Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Архитектура посткризисного периода

Интервью с ректором Кемеровского государственного университета, Ириной Свиридовой об итогах приемной кампании, влиянии кризиса на образовательный процесс, сотрудничестве с администрацией Кемеровской области и трудоустройстве выпускников.

Просмотров: 1959

Архитектура посткризисного периода

СВИРИДОВА Ирина Альбертовна – ректор Кемеровского государственного университета, кандидат медицинских наук

«Кризис – это ещё и активный период реализации различных научных и инновационных решений. Здесь логика проста: в условиях ограничения средств деньги вкладываются, прежде всего, в те сферы деятельности, которые приносят весомые дивиденды».

– Комментируя в «Российской газете» предварительные итоги приемной кампании нынешнего года, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал, что среди тех регионов, где вузы значительно недобрали студентов, находится и Кемеровская область. Как вы оцениваете итоги приемной кампании 2009 года?

– К сожалению, «Российская газета» поторопилась отнести Кемеровский госуниверситет к числу «отстающих». В этом году было подано более 12 тыс. заявлений на 839 бюджетных мест дневного отделения. И к 21 августа – третьей волне зачисления – все они были заполнены.

Если говорить в целом, то, наверное, приемную кампанию 2009 года можно оценить положительно. Понятно, что для нашего университета, да и других вузов, это была большая и непривычная нагрузка – работа с огромным объемом документов и ожидание подлинников: принесут – не принесут. Но сами абитуриенты новыми правилами приема, в принципе, довольны. Можно было подавать заявления сразу в несколько вузов, а это выгодно и удобно. И все-таки зачисление в три волны по времени продолжительно и вынуждает абитуриентов и родителей долго ждать: поступил – не поступил, перешел из резервного списка в основной или нет. Возможно, выходом из такой ситуации было бы создание федеральной базы данных, где все вузы публиковали бы списки зачисленных, в том числе с указанием подавших оригиналы документов, что ускорит процесс зачисления. В этом я вижу совершенствование формы приема в вузы по результатам ЕГЭ.

– Сегодня поиск и реализация экстренных антикризисных мер для учебных заведений – вопрос первоочередной. Какие способы удержаться на плаву, исходя из опыта работы вашего университета, вы считаете наиболее эффективными? Намерен ли ваш вуз в ближайшей перспективе воспользоваться новыми возможностями, которые дают законы «Об автономных учреждениях», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», о создании малых предприятий при вузах. Или, напротив, во время кризиса вы считаете это нецелесообразным? Какой видите «архитектуру» российского образования в посткризисный период?

– Понятно, в условиях кризиса важно минимизировать те риски и трудности, которые неизбежно возникают. В сентябре 2008 года в нашем университете был разработан пакет мероприятий по обеспечению экономической, социальной и хозяйственной стабильности.

«Сейчас вузам предоставлена широкая возможность по коммерциализации своих научных разработок. Поэтому принятие федерального закона о создании малых предприятий при вузах расцениваю как очень своевременный шаг».

Несмотря на инфляционные процессы и рост коммунальных тарифов, мы «заморозили» стоимость обучения для студентов, получающих высшее образование на условиях полного возмещения затрат. Действует рассрочка платежа, осуществляется перевод студентов-контрактников на свободные бюджетные места. В этом учебном году постарались заселить в общежития практически всех нуждающихся в жилье иногородних студентов. Ведь плата за квартиры сейчас не по карману многим семьям.

Особо подчеркну, что в Кемеровской области по инициативе губернатора А.Г. Тулеева не первый год действуют меры социальной поддержки студентов. Областные льготы, несмотря на переживаемый экономический кризис, сохранены в полном объеме. Это и целевые субсидии на оплату обучения, и доплаты к академическим стипендиям неполным студенческим семьям, семьям с детьми, семьям, где есть инвалид, а также льготный проезд на междугородных автобусах по территории области, ежемесячные продуктовые наборы малообеспеченным. Кроме того, в период кризиса администрацией области было принято решение об оказании материальной помощи для оплаты за обучение студентам, родители которых в связи со сложной экономической ситуацией потеряли работу или у них существенно снизилась заработная плата. Пользуясь случаем, хочу выразить самые теплые слова благодарности администрации области за продуманные меры поддержки.

На мой взгляд, кризис – это ещё и активный период реализации различных научных и инновационных решений. Здесь логика проста – в условиях ограничения средств деньги вкладываются, прежде всего, в те сферы деятельности, которые приносят весомые дивиденды.

Сейчас вузам предоставлена широкая возможность по коммерциализации своих научных разработок. Поэтому принятие федерального закона о создании малых предприятий при вузах расцениваю как очень своевременный шаг. Хорошие перспективы этот закон открывает для наших студентов и аспирантов. Ведь прежде по окончании вуза им приходилось выбирать: или заниматься наукой и, как приложение к этому, весьма скромные доходы, или уйти в бизнес и забыть о научной карьере. Сейчас можно совмещать и науку, и бизнес. Плюс к этому – новые рабочие места и трудоустройство выпускников.

Сегодняшние студенты и аспиранты должны стать носителями идеологии обновления. Их потенциал очень велик. Это показал молодежный образовательный форум «Селигер-2009». Радует, что в рамках форума был высоко оценен проект по разработке нового сорбента Александра Бервено, студента химического факультета нашего университета. Кстати, у молодых ученых КемГУ немало научных изобретений, которые могли бы заинтересовать бизнес.

С целью поддержки таких перспективных идей мы открываем научную молодежную лабораторию. В ней будут проводиться прикладные исследования, в том числе с высокой степенью коммерциализации конечного продукта. Работать здесь будут только аспиранты и студенты. Молодые люди должны самостоятельно искать потенциальных инвесторов и зарабатывать средства. Уже сейчас у них есть заказы на полмиллиона рублей.

Но я убеждена, что при классических университетах нужно создавать не только предприятия с продуктом в сфере естественно-математических и технических наук, но и гуманитарного профиля. Например, в марте этого года мы, по договоренности с департаментом труда и занятости населения Кемеровской области, открыли студенческую лабораторию прикладной социологии по изучению изменений на областном рынке труда в условиях кризиса. Студенты старших курсов факультета политических наук и социологии ведут постоянный мониторинг, который затем используется для принятия управленческих решений. Думаю, со временем лаборатория станет самостоятельным малым предприятием.

Поэтому в архитектуре послекризисного периода наши вузы, на мой взгляд, могли бы стать своего рода экспериментальными точками роста для реализации новых идей.

– «Нам важно развивать сотрудничество с разными университетами, с другими странами, ведь от этого выигрывает не только вуз в целом, но и каждый отдельный студент» – так считали вы в 2007 году. Каких результатов достиг Кемеровский госуниверситет в международной деятельности за прошедшие годы?

– На сегодняшний день КемГУ сотрудничает с 34 зарубежными вузами и организациями. Это обеспечивает академическую мобильность, обмен студентами и преподавателями, стажировки, совместные проекты и т.д. В этом смысле наш вуз является своеобразной региональной площадкой международного сотрудничества.

«В архитектуре посткризисного периода наши вузы, на мой взгляд, могли бы стать своего рода экспериментальными точками роста для реализации новых идей».

На волне реализации актуальных международных программ в ноябре 2008 года в университете была создана бизнес-школа. Ее главная цель – обеспечить бизнес-сообщество региона управленческими кадрами, которые обладают знаниями и компетенциями мирового уровня. Уже сейчас востребованы такие программы переподготовки, как, например, российско-голландская по маркетингу «РИМА-А» с выдачей двойных дипломов: Кемеровского госуниверситета и Университета Инхоллэнд (Нидерланды). Еще один новый проект: сотрудничество с Институтом Пьер Аттле (Франция) – ведущим европейским вузом в области страхования. В этом году впервые в рамках сотрудничества с этим институтом мы набрали студентов на экономический факультет на подготовку бакалавров экономики по профилю «Страхование». В течение нескольких лет студенты будут обучаться у нас, а затем – в зарубежном вузе и, в результате, получат два диплома: КемГУ и вуза-партнера.

Повторюсь, развитие классического университета как образовательного, научного, культурного центра невозможно без расширения границ в международном пространстве.

– В вузе действует центр трудоустройства и маркетинга образовательных услуг. Как вы оцениваете эффективность его работы в условиях сегодняшнего дня, когда трудоустройство выпускников является серьезной проблемой?

– Наш центр ведёт активную работу по продвижению выпускников на рынке труда, организует стажировки на предприятиях, имеет большую базу данных о вакансиях и наличии мест, помогает получить временную подработку студентам в сферах их будущей профессиональной деятельности. Всё это дает неплохие результаты. Например, в 2009 году 89,7 процента выпускников очного отделения (бюджет) направлены на постоянные рабочие места. Причем стопроцентное трудоустройство отмечено по специальностям «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Химия», «Социальная работа», «Физическая культура и спорт».

«Сегодняшние студенты и аспиранты должны стать носителями идеологии обновления. Их потенциал очень велик. Это показал молодежный образовательный форум «Селигер-2009».

Но проблема с трудоустройством выпускников, конечно же, есть. Работодатель охотнее берет работников с опытом. А в период кризиса, когда идет высвобождение кадров, предприятие может выбрать практически любого специалиста. Поэтому выпускники вузов, как правило, оказываются неконкурентоспособными.

Выход из этого положения мы видим в том, чтобы расширить так называемый адаптационный ресурс выпускников для их последующего трудоустройства. И, помимо базового стандарта, дать возможность получить дополнительные знания и навыки. Важно четко определить, какие это знания, компетенции и навыки. При Кемеровском госуниверситете действует клуб финансовых директоров предприятий области, создан союз руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Это наши главные партнеры по разработке стратегии подготовки высококвалифицированных кадров для нужд региона. Ведь именно они сегодня могут сказать, что за работники и с какими компетенциями им будут нужны, скажем, через три-четыре года.

Исходя из этого, мы предлагаем старшекурсникам различные дополнительные квалификации и специализации. Согласитесь, чем больше человеком получено компетенций, тем больше возможностей его трудоустройства.

– В апреле нынешнего года впервые в Кузбассе на базе вашего университета прошли губернские академические чтения, организованные в рамках соглашения между вузом и Сибирским отделением РАН. Какие основные задачи решались? Как вы оцениваете первые итоги и дальнейшую перспективу для развития вашего вуза и региона в целом?

– Сегодня Сибирское отделение Российской Академии наук – это солидная научная организация, где ведутся исследования национального и мирового масштаба, развиваются уникальные научные школы. К сожалению, до чтений у нас не было тесной связи с СО РАН. Поэтому для КемГУ первые губернские академические чтения и подписание соглашения – важнейшее мероприятие.

Чтения проводились по инициативе председателя Кемеровского научного центра Сибирского отделения РАН академика А.Э. Конторовича, который пригласил в КемГУ ведущих академиков и членов-корреспондентов РАН для чтения лекций перед студентами и аспирантами.

В рамках чтений были обговорены дальнейшие перспективы сотрудничества, подготовка аспирантов, стажировка наших ученых в институтах СО РАН. Очень важно соединить вузовскую и академическую науку, готовить кадры для экономики Кузбасса с опорой на мощные научные традиции. Надеюсь, совместная работа со временем перерастет в традицию, что, несомненно, улучшит потенциал научных кадров и обогатит вузовскую науку.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ирина свиридова, трудоустройство выпускников, ВПО, кемеровская область, КемГУ, кризис и антикризисные меры, личный опыт, ао-33

Похожие материалы:
Трудности трудоустройства
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Противодействие кризису в системе ВПО в России и мире
КГУ: задачи и перспективы
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса
Проблема содействия трудоустройству выпускников
Автономия Сибирского федерального университета
Ирина Свиридова об уровневой подготовке
Тенденции рынка труда в условиях кризиса
ТИСБИ: инновационный рост

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#102Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда
#101Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#102Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
#106Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний