Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №32

Вступительное слово главного редактора журнала "Аккредитация в образовании" Галины Мотовой к №32.

Просмотров: 1429

В ожидании новой системы координат

Галина МОТОВА,
главный редактор

Факт остается фактом. Болонский процесс – это результат инициативы самого образования, а не потребностей рынка труда (работодатель, по-прежнему, не понимает, что такое бакалавр) и расширения возможностей студентов (их сфера интересов, по-прежнему, ограничивается своей группой, курсом, реже – факультетом). Значит, болонские положения – это предполагаемые, но пока не сформированные ожидания потребителя. И в этом отношении они имеют прямое отношение к качеству как категории – по разным определениям – соответствия установленному или предполагаемому в недалеком будущем стандарту, превышения стандарта.

Материалы этого номера журнала в большинстве своем посвящены предполагаемым стандартам – ФГОС третьего поколения, неизбежному и необратимому переходу высшей школы на двухцикловую систему обучения, обсуждаемым повсеместно компетентностному подходу в подготовке специалистов и методам оценки компетенций выпускников, ожидаемой активности работодателей и студентов в оценке качества образования.

Но ожидание модернизации высшего образования ничего не даст, если делать это сложа руки. По мнению наших авторов – М.В. Грязева, И.С. Бляхерева, В.И. Ивановой, С.А. Руднева (Тульский государственный университет) – необходимо кардинальное обновление содержания (нормативной и учебно-методической документации), апробация и мониторинг реализации нового содержания подготовки специалистов, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Необходимо новое понимание образовательного процесса как механизма приобретения человеком необходимых компетенций и развития его творческих способностей, в отличие от «слепого послушания, тренировки механистических умений и запоминания без применения» (Б.М. Бим-Бад).

Не следует забывать и то, что предполагаемый компетентностный подход в образовании неизбежно потребует и особого внимания к развитию общекультурных и личностных качеств выпускников, а значит – к воспитательной составляющей образовательного процесса. «ФГОС устанавливает, что основная образовательная программа вуза должна предусматривать цели образования: как в области обучения, так и в области воспитания личности. В образовательных стандартах второго поколения такая установка имела отношение лишь к области обучения» (Н.И. Максимов).

Продолжая начатый в предыдущем номере разговор о результатах встречи министров образования стран-участниц Болонского процесса в Левене, В.Н. Чистохвалов – официальный представитель России в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу – отмечает, что и национальные образовательные системы в Европе ждут существенные изменения в понимании академической мобильности, демографических проблем, глобализации образования и его конкурентоспособности. В высшее образование нового десятилетия придут разные студенты – в том числе зрелые, разные университеты – в том числе – коммерческие и «богатые исследовательские», разные формы образовательных технологий и траекторий.

И эти ожидаемые изменения в системе координат высшего образования России вполне могут стать обоснованным предвидением ее качественного развития – при условии стабильности установленных «правил игры» и заданных векторов развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-32

Похожие материалы:
Слово редактора к №53
Слово редактора к №71
Слово редактора №93
Слово редактора к №54
Кто устанавливает приоритеты?..
Слово редактора к №70
Слово редактора к №82
Слово редактора к №91
Слово редактора к №44
Слово редактора к №38

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (121) 2020

В номере читайте. Госполитика: Ежегодный доклад Правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования в 2019 году. Регион: Научно-образовательный и инновационный потенциал Республики Татарстан. Качество образования: Вопросы воспитания в региональной повестке. Международное образование: Рекомендации вузам от Россотрудничества и Российского совета по международным делам. СПО: Ожидания работодателей и перспективы развития системы.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ