Татарстан: конкурентоспособная система образованияТатарстан ориентирован на инновационное развитие экономики, в которой отводится важная роль кадрового и научного обеспечения народного хозяйства профессиональному образованию, поддержке талантливой молодежи и международному сотрудничеству. Просмотров: 3780
Создание конкурентоспособной системы образованияТатарстан ориентирован на инновационное развитие своей экономики, в которой профессиональному образованию отводится важная ролькадрового и научного обеспечения отраслей народного хозяйства в соответствии с запросами рынка труда. Основная стратегическая цель – создание в республике конкурентоспособной системы образования, соответствующей стратегии и потенциалу социально-экономического развития Татарстана как общероссийского лидера. Начальное и среднее профессиональное образование
В настоящее время получение начального и среднего профессионального образования в Республике Татарстан обеспечивается в 166 инновационных учреждениях. Из них 16 (10,38 процента) – федерального подчинения, находятся в ведении Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Федерального агентства земельного хозяйства РФ, Федерального агентства связи РФ; 150 (89,6 процента) – республиканского подчинения, находятся в ведении Министерства образования и науки РТ, Министерства здравоохранения РТ, Министерства культуры РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. Среди учреждений начального и среднего профессионального образования 26 (19,5 процента) – победители приоритетного национального проекта «Образование». С 1 января 2008 года 51 (43,5 процента) учреждение начального и среднего профессионального образования перешло в статус автономных образовательных учреждений (АОУ). Очевидно, что преимуществами АОУ являются конкурентная среда, экономическая самостоятельность, определяющая роль основного заказчика кадров через наблюдательные советы, ответственность руководителя за принимаемые решения. В 2008-2009 учебном году в ссузах республики обучалось 51 726 студентов, из них в государственных ссузах – 46 991 (90,8 процента), в учреждениях на чального профессионального образования – 18 304. Количество обучаемых в учреждениях НПО ниже показателей предыдущего учебного года на 50,6 процента в связи с сокращением количества учреждений НПО на 65,2 процента. При этом в полном объеме сохранены направления подготовки квалифицированных кадров, обеспечена доступность получения начального профессионального образования для выпускников общеобразовательных школ всех населенных пунктов республики.
В республике за период 2007-2009 годов произошло увеличение количества учреждений СПО: создано 16 двухуровневых колледжей, осуществляющих подготовку кадров с начальным и средним профессиональным образованием, в рамках которых комплексно решаются задачи преемственности образовательных программ разного уровня и эффективного использования материальнотехнической базы, преподавательских кадров и финансовых ресурсов. В настоящее время на завершающем этапе согласований создание еще 4 двухуровневых колледжей. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ является учредителем учреждений НПО и основным партнером Министерства образования и науки РТ в формировании политики республики в сфере подготовки квалифицированных кадров для экономики. Совместными усилиями этих министерств в 2008-2009 году продолжена работа по совершенствованию структуры подготовки кадров. В республике осуществляются программные мероприятия по поддержке одарённых детей и талантливой молодежи, реализация которых способствует поднятию престижа рабочих и инженерных профессий. Высшее профессиональное образование
На территории республики осуществляют образовательную деятельность 37 высших учебных заведений, в том числе 22 государственных, 14 негосударственных и 1 образовательное учреждение ВПО, находящееся в ведении Министерства обороны РФ. Кроме этого, в Республике Татарстан оказывают образовательные услуги 58 филиалов образовательных учреждений ВПО, из них 27 филиалов – государственных вузов, 31 – негосударственных. К началу 2008-2009 учебного года численность штатного профессорско-преподавательского персонала составила 12 634 человека, из них докторов наук – 1 584 (12,5 процента), кандидатов наук – 5 918 (46,8), старших преподавателей и ассистентов – 5 132 (40,7). В 2008-2009 учебном году в вузах республики обучалось 201 836 студентов, из них в государственных вузах – 150 704 человек, в негосударственных – 51 132 человек. Негосударственные вузы составляют 47 процентов от общего числа вузов, в которых обучается 25 процентов студентов. Подготовка специалистов в вузах и их филиалах ведется по 292 специальностям ВПО. Кроме этого, обучение ведется по 81 бакалаврской программе и по 42 образовательным программам подготовки магистров. В 2008-2009 учебном году в учреждения ВПО принято 37 727 студентов, из них в государственные вузы – 29 096 и негосударственные – 4 348, в филиалы вузов, расположенных на территории республики, – 4 283 студента. Общее количество выпускников 2009 года – 39 050 человек. Выпуск специалистов по инженерно-техническим специальностям дневной формы обучения в 2009 году составил 9 073 человека (39,6 процента), по социально-гуманитарным специальностям – 13 805 человек (60,4 процента). Как и в прошлые годы, сохраняется преобладание выпускников социально-гуманитарных специальностей. В настоящее время в образовательных учреждениях ВПО Республики Татарстан обучается 1 045 иностранных студентов из 13 стран ближнего зарубежья и 52 стран дальнего зарубежья. Дополнительное и послевузовское профессиональное образование
В Татарстане 297 учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО), которые имеют лицензии на право реализации дополнительных образовательных программ, выданные Министерством образования и науки РФ и Министерством образования и науки РТ. В настоящее время в структуре вузов, расположенных на территории республики, действует 107 подразделений дополнительного и послевузовского профессионального образования. Вопросами послевузовского профессионального образования занимаются 22 подразделения ВПО (18 – государственных и 4 – негосударственных), в которых обучается 3 368 аспирантов и докторантов. Создан электронный каталог учреждений ДПО Республики Татарстан1. В рамках антикризисных мероприятий в 2009 году сформирована база данных о потребности в кадрах по наиболее востребованным профессиям и специальностям, в соответствии с которой 236 образовательных учреждений осуществляют профессиональную подготовку: по 90 программам профессиональной подготовки; по 81 программе переподготовки; по 123 программам повышения квалификации. Выявлено, что потребность в подготовке кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на 2009-2013 годы составляет: НПО – 123 646 чел. по 386 профессиям); СПО – 10 453 чел. по 75 специальностям; ВПО – 23 584 чел. по 135 специальностям и направлениям подготовки. Совместно с министерством промышленности и торговли РТ определена предполагаемая численность высвобождаемых работников по 25 градообразующим предприятиям – 4 326 чел., а также по планируемому количеству работников данных предприятий, направляемых на переподготовку, – 4 572 чел. В 2009 году в вузах республики завершают обучение 2 438 бакалавров. Магистерские программы представлены по 33 образовательным программам. Лицензии на продолжение обучения по магистерским программам имеют 6 вузов. Таким образом, продолжить обучение по магистерским программам из общего числа бакалавров имеют возможность 2 050 чел. В соответствии с этим, в адрес министерства образования и науки РФ от имени премьер-министра Республики Татарстан Р. Минниханова направлено письмо с ходатайством об увеличении количества бюджетных мест по техническим специальностям до 1 415 для обучения по магистерским программам. Ежемесячно проводится мониторинг выпускников очной формы обучения государственных образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО федерального и регионального (муниципального) подчинения, а также негосударственных учреждений профобразования Республики Татарстан по 28 укрупнённым группам специальностей:
Эффективным инструментом решения проблем по снижению давления на республиканский рынок труда является целевая контрактная подготовка, которая обеспечивает подготовку специалистов с реальными потребностями отраслевых министерств, муниципальных образований и предприятий городов и районов РТ. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2004 года № 308 «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройства» система целевой контрактной подготовки (ЦКП) специалистов направлена на решение проблем республиканского рынка труда. Совместно с 21 отраслевым министерством и ведомством Татарстана и 19 вузами сформирована сводная заявка на подготовку специалистов для предприятий и организаций республики в государственных образовательных учреждениях ВПО, расположенных на территории региона. Отметим наиболее важные мероприятия, проведенные в течение 2008-2009 учебного года.
Наука
Для выявления и поддержки талантливой и одаренной молодежи, а также воспитания инновационного мышления и культуры подрастающего поколения с 2005-2006 учебного года совместно с отделом развития воспитания и дополнительного образования детей и при содействии Инвестиционно-венчурного фонда РТ организованы и проведены четыре республиканских конкурса инновационных научно-технических проектов учащихся образовательных учреждений Татарстана «Перспектива». Цель конкурса – выявление молодежи, стремящейся к самореализации через научную деятельность, и стимулирование участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности через организационную и финансовую поддержку инновационных проектов молодых ученых, аспирантов и студентов. Как показывает анализ, наблюдается неуклонный рост как участников конкурса, так и количества проектов, прошедших в финальный этап. Если в первом конкурсе приняли участие 112 работ, во втором – 148, то в третьем – 224 работы. В четвертом конкурсе наблюдалось существенное снижение активности учащихся по представлению проектов, связанное с кризисной ситуацией в стране: было представлено 70 проектов, в финале приняли участие 46 проектов. Необходимо отметить, что существенно повысился содержательный уровень представляемых проектов: ряд разработок был близок к этапу коммерциализации. Начиная с 2009 года, конкурс «Перспектива» является участником программы «У.М.Н.И.К.-2009» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса 2009»). И в этом году два номинанта были отобраны для представления на межотраслевой молодежной научно-технической конференции «Идель-2», аккредитованной по программе «У.М.Н.И.К.-2009». Одним из самых передовых направлений современной науки являются нанотехнологии в биологии и медицине, или бионанотехнологии. Активная реализация правительством РТ программы грантов для прохождения научных стажировок в ведущих мировых центрах через министерство образования и науки республики, в рамках подпрограммы «Проектные группы», дала возможность многим молодым ученым и преподавателям вузов поработать в крупных зарубежных университетах, ведущих исследования в области перспективных технологий. Научная стажировка в ведущих центрах помогла в приобретении научно-исследовательского опыта, навыков работы на современной аппаратуре и оборудовании, а также в повышении квалификации в области бионанотехнологии и молекулярной биологии. В 2009 году министерством активно проводится работа по научному обеспечению и разработке различных проектов программ в сфере образования и науки. Согласно поручению президента РТ и решению Совета безопасности РТ № 31 от 31 марта 2008 года по вопросу «О состоянии и первоочередных задачах высшего профессионального образования в Республике Татарстан» разработан проект целевой комплексной программы развития профессионального образования в республике на 2009-2013 годы. Сегодня ведется работа над проектом плана-структуры программы развития системы образования на 2010-2015 годы. Формируются рабочие и экспертные группы, разрабатываются концептуальные основы программы и технические задания на проведение системных социологических исследований. Министерством осуществляется формирование базы данных по научным исследованиям и разработкам РТ. На сегодняшний день разработана структура базы, включающая исходную информацию о диссертационных советах, проектах, исполнителях, экспертах, инвесторах. Производится сбор и обобщение информации из вузов Республики Татарстан по инновационной деятельности, научным исследованиям и мероприятиям, данных по научным проектам и диссертационным советам. В соответствии с постановлением КМ РТ, формируется единая информационная база данных по одаренным детям и талантливой молодежи для ведения учета личных достижений учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов и молодых специалистов в различных конкурсах (творческих, научных), олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях различных уровней. В результате, станет возможным мониторинг и сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи через активное вовлечение в различные научные, научно-технические и инновационные проекты, координация их интеллектуального развития и индивидуальная поддержка наиболее талантливых. С целью выявления возможностей многоканального финансирования системы образования путем мониторинга мероприятий различных федеральных целевых программ создана и поддерживается в актуальном состоянии база данных по федеральным целевым программам. Совместно с Казанским государственным университетом разработан проект «Научно-инновационный портал Республики Татарстан», направленный на установление эффективного взаимодействия между молодыми исследователями, предприятиями РТ и бизнесом. Размещение его планируется на сайте образовательного портала РТ. Материал подготовлен по данным, предоставленным Министерством образования и науки Республики Татарстан. 1- на сайте Министерства образования и науки РТ в разделе «образовательные учреждения» – http://mon.tatar.ru Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|