Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие не бумажной, а живой науки

Интеграция образования и науки для университета – основа его развития. Инновационной деятельностью университет начал заниматься несколько лет назад. В этой работе вуз опирается, прежде всего, на сотрудничество с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Правительством Камчатского края.

Просмотров: 1313

Н.Г. КЛОЧКОВА, проректор по научной работе Камчатского государственного технического университета, доктор биологических наук

Кадры для рыбопромышленного комплекса

Камчатка – далекая восточная окраина огромной России. Несмотря на отдаленность, она имеет очень важное для страны экономическое и военно-политическое значение благодаря исключительному географическому положению и богатым природным ресурсам. На квадратный метр территории здесь приходится пять квадратных метров площади исключительной экономической зоны, что относится к наивысшим экономическим показателям в России и мире. Примыкающий к Камчатке шельф относится к наиболее рыбопродуктивным районам Мирового океана. Неудивительно, что рыбохозяйственный комплекс в общей структуре камчатской промышленности составляет более 50 процентов, а объем промышленного производства на душу населения является самым высоким на Дальнем Востоке РФ.

Население Камчатки при низкой численности характеризуется высоким интеллектуальным потенциалом. Так, в 2003 году показатель численности студентов вузов на 10 тыс. населения, согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, составлял 527, а в целом по России было 386. Такая ситуация в высшем образовании сложилась во многом благодаря активной деятельности Камчатского государственного технического университета (учредитель – Федеральное агентство по рыболовству), обеспечивающего подготовку кадров для самой развитой в крае рыбной промышленности.

КамчатГТУ является самым крупным, динамично развивающимся вузом края и в настоящее время. Даже с учетом всех накрывших страну демографических проблем здесь обучается более 7 тыс. студентов – будущих судоводителей, морских инженеров, ихтиологов, технологов пищевой промышленности, специалистов по информационным системам, организаторов производства и других специалистов. В профессорско-преподавательском коллективе университета работают 135 докторов и кандидатов наук. Это намного больше, чем в любом другом камчатском образовательном или научно-исследовательском учреждении. Самый крупный на Камчатке научный коллектив объединяет общая задача – всемерно способствовать модернизации рыбной отрасли и обслуживающей ее инфраструктуры, рациональному использованию и сохранению природных ресурсов и социально-экономическому развитию региона.

Сплав науки и образования

Интеграция образования и науки для университета – основа его развития. Во время своего стремительного подъема в конце прошлого – начале нынешнего, XXI века при открытии новых кафедр и новых специальностей вуз постоянно привлекал к работе специалистов из камчатских научных организаций.

Первые самые тесные интегративные связи сложились с Камчатским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии. В настоящее время наши выпускники из КамчатНИРО уровень образования повышают в аспирантуре университета. В период работы в 2005-2007 годах открытого при вузе диссертационного совета КМ 307.008.01 несколько сотрудников института защитили в альма матер кандидатские диссертации. Работа нового диссертационного совета Д 307.008.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям «Ихтиология» и «Экология» началась также с защиты кандидатской диссертации сотрудницы КамчатНИРО, выпускницы нашей аспирантуры.

Отношения с другими научными учреждениями складывались столь же плодотворно. Их официальным закреплением было заключение с рядом академических институтов договоров о создании интегративных кафедр. Сейчас в университете их 6, и все активно работают. Так, научный коллектив одной из интегративных кафедр получил грант Президента РФ на выполнение инновационного проекта.

Инновационной деятельностью, которая, как известно, связана с трансформацией результатов научных исследований и разработок в технологически новые или улучшенные продукты и их внедрением на рынок, университет начал активно заниматься несколько лет назад. В этой работе вуз опирается, прежде всего, на сотрудничество с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Правительством Камчатского края.

Поскольку фонд осуществляет финансирование проектов, победивших на конкурсе только через малые инновационные предприятия, в 2006 году – после первых побед наших сотрудников в программах СТАРТ и «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» – при университете было создано инновационное предприятие ООО «Реолог». Оно нацелено на разработку новых наукоемких технологий переработки морепродуктов и получение новых видов пищевой рыбной продукции с улучшенными свойствами. Средства, которые ООО «Реолог» получил от фонда, были потрачены не зря. Итогом работ по проекту стали разработка и утверждение нормативно-технической документации, получение патента на новый вид продукции, защита кандидатской диссертации и публикация монографии.

Число разработчиков растет

Чтобы сформировать устойчивый интерес молодежи к инновационной деятельности, в КамчатГТУ проводятся внутренние конкурсы инновационных проектов, и победители за счет внебюджетных средств получают небольшую финансовую поддержку – 200 тыс. рублей на продолжение своих исследований. Одним молодым ученым она позволила приобрести недорогое оборудование, другим – осуществить научную командировку, оплатить химические анализы и другие услуги сторонних организаций.

Одной из эффективных форм привлечения в науку студентов и молодых специалистов и формирования ее привлекательного имиджа является стимулирование участия в различных научно-организационных мероприятиях: школах-семинарах, семинарах-тренингах, мини-конференциях. Там слушатели узнают о правилах подготовки заявок на гранты и конкурсы, формах представления результатов НИР, правилах оформления рукописей, подготовки докладов. В последние годы такие мероприятия проводятся на регулярной основе, и результаты усилий, затраченных на их организацию, налицо: число разработчиков инновационных проектов и победителей конкурсов разного уровня в среднем увеличивается на 15 процентов ежегодно.

В 2009 году студенты, аспиранты и молодые ученые КамчатГТУ приняли активное участие в молодежном инновационном конвенте, организованном Правительством РФ и государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках проекта «Зворыкинский мост». Победителями регионального отборочного этапа конвента стали 6 студентов и аспирантов, окружного этапа во Владивостоке – 2. Один из победителей окружного этапа далее представлял свой проект на всероссийском уровне в Санкт-Петербурге, второй стал победителем конкурса «У.М.Н.И.К.».

В 2010 году наши молодые ученые приняли участие в конкурсе молодых изобретателей, организованном Молодежным парламентом при Правительстве Камчатского края. Гранты Правительства получили 9 инновационных проектов. Еще 5 человек в 2010 году стали победителями конкурса проектов по программе «У.М.Н.И.К.». К сожалению, фонд пока не имеет своего представительства на Камчатке. В связи с этим для участия в аккредитованном фондом мероприятии из нескольких победителей отборочного этапа конкурса мы можем отправить за пределы Камчатки только двух самых лучших. Очень надеемся, что в скором времени представительство появится и на Камчатке.

Крупнейший патентодержатель Камчатки

В конце 2010 года университет открыл еще одно инновационное предприятие ООО «ЭкоБиоТех», которое является, пожалуй, самым крупным на Камчатке патентодержателем. В качестве нематериальных активов университет внес в уставной капитал общества четыре патента.

Для проведения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на выпуск высокотехнологичной пищевой продукции, технических изделий, новых программных продуктов и другой важной для развития рыбной отрасли научной продукции два года назад в университете на конкурсной основе было создано 6 научно-исследовательских лабораторий. Их возглавляют доктора и кандидаты наук, как правило, руководители научных школ и отдельных специальностей аспирантуры. Сейчас все лаборатории имеют собственные помещения и научное оборудование. Каждая из них включает в свой штат одного или двух аспирантов или одного соискателя. Зарплата младшего научного сотрудника или даже ее половина для них – хорошее материальное подспорье и возможность сосредоточиться на своих исследованиях.

Следует отметить, что именно аспиранты, являющиеся сотрудниками исследовательских лабораторий, – самые активные участники всех научно-организационных мероприятий и конкурсов. Еще не совсем понятно, что здесь является причиной, а что – следствием: то ли в штат лабораторий сумели подобрать самых талантливых молодых ученых, то ли работа в лаборатории на постоянной основе дала им возможность стать успешными. Но как бы то ни было, явно, что создание и оснащение научных лабораторий, привлечение к проводимым в ней исследованиям студентов, магистров и аспирантов, активное внедрение результатов НИР и практических разработок в образовательный процесс – верный путь развития в КамчатГТУ не бумажного, для отчета, а живого, постоянно совершенствующегося научно-образовательного центра и основа успеха инновационной деятельности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Профессиональные эксперты в образовании
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Курс на формирование компетенций
Взаимодействие вуза и социально-культурной среды
Воронежский юридический техникум - территория нравственности
Белгородский механико-технологический колледж: воспитание как система
Закончен год, законотворчество продолжается
Качество образования зависит не от статуса вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ