А.С. Бутова. Для подготовки судоводителей и судомехаников используются многофункциональные учебно-тренажерные комплексы и планетарий. Для компьютерной подготовки и развития навыков студентов по использованию информационных технологий и вычислительной техники на кафедрах функционируют компьютерные классы, организованы специализированные аудитории, оборудованные мультимедийной техникой. Одной из тенденций развития современного образования является активное внедрение компьютерного тестирования для контроля уровня знаний студентов. Тестовые технологии используются на всех этапах образовательного процесса: на вступительных испытаниях, при текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов. Работа по широкому внедрению компьютерного тестирования активизировалась в университете в связи с подготовкой к процедуре экспертизы лицензионных требований и условий соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС, показателей деятельности (далее экспертизы), а также после введения в практику федерального Интернет-экзамена, учрежденного Росаккредагентством по рекомендации Рособрнадзора. В сентябре 2007 года ученым советом было принято решение о регулярном участии вуза в Интернет-экзамене, поскольку это упрощает процедуру проведения экспертизы, позволяет провести объективную проверку уровня освоения дисциплин студентами, дает возможность получить сравнение с другими вузами, позволяет проанализировать соответствие освоения дисциплин на уровне дидактических единиц, приводит к минимизации трудозатрат и средств для получение статистики. Размещенные в информационно-аналитической карте данные статистического анализа результатов ФЭПО, проведенного с применением современных методов статистической обработки, представляют большой интерес не только для руководства университета, но и для кафедр, реализующих образовательный процесс. Они позволяют принять меры по улучшению качества подготовки специалистов. К настоящему моменту в университете проведено уже четыре этапа ФЭПО (основные статистические данные приведены в таблице).
За два года участия университета в ФЭПО более 5 тысяч студентов приняло участие в тестировании. Средняя явка на тестирование является стабильно высокой и практически не изменяется. Следует отметить факт положительной динамики результатов. По мере участия университета в Интернет-экзамене неуклонно увеличивается процент успешных сеансов тестирования. Такая положительная динамика характеризует университет как добросовестного участника этого испытания и свидетельствует об эффективности мер, принимаемых для улучшения результатов.
Однако при этом следует отметить выявленные в очередной раз при тестировании недостатки банков тестовых заданий (БТЗ). Тестовые задания часто не соответствуют дидактическим единицам ГОС, а сами БТЗ и ТЗ не соответствуют требованиям стандартов разработки тестов. Тестовые задания содержат ошибки, некорректные формулировки, часто излишне сложны. В тестах выявляется много «случайных» заданий, не отражающих основного содержания дисциплин. Поэтому организаторам тестирования необходимо более тщательно подходить к отбору тестовых заданий для Интернет-экзамена. Несмотря на имеющиеся проблемы, нельзя не признать, что использование Интернет-технологий в образовательном процессе оказывает положительное влияние на формирование и распространение информационной культуры в студенческой и преподавательской среде, создавая общий инновационный фон взаимодействия для поступательного развития университета. Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций является признанным лидером в деле подготовки кадров высшей квалификации для предприятий и организаций водного транспорта и береговой инфраструктуры. Использование инновационных технологий позволяет поддерживать высокий научный и педагогический потенциал и стабильную динамику развития. Это обеспечивает вузу высокие позиции на российском и международном научном и образовательном пространстве. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|