Взаимодействие вуза и социально-культурной средыМодернизация России стремительно формирует кардинальные перемены, затрагивающие всех, в том числе и вузовскую систему страны. Новые принципы финансирования и оплаты труда, прием абитуриентов по результатам ЕГЭ, реализация принципов Болонского процесса – все это обуславливает необходимость поиска новой модели взаимодействия учебного заведения и социально-культурной среды. Просмотров: 2251
Модернизация России стремительно формирует кардинальные перемены, затрагивающие всех, в том числе и вузовскую систему страны. Новые принципы финансирования и оплаты труда, изменение уровней образования и типов учебных заведений, новые государственные стандарты, перестройка принципов аттестации и аккредитации, прием абитуриентов по результатам ЕГЭ, реализация принципов Болонского процесса – все это обуславливает необходимость поиска и формирования новой модели взаимодействия учебного заведения и социально-культурной среды. Сегодня уже можно говорить и об определенном опыте, и о новом качестве деятельности Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в этом направлении. Первое, с чем столкнулась академия, – достаточно ярко проявленный процесс развития двух систем образования: художественного и в сфере культуры и искусства. Дело в том, что до настоящего времени под термином «художественное образование» понималось любое образование, связанное с культурой и искусством. После того как в стране была разработана и принята Концепция развития образования в сфере культуры и искусства до 2015 года, подписанная В.В. Путиным, появилось два понятия: «художественное образование» и «образование в сфере культуры и искусства». Следовательно, появилась необходимость исследовать данную ситуацию и четко определить названные понятия. Прежде всего, следует отметить, что причинами такой мутации явились усложнение социально-психологической и культурной среды, а также изменение статуса, роли и значимости культуры и искусства в современном мире. Названные процессы и привели к появлению двух форм образования, действующих, как сообщающиеся сосуды. Каждая из них имеет свою специфику, решает свои задачи и выполняет свои функции, а значит – нуждается в изучении и разработке новой нормативно-правовой документации. * * * Другая проблема, меняющая функции и содержание деятельности академии, связана с формированием Новой культуры и Нового искусства XXI века. Первые исследования в этом направлении позволяют говорить, что статус, роль, функции, вектор развития данных областей человеческой деятельности сдвигаются от традиционного взгляда на них как на развлечение и организацию досуга к другому полюсу – развития, раскрытия внутреннего потенциала индивидуума, формирования инновационных технологий, повышающих качество человеческого ресурса и способствующих психофизическому оздоровлению нации. Как подчеркивают аналитики в области предполагаемых сценариев развития глобального рынка и глобальной экономики, доминирующую роль в этих процессах играет именно качество человеческого ресурса. А оно, в свою очередь, по данным исследований ЮНЕСКО, обусловлено качеством развития культуры и искусства, а также уровнем и качеством «инфраструктуры воображения». В сборнике под названием «АУМ», вышедшем в 2000 году (материалы исследований ученых-эзотериков США), обозначена очень важная для России проблема: в XXI веке в мире будет доминировать славянская русская культура, окрашенная мудростью Востока (славяно-евразийская культура), что, естественно, окажет огромное влияние на процессы и характеристики социально-культурного пространства мира, а следовательно, и на мировую систему образования в сфере культуры и искусства. По существу, названную ситуацию можно считать вызовом времени, так как для осмысления Новой культуры и Нового искусства XXI века потребуются фундаментальные исследования и большие усилия, связанные с разработкой стратегических задач абсолютно иного плана, касающихся и развития названной культуры, и соответствующего ей образования, и их финансово-юридического обеспечения. * * * Говоря о поиске новой модели взаимодействия академии с социально-культурной средой, нельзя обойти вниманием проблему капитализации социальной сферы. Анализ показывает, что изначально принципы взаимоотношений бюджетных и бизнес-структур не были обозначены юридически. Они развивались стихийно. Этому способствовала непродуманность нормативно-правовой базы в целом, из-за чего между бюджетной и бизнес-сферой была «поставлена стена», и, в результате, они стали развиваться каждая по-своему, практически не взаимодействуя. В 2009 году родился федеральный закон № 217 о создании бюджетными организациями хозяйственных обществ для практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности, но, к сожалению, он не разрулил сложившуюся ситуацию. Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств нацелена на взаимодействие с бизнесом и немало сделала для этого. Практика показала, с одной стороны, огромные перспективы совместной работы, а с другой – невозможность их реализовать из-за отсутствия должной нормативно-правовой базы, особенно в части финансовых взаимоотношений. Получилась странная картина: частичная капитализация работы вуза (оказание платных услуг населению) не стыкуется с бизнесом, который делает то же самое (оказывает платные услуги населению). Желание работать с академией у предприятий и фирм огромное, но финансовые взаимоотношения не позволяют соблюсти интересы и вуза, и бизнес-структуры. Из-за этого мы не можем реализовать интересные программы и планы, которые имеем. Без сомнения, надо начать работу по изменению данной ситуации, чтобы вузы и предприятия имели возможность нормально сотрудничать, помогать друг другу и развивать экономику конкретной территории. Сегодня в социально-культурной сфере происходят кардинальные изменения. Очевидно, что в жизни современного общества духовные ценности отодвигаются назад, а материальные – доминируют. Культ материального богатства и денег изменяет картину современной России и ее человеческий капитал. Это создает социальные и культурные мутации и деформирует личность. Не пополняются информацией эгрегоры разных этносов и нарушается энергоинформационная жизненная система страны. В данной области также необходимы фундаментальные исследования, основанные на имеющихся энергоинформационных и резонансных научных теориях. Особую озабоченность у коллектива академии вызывают факты негативного воздействия культуры и искусства на людей. Эта сторона вопроса почти не известна и практически не исследована. Например, мало кто знает о фактах использования наднациональной музыки как психотропного оружия. Они показывают, что в наше время культура и искусство разделяются на «плюс» и «минус». Не учитывать данное обстоятельство в подготовке кадров для Новой культуры и Нового искусства просто невозможно. * * * Таким образом, в современном обществе идут очень сложные процессы, меняющие социально-культурную, образовательную, психологическую картину российского общества. Президент и правительство страны поставили перед вузами задачу – искать инновационные подходы для решения нестандартных проблем. Как ответ на это предложение в академии формируется инновационная модель взаимодействия с новой социально-культурной и психологической средой. В общих чертах она базируется на следующих подходах. Во-первых, уровень духовной и творческой составляющей в процессе обучения должен стать основным показателем качества подготовки и профессиональных кадров, и личности. Во-вторых, ведущим для развития личности является принцип гармонии, поскольку только он способствует формированию более высокого уровня сознания, по отношению к тому, которое студенты имеют сегодня (принцип использования одновременно двух полушарий, мужского и женского начала). В-третьих, необходимо расширять возможности культуры и искусства в плане разработки и применения инновационных технологий психофизического оздоровления нации, а также формирования новой культуры взаимодействия с Миром Земли и Природы. Наконец, надо использовать в учебном процессе принцип развития многообразия, который служит основой конкурентоспособности людей и создает новые, отличные от сегодняшних типы и виды деятельности студентов. * * * В заключение следует отметить, что в академии процесс формирования инновационной модели идет активно. Так, например, разработан и реализуется в коррекционной школе-интернате для слабослышащих и глухих детей проект Театра мимики и жеста «Голос тишины». Он основан на использовании новых технологий психофизического оздоровления детей. Как показал пока еще небольшой опыт, результаты обнадеживающие. Другой проект связан с возрождением истории и культуры казаков Забайкальского казачьего войска и использовании особенных технологий оздоровления XVI-XVIII веков, основанных на взаимодействии с миром природы и направленных на развитие духовности. Еще один проект «Музыка и гармония» нацелен на пробуждение духовного и творческого начала у студентов на основе классической музыки разных времен и народов. Наконец, для психофизического оздоровления студентов академии разработана уникальная методика музыкальной терапии, способствующая восстановлению энергоинформационного баланса, внутренней гармонии и развитию инфраструктуры воображения. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|