Архитектура посткризисного периодаИнтервью с ректором Кемеровского государственного университета, Ириной Свиридовой об итогах приемной кампании, влиянии кризиса на образовательный процесс, сотрудничестве с администрацией Кемеровской области и трудоустройстве выпускников. Просмотров: 2041
Архитектура посткризисного периода
«Кризис – это ещё и активный период реализации различных научных и инновационных решений. Здесь логика проста: в условиях ограничения средств деньги вкладываются, прежде всего, в те сферы деятельности, которые приносят весомые дивиденды». – Комментируя в «Российской газете» предварительные итоги приемной кампании нынешнего года, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал, что среди тех регионов, где вузы значительно недобрали студентов, находится и Кемеровская область. Как вы оцениваете итоги приемной кампании 2009 года? – К сожалению, «Российская газета» поторопилась отнести Кемеровский госуниверситет к числу «отстающих». В этом году было подано более 12 тыс. заявлений на 839 бюджетных мест дневного отделения. И к 21 августа – третьей волне зачисления – все они были заполнены. Если говорить в целом, то, наверное, приемную кампанию 2009 года можно оценить положительно. Понятно, что для нашего университета, да и других вузов, это была большая и непривычная нагрузка – работа с огромным объемом документов и ожидание подлинников: принесут – не принесут. Но сами абитуриенты новыми правилами приема, в принципе, довольны. Можно было подавать заявления сразу в несколько вузов, а это выгодно и удобно. И все-таки зачисление в три волны по времени продолжительно и вынуждает абитуриентов и родителей долго ждать: поступил – не поступил, перешел из резервного списка в основной или нет. Возможно, выходом из такой ситуации было бы создание федеральной базы данных, где все вузы публиковали бы списки зачисленных, в том числе с указанием подавших оригиналы документов, что ускорит процесс зачисления. В этом я вижу совершенствование формы приема в вузы по результатам ЕГЭ. – Сегодня поиск и реализация экстренных антикризисных мер для учебных заведений – вопрос первоочередной. Какие способы удержаться на плаву, исходя из опыта работы вашего университета, вы считаете наиболее эффективными? Намерен ли ваш вуз в ближайшей перспективе воспользоваться новыми возможностями, которые дают законы «Об автономных учреждениях», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», о создании малых предприятий при вузах. Или, напротив, во время кризиса вы считаете это нецелесообразным? Какой видите «архитектуру» российского образования в посткризисный период? – Понятно, в условиях кризиса важно минимизировать те риски и трудности, которые неизбежно возникают. В сентябре 2008 года в нашем университете был разработан пакет мероприятий по обеспечению экономической, социальной и хозяйственной стабильности.
Несмотря на инфляционные процессы и рост коммунальных тарифов, мы «заморозили» стоимость обучения для студентов, получающих высшее образование на условиях полного возмещения затрат. Действует рассрочка платежа, осуществляется перевод студентов-контрактников на свободные бюджетные места. В этом учебном году постарались заселить в общежития практически всех нуждающихся в жилье иногородних студентов. Ведь плата за квартиры сейчас не по карману многим семьям. Особо подчеркну, что в Кемеровской области по инициативе губернатора А.Г. Тулеева не первый год действуют меры социальной поддержки студентов. Областные льготы, несмотря на переживаемый экономический кризис, сохранены в полном объеме. Это и целевые субсидии на оплату обучения, и доплаты к академическим стипендиям неполным студенческим семьям, семьям с детьми, семьям, где есть инвалид, а также льготный проезд на междугородных автобусах по территории области, ежемесячные продуктовые наборы малообеспеченным. Кроме того, в период кризиса администрацией области было принято решение об оказании материальной помощи для оплаты за обучение студентам, родители которых в связи со сложной экономической ситуацией потеряли работу или у них существенно снизилась заработная плата. Пользуясь случаем, хочу выразить самые теплые слова благодарности администрации области за продуманные меры поддержки. На мой взгляд, кризис – это ещё и активный период реализации различных научных и инновационных решений. Здесь логика проста – в условиях ограничения средств деньги вкладываются, прежде всего, в те сферы деятельности, которые приносят весомые дивиденды. Сейчас вузам предоставлена широкая возможность по коммерциализации своих научных разработок. Поэтому принятие федерального закона о создании малых предприятий при вузах расцениваю как очень своевременный шаг. Хорошие перспективы этот закон открывает для наших студентов и аспирантов. Ведь прежде по окончании вуза им приходилось выбирать: или заниматься наукой и, как приложение к этому, весьма скромные доходы, или уйти в бизнес и забыть о научной карьере. Сейчас можно совмещать и науку, и бизнес. Плюс к этому – новые рабочие места и трудоустройство выпускников. Сегодняшние студенты и аспиранты должны стать носителями идеологии обновления. Их потенциал очень велик. Это показал молодежный образовательный форум «Селигер-2009». Радует, что в рамках форума был высоко оценен проект по разработке нового сорбента Александра Бервено, студента химического факультета нашего университета. Кстати, у молодых ученых КемГУ немало научных изобретений, которые могли бы заинтересовать бизнес. С целью поддержки таких перспективных идей мы открываем научную молодежную лабораторию. В ней будут проводиться прикладные исследования, в том числе с высокой степенью коммерциализации конечного продукта. Работать здесь будут только аспиранты и студенты. Молодые люди должны самостоятельно искать потенциальных инвесторов и зарабатывать средства. Уже сейчас у них есть заказы на полмиллиона рублей. Но я убеждена, что при классических университетах нужно создавать не только предприятия с продуктом в сфере естественно-математических и технических наук, но и гуманитарного профиля. Например, в марте этого года мы, по договоренности с департаментом труда и занятости населения Кемеровской области, открыли студенческую лабораторию прикладной социологии по изучению изменений на областном рынке труда в условиях кризиса. Студенты старших курсов факультета политических наук и социологии ведут постоянный мониторинг, который затем используется для принятия управленческих решений. Думаю, со временем лаборатория станет самостоятельным малым предприятием. Поэтому в архитектуре послекризисного периода наши вузы, на мой взгляд, могли бы стать своего рода экспериментальными точками роста для реализации новых идей. – «Нам важно развивать сотрудничество с разными университетами, с другими странами, ведь от этого выигрывает не только вуз в целом, но и каждый отдельный студент» – так считали вы в 2007 году. Каких результатов достиг Кемеровский госуниверситет в международной деятельности за прошедшие годы? – На сегодняшний день КемГУ сотрудничает с 34 зарубежными вузами и организациями. Это обеспечивает академическую мобильность, обмен студентами и преподавателями, стажировки, совместные проекты и т.д. В этом смысле наш вуз является своеобразной региональной площадкой международного сотрудничества.
На волне реализации актуальных международных программ в ноябре 2008 года в университете была создана бизнес-школа. Ее главная цель – обеспечить бизнес-сообщество региона управленческими кадрами, которые обладают знаниями и компетенциями мирового уровня. Уже сейчас востребованы такие программы переподготовки, как, например, российско-голландская по маркетингу «РИМА-А» с выдачей двойных дипломов: Кемеровского госуниверситета и Университета Инхоллэнд (Нидерланды). Еще один новый проект: сотрудничество с Институтом Пьер Аттле (Франция) – ведущим европейским вузом в области страхования. В этом году впервые в рамках сотрудничества с этим институтом мы набрали студентов на экономический факультет на подготовку бакалавров экономики по профилю «Страхование». В течение нескольких лет студенты будут обучаться у нас, а затем – в зарубежном вузе и, в результате, получат два диплома: КемГУ и вуза-партнера. Повторюсь, развитие классического университета как образовательного, научного, культурного центра невозможно без расширения границ в международном пространстве. – В вузе действует центр трудоустройства и маркетинга образовательных услуг. Как вы оцениваете эффективность его работы в условиях сегодняшнего дня, когда трудоустройство выпускников является серьезной проблемой? – Наш центр ведёт активную работу по продвижению выпускников на рынке труда, организует стажировки на предприятиях, имеет большую базу данных о вакансиях и наличии мест, помогает получить временную подработку студентам в сферах их будущей профессиональной деятельности. Всё это дает неплохие результаты. Например, в 2009 году 89,7 процента выпускников очного отделения (бюджет) направлены на постоянные рабочие места. Причем стопроцентное трудоустройство отмечено по специальностям «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Химия», «Социальная работа», «Физическая культура и спорт».
Но проблема с трудоустройством выпускников, конечно же, есть. Работодатель охотнее берет работников с опытом. А в период кризиса, когда идет высвобождение кадров, предприятие может выбрать практически любого специалиста. Поэтому выпускники вузов, как правило, оказываются неконкурентоспособными. Выход из этого положения мы видим в том, чтобы расширить так называемый адаптационный ресурс выпускников для их последующего трудоустройства. И, помимо базового стандарта, дать возможность получить дополнительные знания и навыки. Важно четко определить, какие это знания, компетенции и навыки. При Кемеровском госуниверситете действует клуб финансовых директоров предприятий области, создан союз руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Это наши главные партнеры по разработке стратегии подготовки высококвалифицированных кадров для нужд региона. Ведь именно они сегодня могут сказать, что за работники и с какими компетенциями им будут нужны, скажем, через три-четыре года. Исходя из этого, мы предлагаем старшекурсникам различные дополнительные квалификации и специализации. Согласитесь, чем больше человеком получено компетенций, тем больше возможностей его трудоустройства. – В апреле нынешнего года впервые в Кузбассе на базе вашего университета прошли губернские академические чтения, организованные в рамках соглашения между вузом и Сибирским отделением РАН. Какие основные задачи решались? Как вы оцениваете первые итоги и дальнейшую перспективу для развития вашего вуза и региона в целом? – Сегодня Сибирское отделение Российской Академии наук – это солидная научная организация, где ведутся исследования национального и мирового масштаба, развиваются уникальные научные школы. К сожалению, до чтений у нас не было тесной связи с СО РАН. Поэтому для КемГУ первые губернские академические чтения и подписание соглашения – важнейшее мероприятие. Чтения проводились по инициативе председателя Кемеровского научного центра Сибирского отделения РАН академика А.Э. Конторовича, который пригласил в КемГУ ведущих академиков и членов-корреспондентов РАН для чтения лекций перед студентами и аспирантами. В рамках чтений были обговорены дальнейшие перспективы сотрудничества, подготовка аспирантов, стажировка наших ученых в институтах СО РАН. Очень важно соединить вузовскую и академическую науку, готовить кадры для экономики Кузбасса с опорой на мощные научные традиции. Надеюсь, совместная работа со временем перерастет в традицию, что, несомненно, улучшит потенциал научных кадров и обогатит вузовскую науку. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|