Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №33

Тема номера – кризис и антикризисные меры в системе образования. Рассматриется опыт антикризисного управления Республики Татарстан.

Просмотров: 1425

Вектор приоритетов

Галина МОТОВА,
главный редактор

Этим летом кризис экономический и кризис демографический стали серьезным вызовом для системы образования. Проблемы с набором абитуриентов коснулись, за редким исключением, большинства высших учебных заведений. Не только платные формы обучения, но и бюджетные места по отдельным специальностям остались невостребованными.

Кроме того, в настоящее время не столь трудно поступить в вуз, сколько устроиться на работу. Здесь тоже свои перекосы: перепроизводство выпускников по одним специальностям и кадровый голод по другим.

Однако уже сейчас есть примеры эффективного решения кризисных проблем в вопросах приема абитуриентов и трудоустройства выпускников. Это активная работа с иностранными студентами – например, в рамках создания сетевого университета стран СНГ (см. статью заместителя директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки РФ Л. Ефремовой), – обучение студентов «третьего возраста», расширение доступа к образованию и создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (интервью с директором Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А. Левитской).

Конкретными предложениями по решению проблем трудоустройства делятся с читателями нашего журнала директор Межрегионального координационно-аналитического центра МГТУ имени Н.Э. Баумана Е. Илясов, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» К. Пузырьков и директор Корпоративного университета КАМАЗа С. Михеева, директор Центра занятости населения г. Зеленодольска И. Никифорова. Общий вывод: необходимы совместные системные усилия вуза, производственных предприятий, органов исполнительной власти для профориентации студентов, адаптации выпускников на рабочем месте, переобучения специалистов для востребованных профессий.

Тема номера – антикризисные меры для тех, кто учит, и для тех, кто учится и заканчивает вуз. Один из возможных путей решения для расширения финансовой самостоятельности учреждений образования – переход из государственных в автономные учреждения. Для повышения эффективности системы образования – оптимизация сети учреждений среднего профессионального образования, создание федеральных университетов и научно-производственных кластеров.

Обсуждение этих подходов и опыта работы представлено в рубрике «Регионы». Впервые на страницах журнала региональная система образования рассматривается в таком широком объеме: министерство Республики Татарстан, Управление образования г. Казани, ведущие вузы республики (Казанский государственный университет, Академия управления ТИСБИ, Казанский государственный технологический университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Набережночелнинский государственный педагогический институт и др.), учреждения среднего профессионального, дополнительного профессионального и общего образования, а также центры занятости населения и градообразующие предприятия.

Впервые наш выпуск журнала публикует репортаж с заседания Комитета по образованию Государственной думы РФ по обсуждению концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Формирование состоявшегося специалиста и гражданина начинается со школьной скамьи, поэтому вполне оправдано желание законодателей разработать идеологическую основу для деятельности образовательных учреждений в период экономического кризиса и образовательных реформ.

Да, сегодня поиск и реализация экстренных антикризисных мер для учебных заведений – вопрос первоочередной. Однако кризис ставит еще одну, возможно, не менее важную проблему – долгосрочного планирования и выхода на устойчивое развитие отечественной системы образования в посткризисную эпоху. Каковы инструменты выхода, какой должна стать «архитектура» российского образования в послекризисный период? Когда же, как не сейчас, искать ответы и на эти вопросы?

Российские технопарки и кластеры, перспективы создания малых предприятий при вузах и опыт зарубежных вузов по преодолению кризиса – все эти темы станут определяющими для следующих номеров журнала.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-33

Похожие материалы:
Слово редактора к №90
Слово редактора к №68
Слово редактора к №86
Слово редактора к №96
Слово редактора к №78
Слово редактора к №69
Слово редактора к №36
Слово редактора к №30
Слово редактора к №52
Слово редактора к №51

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Итоги регионализации системы управления
Экспертная группа НИУ ВШЭ при участии других заинтересованных сторон провела исследования,...
Из журнала
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#108Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма отметил юбилей
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ