Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №44

Вступительное слово главного редактора журнала "Аккредитация в образовании" Галины Мотовой к №44.

Просмотров: 1677

Как обогнать не догоняя

Галина МОТОВА,
главный редактор

Завершается год – наш с вами год, коллеги. И каждый для себя может ответить на вопрос: какие решения и конкретные действия привнесли позитивное начало в то Дело, которому мы служим. Не получилось ли так, что мы сами себя развлекали лозунгами, форумами, конференциями? Не получится ли, что все останется только на бумаге или того хуже – только на словах? Об этом в экспресс-форуме рассуждают учителяпобедители конкурса «Учитель года» разных лет и ректоры ведущих педагогических вузов страны.

Нельзя не отметить усилия правительства по привлечению широкой общественности к проблемам образования. Показателен и факт разработки и обсуждения нового законопроекта в Год учителя.

Но важны не только мероприятия – они нередко воспринимаются как очередная кампания, и не новый закон – он всего лишь фиксирует тенденции и обязательства последних пятидесяти лет. Значимы те импульсы, которые обозначились в коллективном общественном сознании и могли бы придать образованию динамичное развитие.

На наших глазах меняются технологии, качество жизни и качество среды – хотя и не всегда в лучшую сторону. На первый план выходят задачи не «производства вещей», а «производства людей», их потребности, образ жизни, ценности (статья И.И. Соколовой, директора Института педагогического образования РАО, г. Санкт-Петербург). Определенная консервативность системы образования позволила ей выжить, сохраниться и развиваться в течение последних пятнадцати лет. Сегодня такая консервативность становится реакционной, когда содержание подготовки определяется возможностями преподавателей, организация учебного процесса – возможностями вуза, а развитие производственной и экономической сферы – возможностями молодых специалистов.

По мнению В.Д. Рудашевского, заместителя председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ, важным становится «перенос центра тяжести от пассивного получения готового набора статичных сведений к формированию навыков обработки динамичной информации», нужно «не просто дать профессию», а… «привить вкус и навык к обновлению своей компетенции». Поэтому содержание образования должно определяться потребностями науки и производства, организация учебного процесса – потребностями студентов и преподавателей (научными, информационными, социальнобытовыми), а компетенции выпускников – потребностями к постоянному развитию их творческого потенциала.

И образование, и наука серьезно пострадали за последние двадцать лет, особенно с точки зрения качества, фундаментальности и востребованности. Как показывают материалы аналитического исследования, представленные О.И. Стрелковым, заместителем руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, российская промышленность все больше оказывается в зависимости от иностранных разработчиков.

Инновационное развитие страны невозможно без качественного образования и фундаментальной науки. «Если наука умрет, то общество одичает», – сетует А.М. Черепащук, астрофизик, академик РАН, директор Государственного астрономического института МГУ. Без астрономии, геометрии, математики, физики не было бы в России столь разительных успехов в космонавтике, полувековой юбилей которых мы будем отмечать в 2011 году.

Инновации в стране должны начинаться с инновационного образования – пример Северного (Арктического) федерального университета и наукоемкого бизнеса – пример ИТЦ «СканЭкс». Ведь и сегодня «Россия, обладающая богатейшим интеллектуальным капиталом и огромными материальными ресурсами, может создать собственные направления модернизации экономики и общества в целом», – отмечает в своем интервью журналу В.К. Осипов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям. И нужно для этого совсем немногое. По рецепту Р.Г. Хазанкина, учителя математики Белорецкой средней общеобразовательной компьютерной школы: «не пересказывать учебник, а вместе с детьми открывать – как будто впервые в жизни – новое, уметь радоваться и восхищаться этими открытиями». Но для такой радости и восхищения нужно сделать многое…

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №79
Слово редактора к №59
Слово редактора к №74
Слово редактора к №42
Слово редактора к №87
Слово редактора к №60
Слово редактора к №90
Слово редактора к №100
Слово редактора к №43
Слово редактора к №101

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ