Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

X съезд Российского союза ректоров. Итоги

В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова 30 октября состоялся X съезд Российского союза ректоров. В рамках форума были проведены заседания шести тематических секций, на которых присутствовало около 600 участников и гостей, многие приняли участие в дискуссиях. Обсуждался программный документ – доктрина «Новые университеты для новой России».

Просмотров: 162

На повестке дня – вызовы времени

В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова 30 октября состоялся X съезд Российского союза ректоров. В рамках форума были проведены заседания шести тематических секций, на которых присутствовало около 600 участников и гостей, многие приняли участие в дискуссиях. Обсуждался программный документ – доктрина «Новые университеты для новой России».

На пленарном заседании выступил Президент РФ Владимир Путин, который подчеркнул, что система высшего образования была и остаётся мощным интеллектуальным ресурсом страны, генерирующим новые знания. Были подведены итоги работы секций, заслушан доклад Президента РСР Виктора Садовничего. К собравшимся обратились министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Вячеслав Никонов.

Содержание исторического события будет освещаться в ряде публикаций этого и последующих номеров «АО». Для начала поделимся самыми яркими впечатлениями.

Высокий гость

Президент говорил понятно, делал заметки во время выступлений участников заседания, затем всё, что посчитал нужным, прокомментировал, расставив акценты1. И хотя назвал их «неконцептуальными замечаниями», резюме-выводы были, по сути, из разряда ключевых. Особенно один, встреченный залом аплодисментами:

– Вуз создаётся не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того – чтобы студентов готовить, – сказал Владимир Путин.

Крайне важен и акцент главы государства на работу в гуманитарной сфере. Полностью поддержав позицию одного из модераторов секции «Образование и воспитание. Роль гуманитарного знания», ректора Северо-Кавказского федерального университета Алины Левитской, президент подчеркнул:

– Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности <…> у нас с вами не будет страны.

Представляя итоги работы секции на пленарном заседании, Алина Левитская прежде всего отметила, что тема секции сформулирована не очень корректно:

– Мы все с вами знаем, что образование – это неразрывно связанные учебный и воспитательный процессы.

Просто поразительно, почему такие формулировки – «образование и воспитание» – проходят? Конечно, слова – не главное, но тем не менее. Что же главное?

Дать фундаментальное образование? С одной стороны, да – фундаментальность как «краеугольный камень» и «главное условие высокого качества образования»2 по-прежнему в числе признанных достижений отечественной системы образования. С другой стороны, явно вырисовывается тенденция усиления прикладной направленности обучения.

Взять высоты мировых рейтингов? С одной стороны, да – майских указов никто не отменял, но с другой – риторика вокруг темы за пару лет существенно изменилась.

Гораздо важнее и, по большому счету, важнее всего – успеть сделать «особую воспитательную прививку».

– Прививку, которая укрепляет духовно-нравственный иммунитет, повышает общекультурный уровень, усиливает гражданскую зрелость и личную ответственность молодого человека перед семьей, обществом, страной, народом, – подчеркнула Алина Левитская (об опыте решения задачи, значимость которой трудно переоценить, читайте в статье СКФУ «Политика форсированного роста» в «АО», № 73, сентябрь, 2014. – Прим. ред.).

Дамокловым мечом навис над залом принципиальный посыл президента:

– <…> 250 вузов в Москве. Специалисты, которые в этом зале находятся, понимают, что качество и количество в данном случае прямо пропорционально между собой связаны.

В комментариях по поводу выступлений членов президиума съезда на пленарном заседании эта цифра вновь прозвучала:

– <…> 250 вузов, а если посмотреть, сколько человек работает на каждого конкретного студента? Есть же определённые нормы, мы к этому должны стремиться, нужно оптимизировать систему образования.

Больше ни о чём дважды не говорилось.

В лучших традициях гостеприимства дорогой гость не ушёл без подарка. Несколько школьных сочинений на тему «Человек, которому я доверяю» вручил Владимиру Путину Виктор Садовничий.

Приоритетная задача

– Каким путём идти дальше нашей высшей школе? Требуются ли поправки к некоторым траекториям движения? Что мешает нам более эффективно работать? И главное – какую ответственность мы можем и должны взять на себя? – огласил вопросы повестки дня президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. И остановился далее на шести ключевых моментах: качество образования; наука в высшей школе; университеты – новой экономике; образование и воспитание, роль гуманитарного знания; поиск и поддержка талантов; российские университеты в мировом образовательном пространстве3. Аналогичные разделы содержатся в доктрине «Новые университеты для новой России», обсуждавшейся на заседаниях тематических секций съезда с одноименными названиями.

Повышение качества результатов образования на разных уровнях – один из системных приоритетов государственной политики в сфере образования4. Так что не удивительно – что о качестве образования говорили практически все.

– Почему это главное? – акцентировал внимание аудитории Виктор Садовничий. – Потому что это вызов времени. Мир вышел на качественно новый уровень знаний. Если в начале ХХ века естественные науки завершили свою классическую стадию развития, то вслед за этим последовал всплеск новых открытий: теория относительности, деление ядра атома, полупроводники, электроника, лазеры, двойная спираль ДНК – и произошла революция информационных технологий, возникли генная инженерия, персонализированная медицина. Учёные стали понимать, что изучать надо не отдельные частицы, а общие закономерности, более сложные системы. Появились новые науки – синергетика, конвергентные науки, и всё это по-прежнему сопровождается громадным прорывом информационных технологий. И поэтому встаёт вопрос: чему и как учить? На наш взгляд, ответ один – научить учиться.

Как это сделать? Вопрос не риторический. От ответа на него зависит будущее. «Растущий объём и высокотехнологичные способы обращения с информацией требуют кардинального переосмысления содержания образования, в том числе высшей школы. Необходимо эффективное использование новых образовательных технологий, требующее, с одной стороны, повышения квалификации преподавательского состава, с другой – соответствующего пересмотра образовательных программ и учебных планов»5.

В этих условиях существенно возрастает потребность в повышении объективности оценки содержания и качества образования.

– Убеждён, что высшей школе нужна большая открытость, нужны понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены, – подчеркнул Президент РФ Владимир Путин. – И здесь серьёзную роль способно сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения – как вузовских, ведомственных, так и независимых.

Конструктивное сочетание государственных и негосударственных инструментов оценки, осуществление контроля, способствующего развитию, – осознанная необходимость. Вместе с тем на заседании самой многочисленной по количеству участников тематической секции съезда «Миссия университетов в современных условиях. Повышение качества образования» были подняты проблемы «правил игры».

Почему, например, к разнообразным конкурсам Минобрнауки РФ зачастую допускаются только подведомственные вузы? Остальные шансов на дополнительное государственное финансирование лишены. Вот дополнительный контроль – это, пожалуйста. Конечно, можно сказать, что государственное финансирование – для государственных образовательных организаций. На первый взгляд, логично. Но если негосударственная образовательная организация качественно решает государственные задачи во благо граждан своей страны, такая логика не работает. Если отраслевой вуз конкурентоспособен, то почему он не может реализовать свой потенциал наравне с подведомственными Минобрнауки РФ образовательными организациями? Или за этим кроются всё те же явные целевые установки на централизацию и оптимизацию?

Дискуссии, развернувшиеся на секциях, заслуживают особого внимания. Будем рады, если и вы, наши уважаемые читатели, поделитесь своими мнениями. О чём вы говорили или хотели бы сказать на съезде? С каким настроением вернулись в свои трудовые коллективы? Какие задачи поставили? Наши страницы открыты для продолжения диалога.

P.S. На VIII съезде РСР, состоявшемся в июне 2006 года, присутствовало около 1,5 тыс. человек. Внеочередной IX съезд РСР, прошедший в июле 2014 года, в расчет не берем – кворума не было. В работе X съезда РСР приняло участие около 600 человек. Интересно, будет ли на следующем форуме хотя бы человек 300?

  1. См. стенограмму выступления В.В. Путина на X съезде РСР на сайте http://www.kremlin.ru/news/46892
  2. Университетская доктрина «Новые университеты для новой России», с. 5.
  3. Текст доклада президента РСР Виктора Садовничего на съезде размещен на сайте союза: http://www.rsr-online.ru/congress/x
  4. http://минобрнауки.рф/пресс-центр/4200/файл/3166/Развитие образования (краткая).pdf
  5. Университетская доктрина «Новые университеты для новой России», с. 2-3.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
Информационная открытость – показатель эффективности
ENQA: российский опыт в европейском документе
Качественное образование во имя страны
Перспективы евразийского образовательного пространства
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
Международная и профессионально-общественная аккредитация
ENQA: Отчет в зачет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ