Ключевые темы номера: образовательная деятельность учебных заведений; проблемы и перспективы профессионального образования; гарантия качества высшего образования; преподавательские кадры системы СПО.
Ключевые темы номера: образовательная деятельность учебных заведений; проблемы и перспективы профессионального образования; гарантия качества высшего образования; преподавательские кадры системы СПО.
Первое в 2013 году заседание Комитета Госдумы РФ по образованию открыл первый заместитель председателя комитета Олег Смолин. Были представлены план работы комитета на ближайший период, направления деятельности подкомитетов – по вопросам здоровья и физического воспитания, соблюдения прав и социальной защиты участников образовательного процесса, а также озвучены перспективные направления совершенствования законодательства профильной сферы.
Ахим Хопбах: «На меня произвело большое впечатление, <...> как высоко желание российских коллег реализовать инструменты Болонского процесса у себя в стране». Предлагаем вниманию читателей интервью с президентом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).
Сегодня очень много и на всех уровнях говорят о качестве образования. Но позвольте спросить: какое качество образования мы хотим и какое нужно России? Владимир Шадриков, директор Института содержания образования НИУ ВШЭ, уделяет в статье пристальное внимание проблеме подготовки кадров для инновационной экономики.
Дефицит публикаций российских авторов в иностранных научных журналах превратился в острую тему. Можно спорить об объективности рейтингов, игнорировать их, составлять свои, играть составляющими индексов. Однако очевидного факта это не изменит: в зарубежной академической печати роль России в лучшем случае периферийна. Так считает программный директор Российского совета по международным делам Иван ТИМОФЕЕВ.
Юргинский технологический институт прошел достойный путь – от учебно-консультационного пункта ТПУ до высшего учебного заведения, деятельность которого вносит заметный вклад в социально-экономическое развитие Кузбасса. О главных итогах деятельности вуза в беседе с корреспондентом «АО» рассказал директор Андрей ЕФРЕМЕНКОВ.
В Томске состоялась общероссийская научно-практическая конференция «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации». Участниками конференции было предложено сформировать комплексную программу новой индустриализации России и придать ей статус федерального закона.
В настоящее время в лесном комплексе чрезвычайно остро ощущается потребность в специалистах, обладающих современными знаниями и навыками. Состояние кадрового потенциала на многих предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли является критическим, поскольку средний возраст работающих превышает пятьдесят лет.
Региональным университетам, в отличие от более крупных исследовательских (отраслевых) и тем более федеральных вузов, гораздо сложнее соответствовать критериям перечня. Причины этого ясны: меньше человеческих и материальных ресурсов, не настолько широкая известность, преимущественная ориентация на интересы региона и, как следствие, невысокий уровень поддержки со стороны федеральных и международных ресурсных центров.
Самая значительная претензия к негосударственным вузам – некачественное образование. Но в данном случае эксперты отмечают общее падение образовательного ценза, и негосударственные вузы, как более мобильные во всех отношениях, лишь отражают эту общую ситуацию в стране.
С 2006 года в Пермском филиале ИВЭСЭП успешно действует система менеджмента качества (СМК). Политика качества образования строится в рамках программы головного вуза, отражающей степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».
Стратегия международной деятельности Ивановского государственного энергетического университета строится на выявлении конкурентных преимуществ каждого факультета и кафедры и нахождении точек пересечения с интересами партнеров.
Пять лет назад в Балтийском федеральном университете имени И. Канта был создан Инновационный парк. Это стало практическим, зримым итогом реализации инновационной образовательной программы университета, ставшей в 2007 году победительницей конкурса вузовских программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Как и чем живет парк сегодня, рассказывает директор Инновационного парка БФУ имени И. Канта Владимир ЛЕЙЦИН.
Как разомкнуть порочный круг кадрового кризиса инженерного корпуса на предприятиях отечественной промышленности? По мнению автора статьи, одним из реальных инструментов вывода российского авиастроения из кадрового кризиса является система мер, обозначаемая как система «Три П»: полипрофессиональная проектная подготовка.
Одной из основных задач Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.К. Беляева является развитие науки посредством научных исследований и творческой активности научно-педагогических работников и обучающихся, а также подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
В Республике Казахстан принципы новой парадигмы знаний отражены в государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. Попытаемся ответить на вопросы: как встроена система оценки качества образования в решение поставленных государством задач, как модернизируется эта система в контексте общемировых тенденций, как она реагирует на изменения в отечественном образовании?
Востребованность выпускников высших учебных заведений как в России, так и в Казахстане является одной из актуальных проблем. О подготовке кадров, способных реализовать программу социальной модернизации Казахстана, рассказывает Серик СВЯТОВ, ректор Казахского экономического университета имени Турара Рыскулова (КазЭУ), одного из ведущих экономических вузов страны
Казахстан по инициативе президента республики пошел по пути создания в Астане вуза нового качества – как национального бренда, гармонично сочетающего казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель и научную практику. Представляем вниманию читателей интервью ректора Назарбаев Университета Шигео Катсу.
В канун 2013 года в Баку прошла международная конференция «Государственная комиссия по приему студентов – 20 лет: этапы развития». Во встрече приняли участие представители Азербайджана, Турции, Великобритании, Нидерландов, России, Казахстана и других стран.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала