Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы инженерно-технического образования

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова доктор физико-математических наук Б. Семкин и кандидат технических наук Т. Свит.

Просмотров: 10115

Количество пора заменить качеством Пути развития и проблемы современного инженерно-технического образования

Борис СЁМКИН, доктор
физико-математических наук, профессор

Татьяна СВИТ, кандидат технических наук, профессор

В ХIХ и ХХ веках Россию называли страной инженеров и изобретателей. Институты советского времени готовили инженерные кадры чуть ли не самой высокой квалификации в мире.

В настоящее время, несмотря на инновации, а также предпринятые в последние годы значительные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет всего 0,3-0,5 процента, в то время как доля США достигает 36 процентов, Японии – 30, Германии – 17. Перемены в экономике могут быть реализованы только при наличии высококвалифицированных инженерных кадров.

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Борис СЁМКИН, доктор физико-математических наук, профессор, и Татьяна СВИТ, кандидат технических наук, профессор.

  • Нужны ли России инженеры?

На этот счет никаких сомнений. Без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен.

Сейчас нередко можно услышать, что в нашей стране – перепроизводство инженеров. Действительно, в настоящее время численность специалистов с высшим образованием составляет свыше 14 млн. человек, и более трети из них – инженеры. А существующий рынок труда соответствует в основном потребностям узкого круга отраслей по добыче, переработке, транспортировке сырья, коммуникациям, жизнеобеспечению населения, безопасности страны и т.п. Для них необходимы геологи и горные инженеры, нефте- и газопромысловики, конструкторы и технологи, механики и строители, электрики и теплотехники, специалисты в области информационных технологий и некоторые другие. В названных отраслях на всей огромной территории нашего государства происходит и будет происходить естественная ротация инженерных кадров. Но, поскольку страна постепенно становится на рельсы инновационной экономики, начнут интенсивно развиваться и другие отрасли, подчас хорошо забытые. Поэтому однозначно – в будущем выпускники инженерных специальностей будут пользоваться большим спросом.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с томскими студентами в феврале 2010 года отметил: «В ближайшие пять лет для создания инновационной среды в России потребуются выпускники технических специальностей – инженеры в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии». Он считает, что повышение заработной платы инженерно-техническим работникам и создание новых современных производств являются главными условиями для повышения престижа профессии инженера.

В соответствии с правительственной Программой развития экономики в ближайшие годы активизируются все отрасли данной сферы и, в первую очередь, ее важнейшее звено – промышленность. В связи с этим одновременно с подъемом спроса на инженерные кадры ожидается многократное усложнение деятельности специалистов технического профиля. Серьезный дефицит кадров высокой квалификации наблюдается и сейчас практически во всех отраслях промышленного производства. Российское общество остро нуждается в инженерах новой формации, инноваторах. А таких сегодня, по нашему мнению, явно недостаточно. С ростом инвестиций в сферу высокотехнологичного и наукоемкого труда потребность в высококвалифицированных специалистах будет увеличиваться.

Еще в 2008 году на съезде Ассоциации технических университетов в МВТУ им. Баумана отдельные фирмы заявили, что согласны оптом брать инженеров и технологов. Несмотря на это выпускники технических вузов зачастую предпочитают трудиться офисными работниками или продавцами. А если и появляются в цехах, то редко соответствуют новым инновационным программам развития производства. Вот и получается: инженеров много, а выбирать не из кого. Наступило время, когда количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей необходимо заменить качественным ростом.

  • Чем объясняется снижение интереса к техническим профессиям?

С одной стороны, результатами беспрецедентной приватизации государственной собственности в 1992-1995 годах, перепрофилирования целого ряда производств и закрытием многих предприятий и организаций, что сущест венно отразилось на трудоустройстве молодых специалистов. С другой стороны, дают себя знать несравнимо более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям, сложность и ответственность труда, относительно тяжелые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях. Все это отпугивает современную молодежь. Понимая, что освоение технических наук намного сложнее, чем гуманитарных и социально-экономических, она выбирает более легкий путь к знаниям. Немаловажную роль при выборе профессии играет и позорно низкая оплата труда инженера на государственных предприятиях и даже в производственно-коммерческих фирмах, по сравнению с намного более высокой зарплатой юристов и экономистов.

  • Какими качествами должен обладать современный инженер?

Задачи реформирования российской экономики по силам специалистам, знающим современную технику и технологии, обладающим креативным мышлением и способностью к изобретательству. Современный инженер – это не только хороший производственник, а специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. Он должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми.

В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно и творчески. Необходимые для этого качества являются не только результатом обучения и воспитания в вузе, но также итогом накопленных практических навыков решения задач в ходе профессиональной деятельности.

Одной из главных компетенций инженера становится способность адапти роваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых программных продуктов, современной техники, новейших технологий. Он станет тормозом инновационного производства, если к этому не готов.

  • Как модернизировать систему технического образования?

Естественно, ответ должен звучать с учетом перехода образования страны на уровневую подготовку. Государство сохранило прежнюю схему подготовки дипломированных инженеров только по стратегически важным направлениям. Например, таким как физикотехника. И это хорошо. По другим направлениям рыночный спрос на инженеров-инноваторов, разработчиков высоких технологий и наукоемких производств, на наш взгляд, можно удовлетворить только выпускниками магистратуры.

Следует любыми путями восстановить и даже усилить практическую подготовку будущих инженеров путем организации производственной практики на лучших предприятиях отрасли, а также с помощью курсового и дипломного проектирования. Решить проблему эффективности практической подготовки студентов вузы могут либо оплачивая услуги предприятия, либо на иной договорной основе, учитывающей, например, целевую подготовку.

Необходимо тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях реального функционирования новейших техники и технологий.

Звание инженера можно присуждать не по окончании вуза, а, как принято в ряде стран, лишь после достижения выпускником практических результатов на производстве.

Конечно же, как на этапе обучения, так и в процессе практической деятельности мы снова и снова возвращаемся к необходимости достойной оплаты труда, что позволит автоматически собрать креативный отряд молодежи, необходимый для замены инженерного корпуса.

При подготовке дипломированных инженеров по стратегическим направлениям тоже идет речь о принципиально иной системе высшего образования. Она требует иного содержания учебных курсов, других образовательных технологий, иной организации учебного процесса и информационного обеспечения. Мы полностью согласны с Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который заметил, что идея «вернуть все к временам Советского Союза представляет собой типичную реакционную утопию. Вопервых, в стране нет ни финансовых средств, ни задач, адекватных советской системе образования. Вовторых, нет соответствующих преподавателей. Наконец, втретьих, нет таких абитуриентов, которые были в советское время. И если первую проблему както можно решить, а о решении второй – хотя бы помечтать, то третья проблема неразрешима в принципе».

  • Каковы главные условия развития новой модели образования?

Это диверсификация и индивидуализация образовательной деятельности, предоставление студентам режима наибольшего благоприятствования для получения профессии, выбора образовательной траектории. Чтобы создать такой режим, придется многое изменить в работе кафедр, деканатов, факультетов. В полную силу должна заработать система зачетных единиц для измерения трудоемкости основных образовательных программ.

Уровневая система призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Она крайне необходима, так как триада «знания, умения, навыки» недостаточна для современного производства. «Компетентностный» специалист, в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает, и обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентностный подход служит способом достижения нового качества образования.

  • В чем сложность перехода на уровневую систему?

Вузам предстоят глобальные изменения в проектировании и организации учебного процесса, перестройка образа мышления управленческого аппарата, преподавателей, студентов. Придется решить проблемы, связанные с преобразованием компетенций в содержание образования и разработкой адекватных измерительных материалов, неготовностью значительной части профессорско-преподавательского состава к изменениям в организации учебного процесса, неполным пониманием сущности уровневой подготовки промышленностью.

Важнейшей проблемой современной высшей школы является развитие интеграции инженерно-технического образования с наукой и производством. В настоящее время всего немногим более 20 процентов преподавательского состава занимаются исследованиями. И выходит, что учат современных специалистов в основном люди, которые перестали быть учеными. Это противоестественно. Без восстановления тесных связей с наукой и производством высшая профессиональная школа не может быть полноценной. Интеграция важна и потому, что технические вузы, даже обладающие развитой материальной базой, не в состоянии приобрести и обслужить очень нужное, но дорогостоящее лабораторное и экспериментальное оборудование для работы в сфере высоких технологий и наукоемких производств. Проблемы интеграции высшей школы и бизнеса можно устранить путем восстановления в вузах деятельности учебно-научно-производственных комплексов, создания на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро филиалов кафедр вузов, учебно-инновационных комплексов, технопарков и т.п.

В новых условиях особого внимания заслуживает создание условий для творчества, развития индивидуальности каждого будущего специалиста. Творческие способности формируются в процессе активного участия студентов в научноисследовательской работе и инженерных разработках. Это повышает уровень мотивации молодежи к занятиям фундаментальной наукой, активизирует включение инновационной деятельности в образовательный процесс.

Улучшение качества подготовки инженеров невозможно без интенсификации образовательного процесса, использования ресурсов нового поколения, адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся, нацеленных на активизацию само стоятельной работы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: АлтГТУ им. И.И. Ползунова, инженерное образование, качество образования, компетентно, ао-44

Похожие материалы:
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Международное сотрудничество в области качества
Повысить качество инженерного образования
Инженерная школа XXI века
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Инженер – автор модернизации страны
Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 3 Оставить комментарий
А Незарегистрированный пользователь
Сколько слов ни о чём.

2013-12-15 21:17:56 Ответить пользователю

Андрей Незарегистрированный пользователь
В Кузбассе на данный момент не хватает 30500 работников разных специальностей. Из них 76% – а это 23330 вакансий – рабочие профессии.
http://www.slaviza.ru/460-novaya-era-zhdet-inzhenera.html

2013-10-17 12:30:12 Ответить пользователю

М Незарегистрированный пользователь
Заводы как не работали так и не работают, инженеры никому не нужны, особенно инжененр-механики направления СДМ.
инженер-механик, инженер-конструктор, слесарь, ныне нач. автоколоны, М.

2012-01-01 22:13:23 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#106В Китае сформирован небывалый общественный интерес к образованию
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
#108Дайджест № 108 «Аккредитация в образовании»
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний