Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стабильность вуза в его внутренней политике

Омский институт (филиал) РГТЭУ за пятьдесят лет существования упрочил статус вуза, успешно конкурирующего с крупными университетами области.

Просмотров: 2180

С.Е. Метелёв, директор Омского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ», доктор экономических наук, профессор

С.В. Ефимова, заведующая кафедрой, кандидат философских наук, профессор

Пройдя полувековой путь от учебно-консультационного пункта до института, коллектив Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета упрочил статус вуза, успешно конкурирующего с крупными университетами области. Каковы же основы внутренней политики учебного заведения, позволяющие сохранять стабильные позиции?

В условиях усиливающейся конкуренции, связанной не только с экономическим кризисом, но и демографическим спадом, в течение последних пяти лет институт позиционирует себя как единственный в регионе профильный вуз, который готовит кадры высшего уровня для сферы торговли. Это позволяет формировать абитуриентскую базу и находить социальных и коммерческих партнеров.

К вопросам взаимодействия с внешней средой вуз подходит по-научному, в том числе и при открытии новых специальностей. По самым скромным подсчетам, в Омской области в сфере торговли заняты от 130 до 14 0 тыс. человек, а учебных заведений, готовящих для отрасли специалистов, стало не намного больше, чем в конце 80-х годов ХХ века. По результатам исследований рынка труда в институте были открыты новые специальности: «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» и «Маркетинг». Многие полагают, что учиться торговле нет смысла, ибо сегодня в торговых сетях существует система корпоративного обучения, тренингов по продажам и т.п. Но практика показывает, что цели при обучении в таких системах упрощены, там обучают исключительно владению технологиями. Высшее торговое образование позволяет эти технологии разрабатывать и внедрять в практику торговли. Именно этим занимается коллектив института. А при открывающейся возможности создавать свои хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности эта практика еще больше расширится.

Специалисты знают, что торговля – это не только продавец и покупатель, а еще товарные потоки, качество товаров, контрафактная продукция, кадры и другие проблемы, которые стоят перед организатором не только крупного супермаркета или бутика, но и индивидуальным предпринимателем. Именно такое широкое видение процессов рынка привело к тому, что уже в течение десяти лет регулярно институт проводит торгово-экономические чтения. В ходе их проведения – в рамках научно-практических конференций, в том числе и студенческих – обсуждаются вопросы безопасности и качества товаров, развития коммерческой деятельности и логистики в современной инфраструктуре потребительского рынка, проблемы инновационного развития субъектов экономики, управленческие, маркетинговые, правовые вопросы и др. Источником и результатом является разработка научно обоснованных проектов: как для предприятий города, так и для индивидуальных предпринимателей.

Торговать сегодня приходится и заводу, и фермеру, и парикмахеру, и администрациям, то есть в той или иной степени торговля пронизывает все сферы деятельности. Поэтому в институте разработан пилотный проект формирования кластера «Омское торгово-экономическое образование», в рамках которого можно будет объединить все заинтересованные структуры, а подготовка специалистов торгово-экономического профиля станет неотъемлемой частью образовательных структур. Уже сегодня центр развития профессиональной карьеры занят переподготовкой специалистов не только торговых предприятий – таких, например, как «Технософия», – но и департамента недвижимости городской администрации, радиозавода им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) и др.

Участвуя в конкурсах учебных программ, которые проводит Омский региональный бизнес-инкубатор, институт не раз становился базой для проведения комплекса образовательных мероприятий: например, «Эффективное управление малым бизнесом». Этот проект был реализован на некоммерческой основе и рассчитан на предпринимателей – как уже работающих, так и начинающих, – а также на тех, кто только планирует открыть свой бизнес. Такое включение в проблемы рынка помогает выпускникам быть востребованными: около 10 процентов из них создают свой бизнес, а также – как отметила президент Омской торгово-промышленной палаты Татьяна Хорошавина (кстати, выпускница вуза) – их буквально «расхватывают» работодатели: крупные торговые компании города и области.

В течение последнего десятилетия выпускники вуза не стоят на бирже труда и до 90 процентов трудоустраивается в течение месяца после окончания института. Безусловно, и администрация института, и коллективы выпускающих кафедр помогают студентам найти места эффективной практики, которые впоследствии часто становятся рабочими местами будущих специалистов.

Кроме этого, в вузе действует система дополнительного образования, и студенты могут получить документ о дополнительной специальности.

Непростая демографическая ситуация сказывается на работе института, люди, желающие получать образование не всегда могут изыскать необходимые средства для образования. Но и это учитывает администрация вуза, видя выходы в создании корпоративных групп. Подобная практика позволяет, с одной стороны, решить проблему вуза по набору студентов, с другой – предприятия, которому необходимы квалифицированные специалисты. Социальными партнерами деятельности в рамках данного проекта являются крупнейшее торговое предприятие города торговый центр «Омский», колледж торговли, экономики и сервиса, Омский и Большеуковский районы области. Оплата за обучение в таких группах снижена, разрабатываются и индивидуальные графики оплаты при наличии материальных затруднений у студентов.

Выпускники Омского института (филиала) РГТЭУ трудятся в Москве и Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске и Сургуте, Казахстане, Чехии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратах, в Соединенных Штатах Америки. И не только на предприятиях торговли, но и в банках, администрациях и т.п.

Есть среди студентов и интеллектуальная элита: стипендиат Президента России, лауреаты Всероссийской олимпиады по менеджменту, конкурсов «Золотой резерв предпринимательства», «Лучший студент-бухгалтер». Часть выпускников вливается в ряды преподавателей альма матер: десять из более ста преподавателей института – свои выпускники. Аспиранты совмещают работу с учебой.

Показательны результаты опроса студентов очной формы обучения. Он показал, что на вопрос: «Интересно ли вам учиться в институте?» – 64 ,1 процента ответили: «Скорее да, чем нет». Как позитивную морально-нравственную атмосферу в институте оценили 74 ,36 процента.

Участие в конкурсах различного уровня – от региональных до российских – и призовые места говорят не только об уровне подготовки студентов, но и об уровне подготовки наставников, помогающих готовиться к таким конкурсам. Повышение уровня квалификации решается в рамках партнерских отношений с вузами города: ОмГУ, ОмГПУ и другими. Одно из последних мероприятий – «Антикризисный операционный менеджмент» – по повышению квалификации специалистов института.

Достижения вуза хорошо подготовлены. Директор Омского института (филиала) РГТЭУ Сергей Ефимович Метелёв и сам активно участвует в различных профессионально значимых состязаниях: он лауреат всероссийского конкурса «Менеджер года» 2006 года и победитель 2008 года. Работающая под его руководством кафедра «Финансы и кредит» в 2009 году стала лауреатом всероссийского конкурса «Лучшая экономическая кафедра».

Институт аргументировано доказывает, что образование, которое здесь получают молодые люди, имеет золотой вес: в 2006 и 2008 году вуз заслуженно стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги в системе высшего образования». Омский институт был в числе первых среди учебных заведений города, сформировавших систему управления качеством образования, гарантирующую высокий уровень подготовки специалистов по всем формам обучения. Омским институтом (филиалом) РГТЭУ получен сертификат соответствия, удостоверяющий, что его система менеджмента качества, применительно к деятельности в области высшего профессионального образования, соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. С 2006 года директор института С.Е. Метелёв является членом-корреспондентом межрегиональной общественной организации «Академия проблем качества». На сегодняшний день коллектив готов к получению международного сертификата качества, что с реформой образования и вхождением в Болонское соглашение позволит еще более укрепить позиции выпускников на рынке труда.

Но что стоит будущий специалист торговой отрасли без знания реальных тенденций международной торговли, перспектив российского и международного сотрудничества? Самую современную информацию об этих процессах преподавателям и студентам Омского института (филиала) РГТЭУ дает возможность иметь сотрудничество с Торгово-промышленной палатой. По итогам переговоров в 2008 году, в вузе состоялась стажировка ассистента профессора из университета Пардубице (Чехия) Либуше Чекановой. Доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Б.П. Воловиков выиграл грант по программе «Erasmus – Mundus». В течение полугода проходило изучение опыта работы итальянских предприятий и преподавания курса «Стратегии предприятия» в университете г. Удине. Некоторые методики стратегического планирования преподавателя из Омска заинтересовали итальянских представителей бизнеса, а институт рассматривает предложение об участии в европейском гранте.

Российские партнеры по ТПП и общественным организациям – таким как Союз делового сотрудничества предприятий торговли Омской области – становятся самыми взыскательными экспертами выпускных дипломных работ, являясь председателями ГАК.

Во многом стабильное развитие института определяется тем, что его внутренняя политика связана:

  • с системой менеджмента качества образования;
  • поддержкой профессорско-преподавательского состава, повышением уровня его квалификации;
  • интересом к студенту как личности и будущему коллеге;
  • деятельностью по выявлению перспективной абитуриентской базы;
  • формированием корпоративных групп;
  • системой социального партнерства.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: филиалы, омская область, РГТЭУ, ВПО, личный опыт, ао-34

Похожие материалы:
Многовариантность образовательного пространства
Главный результат работы вуза – востребованность его выпускников
Белгородский государственный технический университет им. В.Г. Шухова в Ставропольском крае
Омский региональный институт: в поисках новизны
Филиал вуза как ресурс развития территории
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Соответствовать авторитету головного вуза
Университетский комплекс – инновационный, сетевой вуз
Читинский государственный университет: акцент на науку
Десять ресурсных центров одного университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#96Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#109СВФУ им. М.К. Аммосова активно реализует онлайн-проекты в области русистики
#109Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний