Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ахим Хопбах: «Мы все стараемся решить одни и те же задачи»

Ахим Хопбах: «На меня произвело большое впечатление, <...> как высоко желание российских коллег реализовать инструменты Болонского процесса у себя в стране». Предлагаем вниманию читателей интервью с президентом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Просмотров: 2449

Интервью с президентом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA)

ХОПБАХ Ахим – президент Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), член Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG), генеральный директор Агентства гарантии качества и аккредитации Австрии (AQ Austria), член Гонконгского аккредитационного совета.

У руля европейской гарантии качества

– Господин Хопбах, позвольте начать нашу беседу с вопроса о том, как вы пришли в сферу гарантии качества высшего образования? Было ли это целенаправленным выбором карьеры или в большей степени стечением обстоятельств?

– Скорее, это был плавный переход. В 2001 году я начал работать в Германской конференции ректоров (Ассоциация университетов и институтов высшего образования Германии, HRK), и в сферу моей компетенции входили вопросы, связанные с преподаванием и обучением. Процессы гарантии качества приобретали все большую значимость и постепенно стали неотъемлемой частью моей работы. Затем возглавил проект, направленный на содействие внедрению внутривузовских механизмов обеспечения качества. В этот период получил юридический статус Аккредитационный совет Германии, и стало ясно, что немецкая система высшего образования нуждается в реформировании. Я увидел в этом потенциал для развития системы в том направлении, которое предоставило бы вузам и всем заинтересованным сторонам гораздо больше возможностей, чем раньше. Так постепенно и вошел в деятельность сферы гарантии качества высшего образования.

– Вы находитесь на посту президента ENQA с сентября 2009 года, в ноябре 2013 года истекает второй (согласно уставу ассоциации – последний) срок ваших полномочий. С одной стороны, многое сделано, и есть время для реализации новых идей и текущих проектов, с другой – уже можно подвести предварительные итоги работы. Что бы вы отнесли к главным достижениям своей команды?

– Думаю, за это время ассоциация пришла к эффективному выполнению своей функции «гейткипера» (от англ. gatekeeper – привратник), обеспечивая доступ к деятельности на территории Европейского пространства высшего образования только для достойных доверия, профессионально работающих агентств. Непрерывно растет число стран, где полноправное членство в ENQA рассматривается как доказательство высокого качества деятельности агентств. ENQA координирует внешние экспертизы агентств в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества в высшем образовании (ESG), внося тем самым огромный вклад в развитие международного признания агентств в масштабах Европы. Выступая как «голос агентств» в европейском пространстве высшего образования (EHEA), Ассоциация сегодня играет значимую роль в процессах принятия политических решений, в том числе на уровне отдельных государств. К последним тенденциям отнесу то, что официальное мнение ENQA имеет значительное влияние на внутригосударственные дискуссии о развитии национальных систем гарантии качества и, в частности, на все решения, касающиеся работы агентств. Безусловно, мы рады тому, что наши экспертное знание и опыт востребованы. Для меня самое главное – что мы способны оказать поддержку большому числу агентств в успешном внедрении стандартов ESG на национальном уровне, что, в свою очередь, помогло этим агентствам получить полноправное членство в ENQA.

– Что хотелось бы успеть сделать до окончания срока президентских полномочий?

– Мы должны завершить подготовку первого варианта проекта по пересмотру ESG. Это исключительно важная инициатива, которую ENQA реализует совместно с партнерами – EUA, EURASHE, ESU, BusinessEurope, Education International and EQAR1. Стандарты ESG в ходе Болонского процесса доказали свою значимость и эффективность, оказали огромное влияние на развитие систем, процессов и процедур гарантии качества на институциональном и национальном уровнях. Столь же значительное влияние они оказали и на развитие агентств. Именно поэтому так важно осуществить пересмотр стандартов, чтобы еще более усилить их соответствие поставленным целям, а именно обеспечить единый набор ценностей и принципов как ориентиров для всех субъектов, действующих в сфере гарантии качества высшего образования на территории EHEA. ENQA приложит все силы для повышения возможностей и спектра применения, четкости формулировок стандартов ESG, не превращая их при этом в перечень требований и директив.

– В период с 2009 по 2012 годы наблюдался значительный численный рост агентств-членов ENQA. Как думаете, с чем это связано?

– Статус полноправного члена ENQA привлекателен и важен для агентств. Прежде всего посредством независимой внешней экспертизы, координируемой ENQA, определяются достойные доверия агентства. Таким образом, членство в ENQA – фактор международного признания. Помимо этого, во многих случаях ассоциации удалось оказать поддержку агентствам в политических дискуссиях национального масштаба. ENQA предлагает и ряд других возможностей для развития агентств – не только посредством внешней экспертизы, которая сегодня делает выраженный акцент на содействии развитию агентств, но и путем публикаций, проектов по развитию персонала агентств и других способов. Гарантия качества – в высшей степени динамично развивающаяся сфера. Агентства используют семинары, тренинги, рабочие группы ENQA, чтобы больше узнать друг от друга, быть в курсе последних тенденций и наработок в области методологии, политики и прочих областей.

– Если говорить о проблемах, которые ENQA испытывает в последние годы, какие из них вы выделяете в качестве наиболее серьезных? Какие шаги как президент ENQA считаете необходимыми для решения этих вопросов?

– Один из самых больших вызовов связан с повышением и диверсификацией требований к агентствам гарантии качества со стороны различных заинтересованных сторон. С моей точки зрения, это очень серьезная проблема, требующая самого пристального внимания.

Традиционно мы говорили о подотчетности и совершенствовании как важнейших целях гарантии качества. Однако за последние двадцать лет условия реализации высшего образования претерпели колоссальные изменения, прежде всего вследствие роста конкуренции и диверсификации в данном секторе. Соответственно меняется и контекст осуществления процессов гарантии качества: в новых условиях вузы ищут специфические, удовлетворяющие их конкретным запросам и ожиданиям подходы к обеспечению качества, которые будут ориентированы в первую очередь на поддержание внутреннего развития самих вузов. В итоге вузы призывают внедрять подходы, ориентированные на развитие.

С другой стороны, политики от образования заинтересованы главным образом в гарантии соответствия минимальным стандартам качества – что бы под этим ни подразумевалось в каждом конкретном случае – и в получении достоверной информации для принятия политических и управленческих решений на уровне отдельных образовательных систем. Соответственно, данная категория стейкхолдеров предпочла бы подходы, основанные на идее подотчетности. Кроме того, все чаще политики стремятся использовать процессы гарантии качества как механизмы для принятия, реализации и оценки эффективности определенных аспектов высшего образования, не связанных напрямую с вопросами качества: таких, например, как мобильность студентов или равенство доступа к получению высшего образования.

Другие вовлеченные стороны и широкая общественность проявляют наибольший интерес к получению надежной информации об отдельных образовательных программах или группах программ для их сравнения. Кстати, именно здесь в игру вступают системы ранжирования и рейтинги. Соответственно, данные стороны предпочитают подходы к гарантии качества, в основе которых лежит принцип прозрачности, и поэтому ожидают высокой степени стандартизации процедур. Таким образом, сегодня сфера гарантии качества должна выполнять развивающую функцию, обеспечивать подотчетность вузов перед государством и обществом, информировать о состоянии дел в высшем образовании, оценивать политику в более широком контексте – и, в идеале, выполнять все эти функции одновременно.

– Задача, несомненно, сложнейшая. В какой степени, на ваш взгляд, сфера гарантии качества готова ее решать? Есть ли у нее на сегодняшний день соответствующий методологический арсенал?

– Сейчас мы реализуем процессы и процедуры гарантии качества в основном теми же методами, которые применяли в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Думаю, и на уровне агентств, и на уровне ENQA проделана большая работа по пересмотру и настройке процедур, их адаптации к новым условиям. Это очень важно: вузы и общество ожидают от нас профессионализма. Однако в ходе политических дискуссий мы, возможно, несколько упустили из вида вопрос о главной цели гарантии качества, причем этот вопрос имеет две стороны. Во-первых, мы должны спросить себя: все ли проблемы, связанные с все возрастающими требованиями к сфере гарантии качества, должны решаться и могут быть решены средствами самой гарантии качества? Во-вторых, располагаем ли мы методологиями, адекватными для удовлетворения растущих запросов заинтересованных сторон? Думаю, что в будущем ENQA должна инициировать и активно участвовать в обсуждении этих вопросов. В чем состоят цели гарантии качества? Что мы можем и чего не должны от нее ожидать? Какие цели и задачи должны решаться иными средствами? Только после того как будут даны ответы на эти вопросы, мы можем перейти к обсуждению методологических аспектов. Разнообразие целей требует разнообразия подходов.

– Сегодня активно обсуждаются взаимоотношения между ENQA и EQAR – Европейским регистром агентств гарантии качества. Было бы интересно узнать ваше мнение по этому вопросу.

– Действительно, идет много разговоров о сходствах и различиях между ENQA и EQAR, и есть ли вообще необходимость в существовании обоих. Однако все довольно просто. ENQA – это организация, в состав которой входят агентства, работающие в соответствии со стандартами ESG, есть также аффилированные с ENQA организации. Мы представляем наших членов в процессах, ведущих к принятию политических решений по вопросам гарантии качества высшего образования. Мы выступаем как исследовательский центр для изучения возможностей дальнейшего развития данной сферы. Мы – платформа для обмена опытом и знаниями, для сотрудничества между агентствами и вовлеченными сторонами. EQAR же представляет собой перечень агентств, чья деятельность соответствует стандартам ESG. Вот и все. Нет никаких дополнительных функций.

О глобализации, качестве и перспективах

– Сегодня, в век глобализованного высшего образования, имеет смысл говорить и о глобализации в сфере гарантии качества. Болонский процесс вызывает интерес далеко за пределами Европы, набирает обороты взаимодействие региональных и международных ассоциаций гарантии качества, развитие современных технологий катализирует распространение опыта и хорошей практики в мире. Приведет ли все это к формированию единой мировой системы гарантии качества с общими ценностями, принципами, механизмами?

– И да, и нет. Нет – если речь идет об унифицированной системе с абсолютно одинаковыми процедурами во всем мире. Да – если говорить об общих ценностях и принципах, а также, в определенной степени, об инструментах гарантии качества. Независимость агентств, вовлеченность заинтересованных сторон, экспертиза равных – вот те принципы, которые получают все более широкое признание в мире. Однако урок, который я усвоил за последние пятнадцать лет работы в сфере гарантии качества высшего образования, заключается в следующем: модель национальной системы гарантии качества зависит от законодательства страны, ее политического курса, культурных особенностей и традиций. Это не то, что можно реализовать чисто технически. Поэтому не думаю, что когда-либо возникнет некая унифицированная глобальная система. Я бы даже сказал, что это нежелательно. Чем к более разнообразным системам мы будем стараться применить всего один подход гарантии качества, тем в большей степени этот подход должен будет приспосабливаться к различным, возможно, даже противоречащим друг другу характеристикам и целям. И самое главное: будет ли вообще нужна такая система? Я часто слышу, что единообразие – это необходимое предварительное условие для взаимного признания. У меня есть серьезные сомнения относительно продуктивности такого подхода. Полагаю, нам скорее следует вести речь о взаимном доверии, основанном на общих принципах и ценностях, а не пытаться нивелировать все различия между системами и подходами.

– В Таллинне (Эстония) 22-24 ноября 2012 года прошел VII Форум гарантии качества, совместно организованный ENQA, ESU, EUA и EURASHE. На встрече рассматривался вопрос о влиянии процессов гарантии качества на политику и практику высшего образования. Оказывает ли гарантия качества влияние на высшее образование? Можно ли в принципе измерить это влияние? Если да, то каким образом? Как бы вы ответили на эти вопросы?

– Влияние гарантии качества – исключительно многоаспектная тема, которая, к сожалению, нередко понимается слишком упрощенно. Я часто слышу вопрос: насколько повысилось качество обучения благодаря гарантии качества? В общем, вопрос правомерный и основывается на двух предположениях: гарантия качества направлена на достижение измеряемого эффекта и качество можно повысить посредством процессов гарантии качества. Да, влияние на определенные стороны образования подлежит измерению: возьмем, например, соотношение числа преподавателей к числу студентов. Но все мы знаем, что образовательный процесс отличается исключительно комплексной природой, а качество имеет множество аспектов: качество инфраструктуры образовательного процесса, качество самого процесса, качество преподавательского состава, качество подготовки выпускников. Легко понять, что влияние на одни аспекты оценить легче, чем на другие. Кроме того, это влияние не всегда можно измерить, и не все стороны качества поддаются количественному определению. Именно поэтому мы должны говорить прежде всего не об измерении, а об оценке влияния.

– Как же быть с мнением тех, кто утверждает, что количественные характеристики абсолютно необходимы для получения достоверно точной информации о качестве?

– Конечно, описание качества в цифрах достаточно просто предоставить и понять, но это описание не способно охватить все грани преподавания и обучения. Мы не должны сводить все исключительно к количественно определяемым аспектам просто потому, что о них легче информировать. Кроме того, не на все факторы, воздействующие на качество преподавания и обучения, можно влиять посредством гарантии качества. Приведу пример из опыта Австрии. Для обучения по образовательным программам большинства предметных областей государственные университеты обязаны принимать всех студентов, которые желают быть зачисленными, – вне зависимости от финансирования. Это значит, что хотя университеты и прилагают множество усилий для того чтобы обеспечить студентам хорошие условия обучения, этого не удается достичь, потому что вузы никогда не знают, сколько студентов будет зачислено в следующем семестре. При этом далеко не все места финансируются государством. Еще один пример: успех образовательного процесса в большой степени зависит от самого студента, уровня его базовой подготовки, способностей к обучению. Ни то, ни другое не зависит от сферы гарантии качества, хотя оба фактора оказывают существенное влияние на качество в целом. Подытоживая сказанное: начинать дискуссию о влиянии гарантии качества следует с вопроса о том, о каком конкретно влиянии – на какой именно аспект высшего образования – мы говорим? После этого будет несложно решить, как оценить это влияние. Необходимо также принимать во внимание и другие факторы. Я глубоко убежден, что большая часть заинтересованных сторон сразу признает, что гарантия качества, несомненно, оказывает положительное влияние на высшее образование.

– В августе 2012 года Россия официально вошла в состав ВТО, что стало причиной самых противоречивых мнений о будущем российского высшего образования вплоть до его девальвации вследствие расширения системы платного образования, «утечки мозгов», превращения значительной части российских вузов в филиалы иностранных… Как вы – профессионал, находящийся на передовой европейской политики в области образования, – оцениваете столь безотрадные перспективы?

– Когда обсуждалось Генеральное соглашение ВТО по торговле услугами, я смотрел на вещи не столь пессимистично. Что действительно важно для сохранения образования как общественного блага, так это гарантировать ключевую роль государства в признании квалификаций, что, кстати, никогда не ставилось под сомнение сторонниками соглашения. Этот механизм, предполагающий также ответственность государства за национальные системы гарантии качества, устанавливает определенные границы и не позволяет превратить образование в товар, такой как, скажем, автомобили или зубные щетки. Однако я безусловно согласен с тем, что мы должны очень внимательно отнестись к этому вопросу. Образование – одна из основ благосостояния обществ в будущем, и именно поэтому оно должно оставаться общественным благом.

– В ноябре 2012 года вы в качестве спикера приняли участие в VII Ежегодной научно-практической конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования в Москве. Какое впечатление сложилось по итогам этой встречи?

– Трудно составить впечатление от одного дня конференции. Кроме того, Россия – очень большая страна с огромной системой высшего образования, из-за чего еще сложнее понять все ее стороны и, в частности, какова степень однородности этой системы. На меня произвело большое впечатление, насколько оживленно проходили дискуссии и как высоко желание российских коллег реализовать инструменты Болонского процесса у себя в стране. Главное, что я понял: мы все стараемся решить одни и те же задачи – как в России, так, например, и в Германии, Австрии.

Бывалого капитана новыми штормами не испугаешь...

– В 2012 году, после семи лет работы на посту генерального директора Аккредитационного совета Германии, вы возглавили Агентство гарантии качества и аккредитации Австрии (AQ Austria), созданное в результате слияния трех агентств. Не каждый руководитель решится оставить отлаженный механизм своей организации и встать у штурвала только что спущенного на воду корабля. Согласитесь, в этом есть определенный риск – ведь незнакомо все: ходовые качества, команда, даже порт приписки… В чем для вас основная сложность работы на новом месте?

– Учреждение нового агентства и реформирование национальной системы гарантии качества – это и очень интересно, и очень сложно. Для меня это возможность применить свои знания и опыт в новом деле. После стольких лет работы в сфере гарантии качества у меня есть собственное видение деятельности агентств и национальных систем гарантии качества, и я надеюсь, что смогу воплотить это видение в реальность настолько эффективно, насколько это возможно.

– Ваше агентство успешно работает не только на территории Австрии, но и за ее пределами. Не могли бы вы кратко охарактеризовать суть международной деятельности AQ Austria?

– В AQ Austria международная деятельность развита очень сильно, во многом благодаря успешной работе в данном направлении всех трех агентств-предшественников. С географической точки зрения, мы работаем в немецкоговорящих странах, в Балканском регионе и в восточных районах EHEA. С точки зрения методологии активно развиваем и практикуем подходы к аудиту, в частности, поддерживая университеты в разработке и внедрении внутренних систем гарантии качества. В международной деятельности наше агентство придерживается одного очень важного принципа: для нас это не бизнес, а предложение содействия тем вузам, которые желают сотрудничать с зарубежным агентством для укрепления своего имиджа на международной арене. Это означает, что мы устанавливаем высокие стандарты в наших международных процедурах и не штампуем сертификаты об аккредитации.

Ничто человеческое президентам не чуждо…

– Господин Хопбах, вы исключительно занятой человек: многочисленные командировки, плотный график работы, публичность. Остается ли хоть немного свободного времени на любимые занятия, хобби?

– Действительно, совмещение работы в ENQA и в австрийском агентстве требует довольно много сил. К счастью, удается выделить время и на любимые занятия, главное из которых – чтение немецкой литературы конца XIX-начала XX века. А еще я обожаю кино.

– Не могу не спросить, что для вас лично значит быть президентом ENQA, столь крупной и значимой организации?

– Я бы сказал так: эта работа настолько же интересная, насколько плодотворная и приносящая удовлетворение. Она непосредственно вовлекает в события, которые оказывают огромное влияние на высшее образование. Обсуждать и разрабатывать подходы, направленные на то, как наилучшим образом удовлетворить потребности вузов, студентов и общества в целом – в высшей степени сложная задача, поскольку взгляды и ожидания различных сторон сильно отличаются, а, кроме того, нельзя недооценивать культурное разнообразие EHEA, включая разнообразие систем высшего образования. И, конечно, эта работа приносит радость и удовлетворение, так как дает возможность увидеть, что ENQA, работая на европейском уровне и содействуя работе агентств-членов в разных странах, вносит значительный вклад в развитие европейского пространства высшего образования и улучшение возможностей обучения студентов. Хочу также отметить еще одно преимущество. Чрезвычайно интересно работать с людьми из других стран! Многому можно научиться, привнести ценное из других подходов в свою работу. Безусловно, опыт межкультурного общения очень обогащает меня.

  1. EUA – Европейская ассоциация университетов, EURASHE – Европейская ассоциация учреждений высшего образования, ESU – Европейский союз студентов, BusinessEurope – Европейское бизнес-сообщество, Education International – Международное образовательное сообщество, Education International and EQAR – Европейкий реестр агентств гарантии качества.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ENQA, ахим хопбах, компетентно, ао-61

Похожие материалы:
О чем еще говорят… европейцы
Оценивать качество по европейским стандартам
Модель оценки качества образовательной программы
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Высокое качество и превосходство в высшем образовании
Аккредитация: шаг вперёд и два назад

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается
#100Кизлярский профессионально-педагогический колледж отметил двадцатипятилетие
#104Ученые ВСИЭМ работают над улучшением качества жизни населения Якутии
#95Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство