Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №75

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» к очередному 75 номеру.

Просмотров: 58

Галина МОТОВА,
главный редактор

Профессионально к дополнительному

Как известно, в китайском языке иероглиф «кризис» состоит из двух составляющих: «опасность» и «благоприятная возможность». Что система дополнительного профессионального образования находится в кризисе – утверждение спорное. Но то, что она испытывает опасность с точки зрения экономической устойчивости и востребованности, – очевидно. Отказ от государственного регулирования системы ДПО, в частности от государственной аккредитации, расценивается как опасность снижения качества подготовки специалистов. А отказ от государственного финансирования по многим направлениям повышения квалификации и переподготовки – как опасность резкого сокращения программ, необходимых экономике и производству.

Вместе с тем, по утверждению руководителя экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета по образованию Госдумы РФ С.А. Щенникова, «непрерывное образование является стратегической моделью развития XXI века, – а в системе ДПО должно учиться гораздо больше людей, чем в системе основного образования. <…> По многим дисциплинам, квалификациям и компетенциям ДПО может подготовить специалистов гораздо лучше, чем университет» (интервью «Частный случай большой проблемы»). Однако дополнительное профессиональное образование все чаще воспринимается как добавочное (следовательно, ненужное, необязательное) и руководителями предприятий (особенно негосударственных), и учреждениями, реализующими программы ДПО.

– Как ведется работа с кадрами? Пришлите кого-нибудь! Кого-нибудь и посылали, – приводит пример ректор Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса В.Н. Чижов, говоря о направлении сотрудников на повышение квалификации руководителями предприятий (интервью «Профессиональное сопровождение»). Да и «повышение квалификации в вузах ориентировано, как правило, не на потребности рынка, а на имеющихся в вузе преподавателей», – сетует начальник отдела сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ Ю.Н. Егоров (статья «Живешь на селе – овладевай знаниями»).

Таким образом, действительно, «между основным, высшим и дополнительным профессиональным образованием исторически вырыты рвы, продолжающие углубляться» (С.А. Щенников). Углубляться настолько, что рынок труда не только готов формировать заказ на специалистов, но и сам готов их обучать. Сегодня «предприятия не могут ждать необходимых им специалистов – они развивают внутрифирменное обучение, создают свои корпоративные университеты», – описывает проблему ректор Уральского государственного университета путей сообщения А.Г. Галкин. – «Вузы должны подхватить – и, может быть, возглавить – эту инициативу, если не хотят остаться без заказов на обучение» (экспресс-форум по актуальным вопросам транспортного образования).

Кроме того, по мнению представителей промышленных компаний, «существенным недостатком в работе образовательных организаций, выпускающих специалистов технического профиля, является узкий профиль подготовки, отрицательно влияющий на способность адаптироваться к быстро меняющимся требованиям современного производства и ограничивающий профессиональную гибкость, мобильность и трудоустройство» (статья «Учёба и труд рядом идут»).

Благоприятная возможность для образовательных организаций, реализующих программы ДПО, состоит сегодня в уникальной специфике гибко реагировать на изменение потребности рынка труда, в адаптивности и свободе действий, не ограниченной государственным регулированием. Если профессионально подойти к развитию дополнительного профессионального образования, то именно оно может определять векторы направлений подготовки для всех уровней: и среднего профессионального, и высшего.

Например, в интервью с ученым секретарем Объединенного учёного совета ОАО «РЖД» Е.Ю. Титовым на страницах журнала речь идет «о парадигме «бесшовного» и «бесконечно открытого» транспорта, о мировых векторах инновационного развития и тенденции гибридизации видов транспорта и транспортных средств с целью расширения сферы применения железных дорог и формирования глобальных логистических систем. Чем не постановка задачи для повышения квалификации кадров в системе ДПО, а дальше – подготовки специалистов в университетах страны?!

Законодательно сегодня две системы подготовки кадров – высшее образование и дополнительное профессиональное образование – различны по целям, задачам, технологиям и, главное, возможностям. Интеграция этих систем сможет сформировать непрерывную гибкую траекторию обучения специалиста, сочетающую широкий профиль подготовки и специальные навыки, необходимые конкретному производству.

В реальном секторе экономики, будь то АПК или РЖД, вопросы подготовки кадров являются ключевыми. О лучших практиках, реализации модели инновационного развития и современных трендах отраслевого образования – транспортного, аграрного, рыбохозяйственного – читайте в этом номере «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №94
Слово редактора к №65
Слово редактора №95
Слово редактора к №66
Слово редактора к №31
Слово редактора к №49
Слово редактора к №85
Слово редактора к №48
Слово редактора к №37
Слово редактора к №77

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#106Эволюционный держите шаг?!
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#103Оксана Орачева о формировании человеческого капитала
#105Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа
#100Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ