Темы номера: X съезд РСР; Виктор Панин о достойном образовании; Сергей Щенников о развитии ДПО; Юрий Галишников об учебной технике; Евгений Титов о транспортной науке; крупным планом: железнодорожная отрасль; лучшие практики аграрного образования; УМО по образованию в области рыбного хозяйства; СПО в зеркале статистики; APQN, ENQA, EQAR; методика расчета трудоемкости учебных дисциплин: опыт Казахстана.
На форуме Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», проходившем 15 октября в Пензе, свое мнение по отношению к актуальным вопросам общего и профессионального образования высказал президент Владимир Путин. Педагоги, представители экспертного сообщества, профильных министерств и ведомств, депутаты Госдумы РФ, сенаторы, члены Общественной палаты и родители обсудили проблемы качества образования.
Пятая генеральная ассамблея Европейской ассоциации агентств гарантии качества высшего образования (ENQA) состоялась в середине октября в городе Загребе (Хорватия). Россия была представлена Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Национальным аккредитационным агентством в сфере образования и Агентством по контролю качества и развитию карьеры.
Конференция «Признание международной деятельности по гарантии качества в Европейском образовательном пространстве высшего образования» проведена Европейским реестром агентств гарантии качества (EQAR) на базе Университета Палермо (Италия) в конце октября.
В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова 30 октября состоялся X съезд Российского союза ректоров. В рамках форума были проведены заседания шести тематических секций, на которых присутствовало около 600 участников и гостей, многие приняли участие в дискуссиях. Обсуждался программный документ – доктрина «Новые университеты для новой России».
За последние двадцать лет Россия претерпела кардинальные изменения не только в экономической, но и социальной сфере. Наряду с формированием демократических принципов развития образования нашли проявление и негативные факторы, связанные с коммерциализацией и фальсификацией образования. Плагиат и фальсификация в подготовке диссертаций и получении ученых степеней – одно из таких проявлений.
Наверное, ни один ведомственный документ не привлекал столько внимания депутатов Госдумы РФ, как проект приказа Минобрнауки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования», вынесенный министерством на всеобщее обсуждение в сеть интернет.
Стремительное развитие технологий и огромный поток информации вызывают необходимость постоянного пополнения знаний и активного развития системы дополнительного профессионального образования. О проблемах, тормозящих это движение, рассказал в интервью ректор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва) Сергей Щенников.
В конце сентября 2014 года международная конференция ICDE-2014 «Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ» прошла в России. Её организаторами при патронаже Минобрнауки РФ и поддержке Комитета по образованию Госдумы РФ стали ICDE и общепризнанный лидер развития отечественного дистанционного образования – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Сельское хозяйство Российской Федерации – динамично развивающаяся отрасль, в которой происходит непрерывное обновление технологий и техники, внедрение инновационных разработок. Изменяющиеся условия труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника.
Дополнительное образование становится всё более востребованным. В госпрограмме РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы указаны целевые индикаторы, отражающие необходимость расширить охват взрослого населения страны этим видом обучения. Долю занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, планируется увеличить к 2015 году до 37 процентов.
В ближайшее десятилетие около 80 процентов используемых сегодня технологий устареет, поэтому необходим переход на систему «Образование через всю жизнь». О ситуации в системе ДПО и своём видении решения проблем рассказывает ректор Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса Василий ЧИЖОВ.
Об этапах развития, направлениях деятельности и ключевых задачах рыбохозяйственного образовательного кластера читайте в статье, предоставленной Калининградским государственным техническим университетом – базовым вузом УМО по образованию в области рыбного хозяйства.
Тверская государственная сельскохозяйственная академия – это качественное, доступное и комфортное высшее образование в крупнейшем аграрном учебном заведении региона с более чем сорокалетней историей и обширными возможностями для профессионального и творческого роста студентов.
Сегодня очевидно, что одной из ведущих тенденций, стремительно набирающих силу, является интернационализация высшего образования. В последнее время её процессы приобретают всё более реальный характер. Международное сотрудничество становится неотъемлемым видом деятельности Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова.
В Вятской государственной сельскохозяйственной академии открылся центр дополнительного образования детей «Академия «ЭврикУм». Здесь намечена стратегия развития вуза с опорой на раннее выявление творческих способностей детей и их дальнейшее развитие с учетом образовательной среды и традиций академии.
Хорошо вписывается в систему непрерывного образования другая современная модель – дуальной подготовки кадров в интегрированной системе «колледж – предприятие». Над созданием ее для агропромышленного комплекса Волгоградского региона работают Новоаннинский сельскохозяйственный колледж и компания «Каргилл Новоаннинский».
На заседании Госсовета РФ было предложено решать проблему недофинансирования науки за счет крупных компаний и корпораций, создания для этого корпоративных инжиниринговых и научно-исследовательских центров. С обсуждения этой инициативы мы начали нашу беседу с ученым секретарем Объединенного учёного совета ОАО «РЖД», кандидатом технических наук Евгением ТИТОВЫМ.
Двухсотлетний юбилей транспортного образования России в 2009 году отмечался на государственном уровне. Прошедшее после юбилея пятилетие ознаменовано внутри страны модернизацией экономики и транспорта, энергичным реформированием профессионального образования.
Решить задачу повышения качества подготовки кадров можно только на основе комплексного подхода, планомерно повышая качество и человеческого потенциала вуза, и образовательных программ, и инфраструктуры – то есть всей учебной среды. Таково мнение ректора Самарского государственного университета путей сообщения Дмитрия ЖЕЛЕЗНОВА.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала