Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Трудности трудоустройства

Представляем вашему вниманию обзор рынка труда, в частности ситуацию с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования. Как повлиял кризис на ситуацию и какие меры предпринимаются в отношении трудоустройства выпускников вузов.

Просмотров: 2391

Трудности трудоустройства

Выпускники учебных заведений профессионального образования оказались самыми молодыми и неопытными жертвами кризиса. Едва получив диплом, они столкнулись с главной «взрослой» проблемой – отсутствием работы. По данным СМИ, из 1,5 миллиона выпускников этого лета трудоустроиться смогло только около 700 тыс. человек.

Прогнозы и статистика

Высокая безработица среди новоиспеченных специалистов прогнозировалась ещё зимой, когда стал очевиден масштаб кризиса на рынке труда, но эксперты расходились в цифрах.

Самый оптимистичный прогноз был у заместителя министра образования и науки Владимира Миклушевского: безработными окажутся 10 процентов выпускников. В Центре макроэкономического анализа и прогнозирования называли 25 процентов. Самый близкий к сегодняшним реалиям прогноз дал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: он предвидел безработицу 30 процентов выпускников. В действительности ситуация оказалась еще сложнее. По данным СМИ, полученным на основании опроса выпускников 10 московских вузов, половина из них до сих пор не трудоустроена.

Гуманитарии в минусе

В ГУ-ВШЭ не удивились тому, что их самые неутешительные прогнозы оправдались. «В последнее время шло общее сокращение спроса на рабочую силу, в том числе оно должно было сказаться на молодых специалистах», – пояснил проректор ГУВШЭ, заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения Сергей Рощин.

В особенности это касается выпускников, получивших гуманитарные специальности, в том числе юристов и экономистов. По данным исследования мнения работодателей и представителей вузов Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», первые места в рейтинге востребованных профессий занимают представители из области коммуникации и продаж, технические специалисты (как инженерного, так и IT-профиля), а также рабочие. Экономические, юридические специализации занимают средние места рейтинга. Наименьший спрос на рынке труда наблюдается среди гуманитарных и творческих профессий.

К тому же, в условиях кризиса нынешние выпускники, как никогда, вынуждены конкурировать с опытными специалистами. На рынке труда оказалось очень много квалифицированных кадров, и компании могут нанять опытного работника за те же деньги, что и молодого специалиста.

Как отмечает Ярослав Кузьминов в публикации газеты «Ведомости», основная часть работодателей считает компетенции сегодняшних выпускников недостаточными для производительной работы, а значит, вынуждена затрачивать дополнительные средства на обучение на рабочем месте. Поэтому вполне закономерно, что даже те компании, которые нуждаются в дополнительных сотрудниках, отдают предпочтение «готовым работникам», высвобожденным с других предприятий.

Личность – прежде всего

Каковы же ожидания сегодняшнего работодателя, каким требованиям должен отвечать молодой специалист, чтобы его заинтересовать?

Как мы можем видеть на диаграмме, для компаний важны три основных момента: оценка личностного потенциала молодого специалиста, его знаний в области специализации и его готовность работать в текущей ситуации за те деньги, которые ему предлагаются. С точки зрения вузов, выпускник должен обладать еще и опытом работы (хотя для двух третей компаний это не такой значимый критерий) и, чаще всего, быть готов переквалифицироваться под требования вакансии. Интересно, что сами вузы более склонны выделять требование к переквалификации, чем работодатели.

Умение продавать себя на собеседовании традиционно считается важным фактором для трудоустройства со стороны вузов и, по понятным причинам, не выделяется работодателями. Престижность образования играет большую роль для учебных заведений, нежели для работодателей.

Когда в ответе вуз

Тем не менее, стоит учесть, что выпускники престижных вузов России все же испытывают гораздо меньше трудностей в поиске работы. Во многом благодаря разработке и реализации учебными заведениями собственной антикризисной программы, включающей пункт трудоустройства выпускников.

Например, ректор РУДН Владимир Филиппов отметил в интервью одному из авторитетных изданий: «Мы выпускаем бакалавров и магистров, и каждый, будь то инженер или специалист по сельскому хозяйству, помимо основного диплома, получает диплом переводчика. Согласитесь: немного есть вузов, где готовят горняков или агрономов, скажем, с китайским или арабским языком. А мы это делаем. Второй важный момент. Прямо на выходе мы даем всем нашим студентам второе высшее образование. РУДН заключил соглашения с рядом зарубежных вузов о совместных магистерских программах: год ребята учатся там, а год – у нас. В итоге, все наши выпускники имеют не один, а два диплома о высшем образовании. А плюс к тому – еще по 3-4 сертификата о дополнительном профобразовании (в РУДН 720 программ дополнительного образования самого разного профиля). Ни один выпускник РУДН никогда не регистрировался на биржах труда».

Одной из антикризисных мер стал также закон о создании малых предприятий при вузах, который был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым в августе этого года. Высшие учебные заведения теперь могут сами трудоустраивать выпускников, желающих продолжить научную карьеру. По предварительным подсчетам, такая возможность поможет не остаться без мест 30 тыс. дипломников. Причем, как настаивал Дмитрий Медведев, работу выпускникам и аспирантам должны предложить уже осенью этого года. Однако, по мнению некоторых экспертов, по-настоящему закон заработает лишь осенью 2010-го. А первые результаты, как выяснил «МК», можно будет увидеть лишь во второй половине учебного года.

Подумали заранее

Естественно, меньше проблем у молодых специалистов, которые уже давно совмещали работу с учебой. В безусловном выигрыше выпускники, имеющие редкие, востребованные на рынке труда специальности.

И все же, по данным СМИ, если раньше каждую осень компании активизировались и набирали персонал, то этой осенью все ждут третьей волны сокращений. И устраиваться молодым специалистам будет просто некуда. Около 700 тысяч безработных выпускников – по мысли изучающих эту тематику журналистов – не пойдут на биржи труда (для молодых специалистов это противоестественно), но скоро попадут в статистику безработных, рассчитанную по методологии МОТ. Таким образом, вместе с 400 тыс. официальных безработных, которые потеряют место осенью, – такие данные приводит глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков на основе мониторинга ФНПР – в ближайшие два месяца в России станет более чем на 1 млн. безработных больше.

По материалам печатных и электронных СМИ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, трудоустройство выпускников, кризис и антикризисные меры, акцент, ао-33

Похожие материалы:
Тенденции рынка труда Татарстана
ТИСБИ: инновационный рост
Проблема содействия трудоустройству выпускников
Архитектура посткризисного периода
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса
Тенденции рынка труда в условиях кризиса
Обзор рынка труда города Зеленодольска
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Особенности нижегородского профессионального образования
Противодействие кризису в системе ВПО в России и мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ФОРУМЕ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»: ВОПРОСЫ ПРАГМАТИКИ И ЭТИКИ
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
Из журнала
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#100Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку